13 марта 2014, 12:08

Уран и "Звезда смерти": открытия Уильяма Гершеля

Уильям Гершель. Фото: gutenberg.org

233 года назад, 13 марта 1781 года, в доме номер 19 на улице Нью Кинг в городе Бат, графства Сомерсет английский астроном Уильям Гершель открыл Уран. Седьмая планета Солнечной системы принесла ему славу и вписала его имя в историю. Об Уране и других значимых открытиях Гершеля – в материале M24.ru.

Уран

До Уильяма Гершеля все, наблюдавшие Уран, принимали его за звезду. Свой шанс упустили Джон Флемстид в 1690 году, Пьер Лемонньер в промежутке между 1750 и 1769 годами (а он, надо отметить, видел Уран по меньшей мере 12 раз).

13 марта 1781 года, используя телескоп собственной конструкции, Гершель обнаружил небесное тело. В своем дневнике он отметил, что, возможно, увидел комету. Последующие недели показали, что объект перемещается по небу. Тогда ученый еще больше утвердился в своей гипотезе.

Уран и его спутник Ариель (белая точка на фоне планеты). Фото: solarsystem.nasa.gov

Однако несколько месяцев спустя русский астроном с финско-шведскими корнями Андрей Иванович Лексель совместно с парижским коллегой Пьером Лапласом рассчитали орбиту небесного тела и доказали, что открытый объект является планетой.

Планета находилась на расстоянии почти 3 мдрд километров от Солнца и превышала объем Земли больше чем в 60 раз. Гершель предложил назвать ее Georgium Sidus – "Звезда Георга" – в честь правящего короля Георга III. Он мотивировал это тем, что в просвещенное время давать планетам имена в честь греческих богов или героев было бы весьма странно. Тем более, по мнению Гершеля, при разговоре о любом событии всегда возникает вопрос – когда оно произошло. И название "Звезда Георга" точно бы указывало на эпоху.

Однако за пределами Британии предложенное Гершелем имя не снискало популярности, и вскоре появились альтернативные версии. Уран предлагали назвать в честь его первооткрывателя, также выдвигались версии "Нептун", "Нептун Георга III" и даже "Нептун Великобритании". В 1850 году было утверждено привычное сегодня имя.

Спутники Урана и Сатурна

В XVIII веке было открыто пять небесных тел, не считая кометы. И все эти достижения принадлежат Гершелю.

Через шесть лет после открытия Урана Гершель обнаружил у планеты первые спутники. 11 января 1787 года были открыты Титания и Оберон. Правда, имена они получили не сразу и более 60 лет фигурировали как Уран-II и Уран-IV. Под номерами I и III шли Ариель и Умбриель, открытые Уильямом Ласселем в 1851 году. Названия спутникам дал сын Гершеля, Джон. Отойдя от сложившейся традиции именовать небесные тела в честь персонажей греческой мифологии, он выбрал персонажей магических – королеву и короля фей Титанию и Оберона из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира и сильфиду Ариель и гнома Умбриель из поэмы "Похищения локона" Александра Поупа.
Кстати, спутники, открытые Гершелем, в те времена были различимы только в его телескоп.

Спутник Сатурна Мимас. Фото: nasa.gov

В 1789 году с разницей примерно в 20 дней астроном открыл два спутника у Сатурна: 28 августа он обнаружил Энцелад, а 17 сентября – Мимас. Первоначально – Сатурн I и Сатурн II, соответственно. Имена им также дал Джон Гершель. Но, в отличие от Урана, у Сатурна уже были открытые ранее спутники. Поэтому новые названия были связаны с греческой мифологией.

С Мимасом связано интересное наблюдение, сделанное фанатами фантастической саги "Звездные войны". Если смотреть на спутник под определенным углом, то он напоминает боевую станцию "Звезда смерти".

Двойные звезды

Начав заниматься астрономией, Гершель сфокусировал свои наблюдения на парах звездах, расположенных к друг другу слишком близко. Раньше считалось, что их сближение случайно. Но Гершель доказал, что это не так. Наблюдая за ними в телескоп, он обнаружил, что звезды обращаются одна вокруг другой по орбите, подобно вращению планет.

Так были открыты двойные звезды – звезды связанные в одну систему силами тяготения. Около половины звезд в нашей галактике являются двойными. В такую систему могут входить черные дыры или нейтронные звезды, поэтому для астрофизики открытие Гершеля имело большое значение.

Инфракрасное излучение

В феврале 1800 года Гершель тестировал фильтры различных цветов для наблюдения пятен на Солнце. Он заметил, что некоторые из них нагреваются больше остальных. Тогда при помощи призмы и термометра, он пытался определить температуру различных участков видимого спектра. При движении от фиолетовой полосы к красной столбик термометра полз вверх.

Открытие инфракрасного излучения. Фото: nasa.gov

Гершель думал, что там, где кончится видимая часть красного спектра, термометр покажет комнатную температуру. Но, к его удивлению, температура продолжала повышаться. Так было положено начало изучению инфракрасного излучения.

Кораллы

Гершель оставил свой след не только в астрономии, но и в биологии. Об этой стороне его деятельности известно не так много.Однако Гершель первым доказал, что кораллы – не растения. Несмотря на то, что средневековый азиатский ученый Аль-Бируни отнес губки и кораллы к классу животных, отмечая их реакцию на прикосновения, их продолжали считать растениями.

Уильям Гершель с помощью микроскопа определил, что у кораллы имеют клеточную мембрану, как у животных.

Знаете ли вы…

До такого как увлечься астрономией и совершить свои удивительные открытия, Уильям Гершель был музыкантом. Он был полковым гобоистом в Ганновере, затем перебрался в Англию, где устроился органистом и учителем музыки. Изучая теорию музыки, Гершель увлекся математикой, затем оптикой и наконец − астрономией.
Он написал в общей сложности 24 симфонии для больших и малых оркестров, 12 концертов для гобоя, два концерта для органа, шесть сонат для скрипки, виолончели и клавесина, 12 сольных произведений для скрипки и баса-континуо (генерал-бас), 24 каприччио и одну сонату для скрипки-соло, одно анданте для двух бассетгорнов, гобоев и фаготов.
Его произведения до сих пор исполняются оркестрами и их можно послушать.

Марьяна Пискарева