
Этот дяденька в нелепой школьной форме, при чьем появлении с ревом поднимаются стадионы - один из основателей и гитарист группы AC/DC.Его невероятные, стремительные проходы через сцену, которые совершаются без прекращения звукоизвлечения, вот уже больше тридцати лет заводят многотысячные аудитории по всему миру. Звук его гитары будоражит умы и сердца миллионов поклонников. Без Ангуса Янга невозможно представить эту рок-н-ролл, во всяком случае, его самую "высоковольтную" часть.
Сегодня Ангусу Янгу исполняется 60.
«Если бы не родители, которые какого-то черта потащились в Австралию, я бы, вполне возможно, разговаривал бы с вами в килте», - сказал Ангус Янг два года назад в интервью журналу Rolling Stone. И впрямь, Ангус, как и его братья Малькольм, Джордж и Алекс, родился в самом сердце Шотландии — в Глазго.Говорят, что первую свою гитару он в возрасте пяти лет сделал из валявшегогся без дела старого банджо — возможно, это лишь легенда. Зато истиной является тот факт, что уже в Австралии, куда Янги (все, кроме Алекса) переехали в поисках лучшей доли в1963-м, Ангус и впрямь всерьез занялся терзанием струн. Впрочем, на то были причины: старший брат Джордж уже играл в локальном бит-коллективе Easybeats и охотно делился приобретенными знаниями с младшими.
В 18 лет Малколм и Ангус, уже прошедшие практику в группах Kantuckee и Tantrum, создали коллектив, которому суждено было стать главным в их судьбе. Случайно увидев надпись на задней стороне швейной машнки их сестры Маргарет, братья Янг сочли, что название «Постоянный ток/переменный ток» идеально подходит для рок-группы — и были совершенно правы. К тому времени у Ангуса уже три года через плечо висела гитара Gibson SG - ей тоже суждено было стать одним из главных символов не только AC/DC, но и рок-н-ролла как такового.
Надо заметить, что к этому времени Янг-младший бросил ненавистную школу и работал то в мясной лавке, то печатником в типографии бульварного журнальчика. С AC/DC, впрочем, практически сразу было понятно, что это - надолго, если не навсегда. Поэтому Ангус, привыкший относиться к серьезному делу серьезно, стал задумываться о собственном сценическом образе. На сценах бушевал помпезный костюмированный глэм-рок; Янг перепробовал много чего: он напяливал личины Зорро, Годзиллы, Супермена, но в какой-то момент все та же Маргарет подсказала ему: стоит обыграть небольшой рост (158 сантиметров) так, чтобы не выглядеть нелепо и преувеличенно серьезно, а в качестве костюма предложила все ту же школьную форму - но не с брюками, а с шортами. Ангус подумал - и согласился. Впрочем, на первых порах фантазия младшего из Янгов дополняла образ школьника-хулигана. Вокалистом в первую волну популярности AC/DC был долговязый Бон Скотт; Ангус забирался к нему на закорки - такая вот сложносочиненная конструкция ныряла в публику. Скотт прокладывал путь, Ангус на его спине играл длинное соло, а из стилизованного ранца на его спине валил дым...
Со временем образ упрощался, приходя к нынешней лаконичности. Янг, поклонник блюзменов и рок-н-роллеров первой волны, у первых позаимствовал практически все гитарные приемы (творчески их переработав, конечно), а у вторых, конкретно - у Чака Берри - знаменитую “гусиную походку”, несколько усовершенствовав ее. Если Чак скакал по сцене достаточно размеренно, то Ангус по ней буквально носился взад и вперед, продолжая играть. В том же интервью Rolling Stone он признавался: “...когда носишься по сцене с гитарой наперевес, довольно сложно брать чистые ноты — очень большой процент фальши. Мне до сих пор приходится непросто, несмотря на мой огромный опыт”.
Еще одна “коронная” фишка Ангуса Янга - так называемый “спазм”: на тех, кто видит это впервые (увы, таковых на Земле все меньше и меньше) он производит неизгладимое впечатление. Гитарист в какой-то момент неожиданно валится на спину и, опираясь на спину, вращается вокруг своей оси. Надо сказать, если бы современные беспроводные технологии существовали в ту пору, когда этот прием рождался, мы были бы лишены его: “спазм” возник, когда Янг, скача по сцене, запутался в проводах и действительно повалился на спину - и, чтобы сохранить лицо, сделал вид, что так и было задумано... Ну и напоследок не забудем еще один сюрприз, который Янг, чтящий традиции шотландских предков, парней грубоватых и прямых, регулярно приберегает для публики. Современникам Роб Роя, чтобы показать противникам задницы, приходилось всего лишь задирать вышеупомянутые килты; Ангус Янг, надо сказать, ничуть не медленнее стягивает с себя шорты.
Но это все - эффекты и приемы. А что за ними стоит? Ответим коротко: одна из главных рок-групп планеты. Совершенно неудивительно, что AC/DC до сих пор собирают многотысячные залы, куда приходят уже несколько поколений поклонников: в их музыке содержится самое существенное, что может дать человеку рок-н-ролл. Это - чистая, концентрированная энергия, которая буквально потоками льется в зал. Конечно, за нее отвечает и нынешний вокалист Брайан Джонсон, крепыш в кепарике с воистину луженой глоткой - но откуда бы она бралась, если б не гитара Янга, виртуозно и лаконично свивающая пружину звука, которая, распрямляясь, выбрасывает заряд навстречу зрителю... Надо сказать, в музыке “Аккидакки” - так, на свой манер называют группу обитатели второй родины братьев Янгов, Австралии, - практически нет отрицательных эмоций: есть только положительные и, скажем так, не очень. Наверное, именно поэтому группу так любят слушать поутру в своих автомобилях воины офисных фронтов...
Россия впервые увидела группу осенью 1991 года на знаменитом фестивале “Монстры рока” в Тушино; те, кто там был, до сих пор бережно хранят игрушечные денежные купюры, которыми стреляли пушки в финале грандиозного концерта под звуки знаменитой For Those About to Rock We Salute You. Говорят, это был один из лучших концертов группы в 90-е - впрочем, вряд ли найдется тот, кто сможет вспомнить их худшие выступления.
AC/DC не так давно пришлось пережить болезнь и уход со сцены Малкольма Янга, а также заключение под стражу барабанщика Фила Радда - но при всем при том группа остается на сцене, и остается в прекрасной форме; вышедший в прошлом ноябре альбом Rock Or Bust - это все та же чистейшая энергия, все тот же показанный миру жест, полный яростного жизнелюбия. И практически за все это в ответе прежде всего он, закоренелый трезвенник, любитель бега, один из самых влиятельных коротышек современности, лучший гитарист Австралии, нынешний юбиляр, вечный школьник Ангус Маккиннон Янг.
Артем Липатов








Собянин сообщил об устранении еще одного БПЛА на подлете к Москве



























