Новости

Новости

28 февраля 2014, 18:03

Общество

Творческий подход и молоко за вредность: как работают таксидермисты

M24.ru рассказывает, как работают люди, которые создают чучела животных для коллекции музея Дарвина, - таксидермисты.

Небольшая комната со специфическим запахом и огромным количеством животных: курица рядом с осьминогом и китовые кости по соседству. В таксидермической мастерской Дарвиновского музея работают Валентина Николаевна и Оксана - женщины, которые создают чучела для экспозиции.

Валентина Николаевна отрывается от работы: “Здравствуйте. У нас тут такой беспорядок, а вы фотографировать хотите”. В центре комнаты большой стол, на нем - почти готовые экспонаты и инструменты - фломастеры, клей, кисточки, химические растворы в стеклянных банках. Больше всего почему-то жалко крохотного пингвина, у которого нет правой лапки.

Фото: Юлия Накошная/M24.ru

Таксидермисты создают экспонаты, которые стоят много лет и должны быть максимально похожими на животное. “Особенность материала в том, что он природный и подвержен естественному распаду, - рассказывает Валенитина Николаевна, - предотвратить полностью его нельзя, можно только затормозить – на 10, 20, 100 лет”.

Профессия таксидермиста считается опасной. Рабочий день сокращен на час, раньше давали молоко за вредность. “Сейчас эта идея растворилась”, - улыбается Валентина Николаевна. На рубеже XIX и XX веков таксидермисты не знали об опасности и обрабатывали чучела мышьяком и сулемой. Сулема - это ядовитый белый порошок хлористой ртути.

У таксидермистов свой дресс-код: убранные волосы, специальный халат и иногда маска, защищающая от вредных испарений.

Валентина Николаевна. Фото: Юлия Накошная/M24.ru

Приступать в изготовлению чучела можно только в том случае, если шкура не повреждена или повреждения практически незаметны. Для того чтобы шкура хранилась долго ее обрабатывают специальным способом с применением химикатов. Но, как мы уже сказали, современные химические вещества практически безвредны.

Под выделанную шкуру готовится макет или манекен животного – это деревянный каркас и мягкий наполнитель. Этот этап особенно важен: при создании макета таксидермист решает, в какой позе будет его животное - как будут расположены лапки, куда будет повернута голова, будет ли хвост задран или опущен.

Последний этап – на почти готовое чучело надевают шкуру, приклеивают глаза, зубы и прочие “мелочи”. Если мастер работает над птицей – нужно быть очень внимательным при расположении перьев и правильно размещать перья ряд за рядом.

Фото: Юлия Накошная/M24.ru

На столах в мастерской больше всего куриц. Юрловская голосистая сделана буквально на днях, объясняет Валентина Николаевна. Птицу в музей передал институт куроводства.

Таксидермист добавляет: “У нас еще есть две новые курицы, их Оксана сделала. Все передано очень точно. Даже приезжал специальный человек и рассказывал об особенностях породы”.

Оксана – внесценический персонаж. Она уехала в зоопарк, подписывать договор (Московский зоопарк традиционно передает часть погибших зверей Дарвиновскому музею), но все время кажется, что женщина где-то рядом. Вот на столе подготовленные сотрудницей чучела, вот Валентина Николаевна в очередной раз хвалит Оксану и радуется, что в музее такие талантливые таксидермисты.
“Она пришла лаборантом, помогала мне, потом начала работать сама. Этих кур Оксана делала сама. Эти куры сделаны лучше, чем умею делать я”, - рассказывает Валентина Николаевна.

Оксана. Фото: Юлия Накошная/M24.ru

В Москве есть только одно училище, где обучают таксидермии в рамках спецкурса. Этой профессии не учат в душных лекционных залах и за нее не ставят оценки на экзаменах. Валентина Николаевна улыбается: “Для каждой мастерской в музее очень важно обеспечить преемственность. У нас это случилось, и я очень довольна”.

Таксидермист признается, что любит профессию за непредсказуемость и творческую составляющую. Валентина Николаевна училась на биофаке в Белоруссии, где присоединилась к кружку по таксидермии. Кроме Валентины Николаевны и Оксаны в музее работает Калерия Александровна. У нее отдельная мастерская и собственное расписание. Основная задача старейшего таксидермиста музея – реставрация экспонатов.

Калерия Александровна работала в музее, когда у него еще не было собственного здания (здание Дарвиновского музея на ул. Вавилова открылось в 1996 году - M24.ru) и фонды располагались на Малой Пироговской улице. “Однажды там прорвало трубу, случилось наводнение и часть экспонатов была повреждена. Калерия Александровна до сих пор реставрирует чучела после происшествия, хотя прошло уже более двадцати лет”, - делится руководитель пресс-службы музея Татьяна Коровкина.

Время изготовления чучела может занять один день, а может длиться несколько недель. Крупных зверей вроде слона или лошади таксидермическая мастерская сейчас не делает – это принципиальная позиция директора Анны Клюкиной.

Во-первых, создание огромного экспоната требует использование полиуретана – материала относительно нового. “Директор считает, что чучела должны быть сделаны старым способом из ваты, пакли, дерева, проволоки, стружки”, - добавляет Валентина Николаевна. Во вторых, для создания медведей и мамонтов необходимо владеть искусством сварки и физической силой – хрупкие и женственные Оксана и Валентина Николаевна не справятся с этой работой.

Фото: Юлия Накошная/M24.ru

По словам таксидермиста, время изготовления экспоната зависит от того, сколько таких чучел ты уже сделал. Работа над чучелом – работа над характерными особенностями животного. “Когда делаешь любую птицу, надо знать огромное количество моментов. Ладно голуби – за ними можно наблюдать по дороге на работу, но у нас появляются совсем необычные экзотические животные”, - объясняет Валентина Николаевна.
“Коллеги из других организаций часто говорят: “Ой, у вас такой маленький план на год!”. Мы отвечаем: “У нас нет повторов, каждый экспонат индивидуален”, - продолжает таксидермист, - они обычно делают не больше пяти видов простых птиц: глухарь, рябчик. Работа у них механическая. С такой работой малехонькую птичку можно хоть за день сделать”.

Фото: Юлия Накошная/M24.ru

Отдельного внимания заслуживают глаза. Каждому животному их подбирают индивидуально. Главное условие – глаза должны подходить чучелу по цвету и размеру. Так что, возможно, у птицы, которая смотрит на вас пристальным взглядом за витринным стеклом, могут стоять глаза, предназначенные для белки. “В начале прошлого века таксидермисты делали глаза, сегодня покупают сами – это дешевле и качественнее. Сейчас я вам покажу”, - Валентина Николаевна протягивает упаковку, откуда на меня смотрят десятки пар глаз – желтые, ярко-зеленые, белые.

“Есть животные, у которых глаза совсем крошечные, как будто точечки, - с особой нежностью продолжает Валентина Николаевна, - чтобы сообразить, какие глаза поставить белозубкам, самым мелким млекопитающим, два вечера после работы я ездила по магазинам рукоделия и искала самый мелкий бисер”.

Белозубки с бисерными глазами. Фото: Юлия Накошная/M24.ru

Всего в музее Дарвина хранится несколько тысяч чучел животных всевозможных пород, видов и подвидов. По словам сотрудников, посетитель видит не больше десяти процентов всей коллекции. Большая часть экспонатов спрятана в хранилищах – больших помещениях со специальной температурой и железными шкафами.

Чучела в музее появляются не только усилиями таксидермистов. Иногда зверей привозят из других музеев, обычные люди передают чучел из личных и фамильных коллекций. Бывает, что животными Дарвиновский музей обеспечивает таможня: чучела, не прошедшие контроль на границе, становятся частью экспозиции.

“Однажды нам позвонили из таможни и сказали, что привезут крокодила. Мы обрадовались – таможенники уже дарили нам качественно сделанные чучела, - рассказывает представитель пресс-службы Татьяна Коровкина, - когда мы увидели аллигатора, долго смеялись”. Вместо обычного крокодила музею подарили существо, сидящее на задних лапах, с открытой пастью и держащее передние ладошки вместе. Позже животное назвали “упоротым крокодилом” по аналогии с известным лисом. Зверь поселился в таксидермической мастерской, и мы вряд ли увидим его в выставочных залах музея.

Татьяна рассказала, что таксидермисты музея к таким чучелам относятся несерьезно и считают их, скорее, развлечением и арт-объектом. Истинной таксидермии стоит быть реалистически-точной.

Тот самый крокодил.Фото: Юлия Накошная/M24.ru

У таксидермии нередко встречаются противники. Люди, которые сравнивают превращение животного в чучело-экспонат с ритуальным обрядом, схожим по жестокости с охотой на мамонта или принесения в жертву ни в чем не повинных зверей.

Ситуацию комментирует старший научный сотрудник музея Игорь Фадеев: “Очень сложный вопрос, что жестоко, а что нет. Жестокость плоха, когда она слепая и бестолковая. Мы должны отдавать себе отчет в том, что мы убиваем огромное количество животных, асфальтируя территории, линии электропередач также губят огромное количество птиц. Таксидермические коллекции хранятся в музеях, служат науке и, прежде всего, работают на сохранение животных и пополняют наши знания. Большинство людей не шокирует мясная вырезка в магазине или рыбный рынок, но тех же самых людей шокирует чучело животного в музее”.

Фото: Юлия Накошная/M24.ru

Однако это не мешает и Валентине Николаевне, и Оксане, и десяткам других сотрудников музея любить профессию. Я прощаюсь с Валентиной Николаевной, сотрудница провожает меня по длинному узкому коридору с кафельными стенами. Навстречу быстро идет женщина в шапке и пальто. “А вот и наша Оксана”, - улыбается Валентина Николаевна, - давайте вернемся ее сфотографировать”.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика