16 сентября 2014, 12:32

Мексиканские индейцы спасались от голода алкогольной "диетой"

Мексиканские индейцы, жившие в Мезоамерике, употребляли алкоголь не только для увеселения и в ритуалах, но и в качестве "резервной" пищи в засушливые годы. Об этом говорится в работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В Теотиуакане археологи обнаружили множество фресок с изображением агавы и сценами употребления алкогольного напитка. Кроме того, были найдены амфоры, похожие на те сосуды, где пульке (напиток из ферментированного сока агавы крепостью 6-18 процентов) хранили при ацтеках и в современной Мексике, а также приспособления, которые могли использоваться для выжимания сока.

Однако непосредственных археологических доказательств употребления пульке в Теотиуакане пока не нашли - дело в том, что химические вещества алкогольных напитков, в отличие от гидрофобных пищевых жиров, растворяются в воде и поэтому почти не оставляют следов на посуде.

Исследователи обратились к новому методу: поиску биомаркеров бактерии, вырабатывающей этиловый спирт. Из примерно 300 изученых сосудов "алкогольные" следы были обнаружены на 14 амфорах и оллах "золотого века" Теотиуакана (200-550 годы нашей эры). На них же нашли химические остатки сосновой смолы, которая, скорее всего, использовалась для гидроизоляции сосудов.

Теотиуакан, один из величайших культурных и экономических центров Мезоамерики, располагался в высокогорном и засушливом районе и по этой причине часто страдал от неурожаев и голода. Именно поэтому археологи предположили, что жители Теотиуакана алкогольные напитки были важным источником питательных веществ и воды в особо засушливые годы.