Новости

Новости

12 августа 2015, 13:50

Экономика

Куда уходит Москва торговая: колумнист Сергей Соколов об исчезающих магазинах

Фото: facebook.com/serg.asta

Сергей Соколов – дилетант широкого профиля, в прошлом журналист, а ныне путешественник и светский наблюдатель бурного потока столичной жизни во всем ее пестром многообразии. Он смело окунается и в пир, и в мир, чтобы поделиться впечатлением с читателями колонки на m24.ru.

Вышло так, что мне нравится кинза. Из триумвирата доступных в магазине трав петрушке и укропу предпочитаю кинзу. Радуюсь каждой встрече с ней в овощном отделе. Но свидания, к сожалению, не радуют регулярностью. В разлуке с кинзой я готов отдаться укропу.

Кроме кинзы я люблю геркулес. Это варево беспощадно побеждает все прочие блюда в номинациях "стоимость/время приготовления/польза". В детстве я наивно предполагал, что мое успешное уклонение от употребления геркулеса пройдет незамеченным. Так вот, прошли годы, и я понял, что геркулес умеет ждать. Маятник качнулся в другую сторону, и теперь 1 килограмм хлопьев в неделю уже не рекорд.

Есть, правда, небольшой компромисс – употребляю я все это с вареньем. Бабушкиных закромов нет, поэтому вместо варенья в ход идет перетертая с сахаром ягода – черника, малина, клюква, брусника из пакетиков. В таких еще майонез продают и кетчуп. Очень удобно. Но встретить их в окрестных магазинах еще труднее, чем кинзу.

Фото предоставлено Сергеем Соколовым

Или газировка. Все знают, что в ней ржавеют лезвия и растворяются новейшие танки. Но если исследовать внимательнее, то выяснится, что отечественный производитель тихо создал амброзию из краснокнижных растений и спрашивает за сей нектар объемом два литра смешные деньги. На вкус даже лучше напитка "Байкал" времен СССР. Но как же трудно найти за частоколом других распиаренных собратьев, скромную этикетку любимой женьшеневой субстанции.

Сознаюсь и в пагубных пристрастиях. Так и хочется крикнуть: "Человек, а подай мне японских сигарет из Санкт-Петербурга и чешского пива из Калуги!" Но нет у меня ни денщика, ни курева и пива. Сигареты почти такие, но крепче. Пиво тоже есть, но тара не та и не в холодильнике.

Вокруг меня пять супермаркетов всех мастей. Но драгоценные для меня вышеперечисленные кинза, ягода, перетертая с сахаром, газированный напиток из женьшеня я могу приобрести только в маленьких частных магазинчиках, чудом выживших в ЦАО. А таких близ моего дома три. И все три принадлежат армянам.

Фото предоставлено Сергеем Соколовым

И мне нравятся армяне. Мне нравится, как они занимаются своим делом. Мало того, армяне почти всегда, в случае отсутствия у меня мелочи на сдачу, непременно скажут: "Потом занесешь!"

Со своей стороны я развил инициативу дружелюбия и доверия и стал оставлять им мелочь в "фонд развития!", что сразу открыло мне невероятные в супермаркете возможности. Отсрочка платежа, отсутствие эмбарго на продажу алкоголя, доставка продуктов на дом. Нет пределов клиентоориентированности у владельца магазина. И это здорово!

Ему бы лекции читать на эту тему, да некогда, делом надо заниматься. Знавал я одну журналистку, полагавшую, что важнее всего в редакционной работе "вовремя улавливать эманации начальства". У журналистки выходило не очень, а вот улавливать эманации покупателя моим друзьям-армянам удается на все сто.

Конечно, если разбираться с вопросом – Qui prodest? (кому выгодно? – m24.ru), сразу все станет понятно. Ближайший к моему дому продуктовый магазин, устойчиво нареченный в силу конструкционно-архитектурных особенностей "кирпичным", долго сопротивлялся.

Он был приватизирован по второму типу тетками, работавшими в нем еще при царе Леониде (Брежневе, а не того – из "Приключений спартанцев") и сохранял фирменную черту советской торговли – "один прилавок – один продавец".

Чтобы купить в этом магазине привычный набор продуктов, требовалось в два раза больше времени, чем в супермаркете. Тем не менее, люди приезжали в этот магазин на метро, стояли в очередях. Зачем? Все просто! Они терпеливо дожидаясь своего свидания с Аллочкой из бакалеи или Кларой Захаровной из винного, чтобы спросить: "А как у вас дела?", "Дочка вышла замуж?" А в ответ получить: "Все в порядке. Кстати, эту курицу не берите, завтра спишем ее, давно лежит", "Приходите завтра, выбросим чудесные антрекоты!" Только вдумайтесь: "выбросим"! И это во времена без дефицита и торговли из-под прилавка.

Теперь в "кирпичном" супермаркет среднего ценового сегмента. Каков товар на вкус, никто из персонала не знает. Бездушная индустриализация торговли даже на место усталого кассира усадила автоматический шкаф самообслуживания: "Просканируйте выбранный товар и положите его на место для покупок".

Фото предоставлено Сергеем Соколовым

Вряд ли тетеньки продали магазин по собственной воле. Для них это был не только устойчивый источник дохода, но и социально-коммуникативная арена, возможно, высшая ступень их самореализации в пирамиде Маслоу. Сейчас вместо них тихие женщины из Средней Азии выполняют предписания супервайзера и трут и без того чистый пол. Заклеенный срок хранения не их вина, а политика ритейлера, имеющего листинг на Лондонской бирже.

Почему же нас загоняют в супермаркеты? В самом дорогом из них дважды купил просроченный скисший суп. В самом дешевом пиво стоит дороже, чем у армян. Овощи и фрукты что там, что здесь... Ну, сами понимаете. Глядя на индустриализированные источники рациона, скучные мысли приходят.

Надеюсь, что металлический привкус от общения с банкоматом и урчание в животе (привет заклеенному стикером сроку хранения) – не все, что осталось у нас от чудесного занятия сходить к своим, купить что-нибудь вкусненького.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика