29 декабря, 2016

Лучшие книги года о музыке: что читать, чтобы было интереснее слушать

Поделиться в социальных сетях:

В век интернета необходимость искать интересные подробности в газетных вырезках и переводить статьи из музыкальных журналов практически отпала. Сегодня у нас выходит масса книг, авторы которых не просто суммируют данные интернета, но и находят по-настоящему эксклюзивные подробности о выдающихся музыкантах и группах современности.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Западные книги подобного рода часто становятся не только библиографической редкостью, но и самым настоящим объектом коллекционирования. Постепенно книги российских авторов начинают приближаться к лучшим образцам.

Самые интересные книги о музыке, вышедшие в 2016 году – в сегодняшней подборке m24.ru.

"Виктор Цой. Последний герой современного мифа". Виталий Калгин

Зачем читать: окончательно свести воедино все о "последнем герое" русского рока. Отличный путеводитель по "цоевским" местам страны и зарубежья.


О Викторе Цое и "Кино" написано так много, а исследования его творчества настолько глубоки и серьезны, что сам объект их исследований, обладавший изрядным чувством юмора, наверняка бы очень смеялся. Представленная книга – сборник интервью и комментариев родных, друзей, коллег и людей, для которых имя Цоя навечно в списках части.

Авторские интервью, работа с архивами и сетевыми источниками выполнены безукоризненно. Кажется, что неопрошенными остались только стены, в которых росли и формировались "дети проходных дворов". Год за годом, месяц за месяцем и фраза за фразой выстраивается портрет одного из главных российских рокеров и группы, ставшего кумиром для нескольких поколений. Объем в 787 страниц позволяет предположить, что история наконец-то полностью залита в массивный кирпич, а дальше – только легенда.

"Леонард Коэн. Биография". Харви Куберинк

Зачем читать: осознанно послушать все альбомы одного из главных исполнителей современности.


Биография вышла в год смерти великого поэта и музыканта (как и его последний альбом You Want It Darker) и стала ему своеобразной эпитафией. Путь Коэна – удивительный, плавный и размеренный с одной стороны, а с другой – извилистый, изобилующий судьбоносными поворотами и коллизиями. Подробная, но не грузящая, великолепно иллюстрированная и переведенная книга Харви Куберника, – первое (до этого небольшими тиражами выходили переводы прозы Коэна) и, скорее всего, единственное исследование.

От тембра голоса Коэна, женщины сходили с ума, а когда дело доходило до осмысления текстов, то же самое происходило с мужской половиной. Свое восхищение поэтическим и музыкальным даром Коэна, поначалу исполнявшего песни под одну акустическую гитару, выражали самые яркие рок-музыканты. В России этой магией владел Владимир Высоцкий, во Франции – Серж Генсбур, в США – Боб Дилан, в Канаде и, пожалуй, во всем мире – Леонард Коэн. Как это получилось, до конца понять сложно, но осмысление биографии, несомненно, ключ к пониманию.

"Александр Башлачев. Человек Поющий". Лев Наумов

Зачем читать: чтобы ценить поэтов при жизни и воздавать им должное, после их ухода.


Автор книги Лев Наумов, пожалуй, наиболее скрупулезный, дотошный и профессиональный исследователь феномена самого яркого отечественного рок-поэта, подготовил переиздание книги до этого равных себе не имеющей. О Башлачеве было написано немало, несмотря на то, что к моменту его смерти, понятие рок-поэта, еще было не в чести, зато позже публикации полились как из рока изобилия. Наумов терпеливо и настойчиво разыскивал и анализировал как известные стихи и песни Башлачева, так и редкие строчки черновиков.

Нашлось место даже для подробностей передвижений по стране, в случае с ним имеющих самое непосредственное влияние на творчество. Информация о выступлениях, на каждом из которых, песни Сашбаша звучали как в последний раз – тоже весомый и яркий штрих к портрету. И если после прочтения книги возникают какие-то вопросы, то только такой: почему Башлачев, пожалуй, единственный поэт, сопоставимый по масштабу таланта с Владимиром Высоцким, так же как и он, не увидел при жизни не только ни одной своей пластинки, но и опубликованной строчки?

"Король и Шут. Между Купично и Ржевкой". Александр Балунов

Зачем читать: попытаться понять, что такое "рок" и где у него порог.


Культ группы создают поклонники, но для того, чтобы они появились, необходимо некоторое количество альбомов или хотя бы достойных песен. И того и другого у "КиШа" хватало. Александр Балунов, в простонародье Балу, один из основателей группы щедро делится подробностями создания главного российского рок-шапито. Возможно, к разочарованию поклонников, подробностей неизменно сопутствующих группе угаров здесь не так много. Балунов делает акцент на создание песен, на специфику взаимоотношений и конфликтов, возникающих в процессе эволюции команды.

Автор не писатель и не журналист, потому стилистические огрехи и определенный хаос в формулировках – часть стиля, подобного тому, что он и его группа создавали с глубоким безразличием в отношении кого бы то ни было, кроме себя. Именно это в итоге привело всю компанию к убедительным результатам. Ситуации, помыслы и стремления парней из питерских рабочих кварталов поразительно схожи с тем, что происходило у их духовных наставников из Ramones. И те и другие, как и тысячи других парней с гитарами, не ждали милостей от природы: брали что есть и будь, что будет. Вошедший в писательский раж Балу готовит продолжение истории группы. Исчерпав в нынешней части всю серьезную подноготную творческого процесса, он явно "зажжет напалмом".

"Энциклопедия Heavy Metal". Дэниель Букшпан

Зачем читать: в очередной понять, что настоящая музыка срока годности не имеет.


Кто первым изобрел термин heavy metal спорят давно и самозабвенно. Приблизительно столько же, сколько и на тему того, какие группы стоит однозначно отнести к этому жанру. Даниэль Букшпан, пожалуй, первый автор, взявшийся за дотошное изучение стиля, который даже во времена его расцвета высоколобые критики и снобы именовали "музыкой парней в коротких штанишках". Определение обидное, учитывая, что не меньше половины из всей этой "хайрастой" гвардии в коже, джинсе и заклепках, имели неплохое музыкальное образование, а по уровню владения инструментами, значительно превосходили представителей куда более изысканных жанров.

Первородные истоки "металла" Букшпан находит в музыке, не только однозначных столпов вроде Led Zeppelin, Black Sabbath и Stepenwolf, но и у Джимми Хендрикса, The Kinks и даже The Mahavishnu Orchestra. Необычайно трудоемкое и дотошное исследование выполнено в единственно возможной и правильной ироничной манере. Именно так воспринимали эту музыку те, кто ее делал и именно такой она, несмотря на порой нарочитый пафос, она ценна и поныне.

Отдавая должное настоящим корифеям жанра вроде Motorhead, Iron Maiden, Judas Priest, Saxon, Metallica, Оззи Осборн и Accept, автор не обделяет вниманием Armored Saint, Carcass, Manila Road, Riot – команды, чьи имена остались разве что в памяти самых отчаянных и преданных "металлистов".

Четкое определение жанров и ответвлений, фоторяд, вдумчивый, но ненавязчивый анализ от становления развития жанра до атрибутики и идеологии, делает книгу Букшпана не просто самым ярким исследованием heavy metal как такового, но и одним из эталонов жанра музыкальной литературы.

Алексей Певчев

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика