Новости

Новости

11 апреля 2014, 09:50

Дело "охотника за младенцами": как сын героя СССР стал маньяком

"Без срока давности": "Охотник за младенцами" Анатолий Бирюков

В 70-х годах излюбленным местом советских людей была кухня. Все, будь ты заслуженный деятель искусств или рядовой гражданин, собирались по вечерам за кухонным столом. Здесь не только ужинали, но и пропускали по рюмочке, а главное, шепотом обсуждали насущные проблемы: тотальный дефицит, очередь за колбасой и самочувствие генсека.

В те годы вышел сериал "17 мгновений весны", который приковал к экранам миллионы телезрителей. Вообще телевидение, которое находилось под личным контролем Леонида Брежнева, изобиловало фильмами о доблестных буднях стражей правопорядка, разведчиков и военных. Участковый Анискин, простой рабочий Кондратьев из "Рожденные революцией", харизматичный Глеб Жеглов - после таких лент каждый второй мальчишка мечтал стать сотрудником уголовного розыска.

Тогда газеты сеяли только "разумное, доброе, вечное". Милиционеры ловко выходили на след преступников, посмевших нарушить заведенный уклад жизни, но, к сожалению, в реальности не все было так гладко. Наряду с раскрытыми преступлениями существовали такие, о которых широкая общественность даже не знала, потому что говорить о таком в стране со светлым будущим было запрещено.

Телеканал "Москва Доверие" снял фильм о расследовании дела московского маньяка Бирюкова, которое замалчивали советские СМИ.

Анатолий Бирюков, уроженец подмосковного Чехова, сын героя Советского Союза Николая Бирюкова, работал слесарем в строительном управлении. Примерный семьянин - женат, отец двух дочерей. Но в период с сентября по октябрь 1977 года он убил и надругался над пятью младенцами, каждому из них было не больше полугода.

Первое нападение было совершено 16 сентября 1977 года: сверток с девочкой, погибшей от страшного удара ножом, лежал в подъезде жилого дома, его обнаружила женщина, которая шла на прогулку с коляской. Она была не в состоянии говорить и после увиденного несколько часов не могла прийти в себя – на месте погибшей могла оказаться ее дочь.

Даже для опытных сотрудников уголовного розыска преступление казалось диким и лишенным всякого смысла. Единственное объяснение могло быть одно: девочку убили родители, которые злоупотребляли спиртным. Оперативникам было известно, что в "непьющей" стране алкоголь часто делает из людей животных. Эта версия могла бы все объяснить, но всего через пару часов милиционерам пришлось признать свою ошибку: в отделение милиции вбежала убитая горем женщина. Она утверждала, что ее дочь похитили на улице вместе с коляской.

Современным мамам сложно представить, что всего лет 30 назад каждый их день должен был начинаться с очереди в молочную кухню. Сначала нужно было получить направление у педиатра по месту жительства, затем подгадать время – молочные смеси выдавали в строго отведенные часы, потом очередь (порой нужно было отстоять несколько часов, чтобы получить всего одну бутылочку молочной смеси), но самое главное – коляски с малышами. Их приходилось оставлять прямо на улице, ни пандусов, ни специальных площадок для этого не было. Сейчас такое и представить страшно: оставить малыша хотя бы на пару минут. Но в те годы родители были спокойны: с малышом ничего не случиться, если что – кто-нибудь из очереди за ним приглядит.

Фото: ИТАР-ТАСС

Мужчина украл коляску с ребенком прямо из-под носа матери, она разговаривала с подружками и отвлеклась всего на пару минут. Жизнь на улице маршала Бирюзова превратилась в ад: подробности ужасного события передавались из уст в уста, обрастая все новыми жуткими деталями. Родители в панике забирали детей из школ и садов, игровые площадки опустели, в домах людей царил страх. При этом газеты и телевидение молчали.

Как считает следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко, появление маньяков не предавалось огласке из-за того, что власти старались избежать паники.

Тем же вечером в МВД было созвано экстренное совещание. Глава ведомства генерал Щелоков отдал срочное распоряжение, чтобы информация об этом не попала в газеты. По мнению силовиков, смерть ребенка не должна подорвать образцово-показательное спокойствие страны Советов и никто из жителей многомиллионной Москвы не должен был знать, что в их городе орудует опасный преступник.

Двое суток, без перерыва на сон и обед, следователи пытались найти хоть малейшую зацепку. Хронологию событий им удалось восстановить довольно быстро: неизвестный мужчина увез ребенка, воспользовавшись тем, что очередь у молочной кухни увлеклась оживленной беседой, затем он бросил коляску в одном из ближайших дворов, а сам направился с малышкой в подъезд. Но зачем ему понадобилась трехмесячная девочка? И почему у него не дрогнула рука, когда он всадил в беспомощное тельце острый нож? Следователям даже в голову не могла прийти истинная причина жуткой трагедии.

Третий день следствия не сулил ничего нового: по-прежнему ни улик, ни мотива, ни списка подозреваемых. В кабинетах МУРа ходили разговоры, что преступник уже скрылся из города. Внезапно в кабинете следователя зазвонил телефон. Голос на том конце провода поверг сыщиков в шок: из коляски, оставленной у магазина "Детский мир", вновь похищен ребенок.

В это было невозможно поверить: кошмар повторялся как по сценарию. С момента совершения первого преступления прошло всего три дня, и вот, в другом районе Москвы, на Проспекте мира, снова среди дня исчезает трехмесячная девочка. В тот день малышку так и не удалось найти. Не удастся это сделать еще долго, хотя сотрудники милиции прочесали все дворы, закоулки, подвалы и канализационные люки.

Обнаружат тело девочки только через полтора месяца на одной из городских свалок. Позже экспертиза установит, что кроха умерла от внутренних повреждений - над ней жестоко надругались.

Эта операция годы спустя будет признана одной из самых масштабных в истории уголовного розыска: следователи изучат личности каждого, кто когда-нибудь был замечен в преступлениях против детей. Сотни допрошенных. Под подозрение попадали все, кто имел судимости и психические отклонения.

Сыщики были уверены, что неизвестный уже давал знать о себе прежде. Позже психологи признают, что в этом была роковая ошибка следствия. Она стоила жизни еще троим малышам.

Фото: ИТАР-ТАСС

При этом слово "маньяк" считалось в Советском Союзе не то чтобы ругательным, его просто не существовало. Человек, раз за разом совершающий изуверства, не мог родиться в стране, где медицина, образование и порядок были на высшем уровне. Но в этот раз следователям пришлось признать – им противостоит одержимый человек.

Понять логику неизвестного преступника и просчитать его поведение на шаг вперед были не в состоянии даже лучшие сыщики Союза. Им оставалось только надеяться, что злоумышленник, испугавшись преследования, заляжет на дно. После двух зверских убийств по всей Москве уже дежурили вооруженные отряды милиции. Каждый вечер на вахту заступали группы добровольцев.

Казалось, при таких мерах мимо мышь не проскочит. Но ровно через неделю после совершения первого преступления в другом районе столицы был украден полугодовалый мальчик. Его мать отлучилась на минутку, попросив присмотреть соседскую бабушку. А дальше все как на ускоренной перемотке: внезапно подбежавший мужчина вырвал ребенка прямо из рук пожилой женщины и скрылся во дворах.

В это невозможно было поверить: неизвестный варвар как будто был начисто лишен чувства страха. Он похищал детей на оживленных улицах и в тихих дворах, где все знали друг друга в лицо, увозил своих жертв за несколько кварталов от места преступления или издевался над ними чуть ли не в соседнем подъезде. Следствие зашло в тупик. Поведение маньяка означало одно из двух: либо он убийца со стажем, который тщательно планирует свои преступления с точностью до секунды, либо бесконтрольный психопат, который каждый раз действует спонтанно и непредсказуемо.

Единственный раз за время проведения операции сыщики были буквально в двух шагах от человека, держащего в ужасе всю Москву. В это время у них был уже портрет преступника, составленный со слов очевидцев. Многие описывали его одинаково: мужчина 30 лет, одет в мятые серые брюки и клетчатую рубашку с закатанными по локоть рукавами, на голове кепка. Портрет предполагаемого убийцы был составлен довольно точно, только под это описание подходил почти каждый второй.

Однажды милиционеру показался подозрительным мужчина на автобусной остановке. Следователи не предполагали, что эта случайная встреча с оперативником заставит Бирюкова изменить свою тактику. Он заметил, как правоохранители остановили мужчину с ребенком и понял, что на него началась охота. Поэтому он переключился на Чехов, где убил еще двоих детей.

Фото: телеканал "Москва Доверие"

Дело "охотника за младенцами" приобретало масштабы национальной трагедии. Чем больше милиция предпринимала усилий по его поиску, тем более дерзкий выпад он бросал в ответ. Газеты по-прежнему молчали, но сарафанное радио бросало слух об изувере все дальше от столицы.

21 октября 1977 года старожилы Чехова запомнили надолго. С момента похищения первой жертвы маньяка прошло чуть больше месяца, за это время еще четыре матери лишились своих малышей. Все тела были найдены и опознаны, но следствие, лишенное прямых улик, ходило кругами.

Вечером после трудового дня в продуктовом магазине на окраине Чехова было людно. Невзрачный мужчина в кепке, надвинутой на лоб, не сразу привлек к себе внимание. Поравнявшись с детской коляской, которая стояла у двери, он как будто застыл в нерешительности, а затем, бросив беглый взгляд в сторону магазина и убедившись, что на него не смотрят, протянул руки к ребенку. Через секунду он уже прижимал к себе маленький сверток.

Из магазина вышла молодая женщина и направилась к коляске – она была пустая. Побросав все на месте, несколько человек кинулись вдогонку. Мужчина уже заворачивал за угол. Заметив погоню, он резко прибавил шаг, а потом и вовсе побежал. Несколько кварталов он не выпускал свою ношу. Но когда понял, что от преследования не уйти, бросил ребенка прямо на асфальт. Мать четырехмесячной девочки, не понимая, что происходит, подбежала к дочери – она была жива. Преступник убежал.

Всю ночь милиционеры с местными жителями прочесывали окрестности. Лицо изверга несколько человек запомнили в мельчайших деталях. Теперь они узнали бы его без ошибки, но где он спрятался, было неизвестно. А маньяк спокойно спал дома, обнимая свою жену, мать двоих детей. Уже на следующее утро у следователей был портрет преступника. Позже они удивятся, насколько точно людям удалось запомнить лицо этого человека: глубоко посаженные глаза, рот ниточкой и большие залысины - кепка, которая все время скрывала лицо преступника, слетела во время погони.

Сотрудники одного из строительных управлений Москвы немало удивились, когда оперативники показали им портрет предполагаемого преступника, лишившего жизни пятерых невинных младенцев. В течение суток милиция обошла почти все отделы кадров Москвы и Чехова. Коллеги Анатолия Бирюкова еще долго не могли поверить – этот тихий и спокойный, исполнительный слесарь, который всегда был на хорошем счету, проходит как главный подозреваемый в деле о серии бесчеловечных убийств. Следователи позже признают, что именно в этом была роковая ошибка: они искали преступника среди закоренелых убийц, а совершал злодеяния человек с безукоризненной репутацией.

Бирюкова взяли, когда он пришел домой с работы. Милиционер принес потерянную кепку, и жена ее опознала. Мужчина пытался бежать, но был схвачен. Судебный процесс по делу маньяка Бирюкова длился более года. Первые несколько месяцев родственники и друзья отказывались верить в его виновность – слишком невероятным казалось, что этот человек, передовик производства, порядочный семьянин, отец двух дочерей, совершил серию бесчеловечных надругательств над младенцами.

Фото: ИТАР-ТАСС

Во время следствия Бирюков не раз пытался обратиться за помощью к родителям, он был уверен, что его реабилитируют за боевые заслуги отца. Но Бирюков-старший отказался от сына прямо в зале суда. Доказательства вины были настолько красноречивы, что даже отцовская любовь не выдержала такого испытания.

Судебная экспертиза признала Бирюкова вменяемым. Несколько месяцев комиссия исследовала мотивы обвиняемого, почему он испытывал влечение к младенцам и для чего он их убивал. Появление такого чудовища в стране Советов казалось нонсенсом. Материалы уголовного дела Бирюкова были обнародованы только в конце 90-х годов, когда власть уже не так усердно старалась замаскировать пороки общества.

Материалы и протоколы допросов повергли в шок не одно поколение следователей. Тихий слесарь, сын героя, в красках и с подробностями смаковал как он расправлялся со своими жертвами. Лишь раз он обмолвился, что на преступление пошел, недополучив от жены ласки и тепла. Бирюков получил высшую меру наказания. В феврале 1979 года, в возрасте 35 лет, он был расстрелян.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика