Новости

Новости

02 апреля 2015, 16:15

Общество

Перезагрузка учебника: как школьные знания становятся электронными

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

По закону об образовании, с начала этого учебного года все учебники, которые входят в федеральный перечень, обязаны получить электронную копию. При этом уже с 1 января 2015 года для издания допускаются лишь те пособия, которые имеют цифровой аналог. М24.ru расскажет о возможностях электронных учебников, а также о том, что думают учителя и родители о переходе на цифровые пособия.

Возможности электронного учебника

Одно из основных преимуществ электронной книги заключается в том, что она дает возможность работать с информацией так, как не может этого позволить книга бумажная. В идеале цифровое пособие – специально разработанный учебный комплекс, который может включать виртуальные классы, тестирование и другие формы интерактивного обучения. Такой учебник может содержать гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развернутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника. В нем возможно использование аудио- и видеоматериалов, графики – и все это благодаря его большей емкости. Иными словами, один электронный учебник может вместить несколько книг дополнительной информации, чего бумажный себе позволить не может.

Для школьных учебников создадут мобильные приложения

"Электронный учебник дает возможность большей индивидуализации при обучении. Он более доступен: его можно просто переслать по электронной почте. По нему дети могут проходить самотестирование, а содержание такого обучения легче актуализировать", – говорит ректор Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС) Елена Бекшинская.

Виктор Панин, председатель Всероссийского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг

Я хорошо отношусь к любым нововведениям, которые связаны с применением современных, инновационных технологий, потому что, однозначно, за этим будущее. Бумажные носители уходят в прошлое – у нас век цифровых технологий, век интернета и скоростного обмена информацией. Помимо того, что цифровые пособия сделают школьные ранцы ощутимо легче, их использование значительно снизит затраты на производство книг для школы. Если бумажные учебники нужно печатать миллионными тиражами, то для электронного учебника достаточно, что он существует в единственном экземпляре, а распространить его не составит особого труда. Это совершенно иные денежные затраты.

Погрешности системы

Пока нельзя ограничиться созданием лишь электронного учебника – он по-прежнему должен существовать и в бумажном виде. К тому же, не все издатели и разработчики готовы к тому, что им нужно демонстрировать инновационные подходы при изготовлении электронной версии учебников. Подчас они ограничиваются лишь тем, что делают цифровую копию бумажной книги, которая не предоставляет всех тех интерактивных возможностей, для реализации которых, этот учебник и создается.

Кроме того, есть санитарные нормы, которые предписывают, что детям нельзя работать за компьютером непрерывно более 20 минут. За этим надо будет строго следить не только учителям в школе, но и родителям дома, иначе это может отрицательно сказаться на здоровье учеников.

Какие гаджеты используют в школах

Глава МИРБИС Елена Бекшинская признает, что ориентация на обучение по электронным пособиям способна увести детей от живого общения, а это может сказаться на развитии у них коммуникативных умений. Чтобы этого не произошло, по ее мнению, надо развивать активные формы занятий, основанные на живом общении.

Электронные учебники как средства обучения по-прежнему остаются доступными не для всех: не каждая семья может позволить себе купить ребенку компьютер. Отметим, что вопрос о том, кто обеспечит учеников гаджетами, необходимыми для работы с электронными книгами, – родители или школа, пока до конца не решен и находится в стадии обсуждения.

Что на практике

Департамент образования Москвы совместно с издательством "Просвещение" проводит эксперимент по внедрению электронных учебников в шести школах с 1 сентября 2014 года. Занятия проходят по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Эксперименту предшествовала подготовительная работа – летом прошлого года был организован специальный лагерь для учителей и учащихся по работе с этим учебникам, рассказал директор по внешним коммуникациям издательства "Просвещение" Сергей Григоренко. Пока о результатах говорить рано – они будут оцениваться в конце учебного года, – однако представители учительского сообщества приветствуют эту инициативу.

Тамара Эйдельман, заслуженный учитель РФ, преподаватель истории гимназии №1567

"Я думаю, что это очень удобно: электронные учебники легче носить, они не изнашиваются, в них проще поиск. Однако это далеко не везде реально даже в Москве, что уж говорить о регионах. Там совершенно иной уровень жизни и компьютеризации. Но, все же, за электронными учебниками будущее, потому что они предоставляют огромные возможности".

Директор Центра образования №548 Ефим Рачевский считает эту меру очень своевременной. "Мировая практика показывает, что, чем разнообразнее каналы, по которым человек получает информацию, тем глубже ее восприятие. Поэтому закон Ома легче запомнить, если он будет представлен не только в виде формулы, но и в виде анимации. А изучать Африку на уроке географии гораздо интереснее, если можно прямо в учебнике посмотреть небольшой видеофрагмент о природе этой страны. Давным-давно пора было ввести электронные учебники, это очень хорошо", – сказал Рачевский.

Мировой опыт

По словам заместителя исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, образование всего мира сейчас проходит "стадию разработки электронных учебников и их опытного внедрения". Однако до этого многие зарубежные страны занимались созданием электронного контента для школы уже около десяти лет.

В Южной Корее в этом году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. К настоящему моменту уже три года в этой стране идет обучение учителей работе с электронными пособиями.

В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Специфика России заключается в том, что у нас есть понятие "федеральный перечень учебников", и именно на этом уровне осуществляется поддержка внедрения цифровых пособий государством.

Электронные vs. Бумажные

По словам заместителя председателя Московского родительского комитета Руслана Ткаченко, мнение родителей по поводу перехода на цифровые учебники пока не сформировалось. "Не все на данный момент столкнулись с электронными пособиями. А среди тех, кто имел с ними дело, кому-то понравилось, кому-то нет, а кто-то просто воспринял это в качестве неизбежного стандарта школы как института, которому он доверяет своего ребенка", – признался Ткаченко.

Однако может настать момент, когда с электронными пособиями придется столкнуться всем и обязательно. Пока их введение в школах имеет характер методической рекомендации и сама школа решает, использовать цифровые книги или нет. Но, по словам Виктора Панина, этот этап является лишь временным.

"Я оцениваю это решение как переходный этап от бумажных носителей к электронным. Пока правительство предлагает дублировать бумажные учебники электронными и не настаивает на том, чтобы в обязательном порядке в школе были только лишь электронные. Но все это готовит почву для того, чтобы полностью перейти на цифровые пособия. Мы все придем к тому, что книг в школе не будет. Это однозначно", – уверен эксперт.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика