14 ноября 2014, 13:10

В Сибири нашли останки крупнейшего динозавра

Скелет пситтакозавра. Фото: wikipedia.org/Michelle Pemberton

В Кемеровской области обнаружили останки самого крупного пситтакозавра, сообщает "Интерфакс". Длина его тела от головы до кончика хвоста могла достигать трех метров.

"Столь крупная особь пситтакозавра, скорее всего, была очень взрослой. Поэтому животное настолько выросло. Кстати, в месте массового захоронения динозавров, которое было обнаружено при раскопках, найдены кости и совсем маленьких особей, череп которых не превышает 2-3 сантиметра", – рассказал научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Константин Тарасенко.

Как отметил ученый, ранее считалось, что пситтакозавр сибирский уступает по своим размерам пситтакозавру, останки которого нашли на территории современной Монголии. Однако выяснилось, что кузбасский "великан" превосходит всех известных динозавров этого вида.

"Благодаря обнаруженным останкам мы сможем значительно расширить свои представления относительно биомеханики этого животного, говоря проще, узнать, как оно двигалось. Дополнительно к этому, возможно, удастся уточнить какие-то аспекты, относящиеся к образу жизни пситтакозавра, рацион их питания", – отметил Тарасенко.

Пситтакозавры

Пситтакозавры – представители отряда рогатых динозавров, которые жили на территории современной Азии примерно 130-100 миллионов лет назад.

По ископаемым останкам, найденным в разных районах современных Китая, Монголии и России, определено не менее десяти видов пситтакозавров.

Все виды пситтакозавров были двуногими травоядными животными размером с газель, с мощным "клювом" на верхней челюсти.

Отметим, в конце августа американские палеонтологи, предположили, что останки 24 детенышей и одного взрослого динозавра, найденные в Китае, были яслями, где за молодыми животными присматривала их "няня". Кусок породы с окаменелостями был обнаружен в провинции Ляонин на северо-востоке Китая.

Кратко находку описали еще десять лет назад, однако американские ученые решили обследовать ее с помощью рентгена, а также под микроскопом. Анализ показал, что 24 детеныша травоядного пситтакозавра, возрастом около 120 миллионов лет, были примерно одинакового размера.

В породе также сохранился крупный череп. Судя по его размерам, животному в момент смерти было около 5 лет. При этом половой зрелости ящеры этого вида достигают в 8-9 лет, так что данная особь не могла быть родителем детенышей. Ученые считают, что это был их старший брат (или сестра), ставший "няней" для новорожденных пситтакозавров.