Москва 24

Культура

30 мая 2018, 00:02

Глава "Усадьба Jazz" – о программе, новых форматах и отличиях от других фестивалей

Международный фестиваль "Усадьба Jazz" в этом году состоится пятнадцатый раз. С недавних пор фестиваль вышел за границы Москвы и успешно осваивает сцены других городов. Кроме "Усадьбы" глава фестиваля Мария Семушкина проводит "концерты-квартирники", ведет программу на радио и находится в неизменном поиске новых имен на форматных фестивалях за рубежом. Тем не менее, к своему главному детищу у организаторов отношение особенное. О чем Мария и побеседовала с обозревателем портала Москва 24 Алексеем Певчевым.

Фото: Анастасия Андрексон/предоставлено пресс-службой "Усадьба Jazz"

– За это время вы меняли географию центрального события – переезжали из Архангельского в Царицыно и обратно. Сам фестиваль прошел в нескольких городах. Изменились ли цели, подход и какая-то общая идея со времен первой "Усадьбы"?

Мы прошли серьезный путь от локального и совсем нишевого мероприятия до фестиваля масштаба всей страны. Разумеется, с опытом пришел профессионализм. Но идея "Усадьбы Jazz" осталась прежней с первых лет. Мы всегда стремились создать отдельное творческое пространство, свободное от агрессивного внешнего фона. Мне кажется, это особенно важно сейчас, когда телевизор и многие СМИ откровенно разобщают и озлобляют людей. Мы, наоборот, стараемся их объединить.

Конечно, в первую очередь люди смотрят на лайнап, хотят открыть для себя что-то новое в музыкальном плане. Но "Усадьба Jazz" дает им возможность заинтересоваться такими вещами, о которых они могли даже не задумываться в обычной жизни: экология, йога, медитационные практики. Одними из первых мы стали уделять особое внимание детской программе – я просто заметила, что в Москве крайне мало музыкальных мероприятий, куда можно прийти с детьми. Судя по тому, что на фестиваль ходит уже не первое поколение, наша стратегия себя оправдывает.

Более того, как говорили мне зарубежные коллеги, подобного фестиваля в окружении такой изысканной архитектуры усадьбы нет нигде в мире. Конечно, очень большую роль в создании атмосферы нашего фестиваля играет сама усадьба Архангельское – место, где в царские времена собиралась культурная элита страны от Пушкина до Стравинского. Кроме того, что это очень живописный парк, прекрасные статуи и красивые здания, это место обладает удивительно мощной энергетикой: лично я продолжаю ощущать ее и по прошествии стольких наших фестивалей.

Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко

– Джазовых фестивалей в стране не так уж мало. Кроме вас, на этом поле играют Игорь Бутман, в Коктебеле проходит Koktebel Jazz Party, в Пензе есть "Джаз май", в Москве "Джаз в саду "Эрмитаж". Почему, на ваш взгляд, именно джаз сейчас стал популярной формой – это некий стильный ответ на общую массовую безрадостную поп-картину или вызвано какими-то другими причинами?

Мне не кажется, что джаз сейчас как-то особенно популярен. Более того, учитывая количество талантливых музыкантов и джазовых учебных заведений в нашей стране, фестивалей и клубов все равно недостаточно. По сравнению с другими странами, джазовых фестивалей у нас крайне мало. Главная молодежная музыка сейчас – это однозначно хип-хоп. Но самые прогрессивные и интересные хип-хоп артисты сейчас активно сотрудничают с джазменами и наоборот. Здесь показателен пример Кендрика Ламара, который привлекал для работы таких джазменов, как Роберт Гласпер, Камаси Уошингтон. У нас это тоже потихоньку начинает происходить: например, специальным гостем на концерте группы Brainwork на "Усадьбе Jazz", куда входят известные московские джазовые музыканты Лев Трофимов и Николай Моисеенко, станет популярнейший рэпер Леван Горозия (L’One).

– Вы посещаете много разных фестивалей по всему миру. В чем вы видите разницу и какие находите схожие моменты в структуре выбора артистов и общей организации этих и вашего фестиваля?

Ничего схожего по атмосфере с "Усадьбой Jazz" я за эти годы не увидела. Фестивалей великое множество, и все они крайне разные. Есть гиганты вроде North Sea Jazz, New Orlean’s или Монтрё, куда помимо джазовых музыкантов приезжают звезды поп-музыки мировой величины. Есть небольшие концептуальные фестивали вроде швейцарского Willisau или французского Jazz d’Or, где можно послушать авангард и фри-джаз. По шкале "массовость – элитарность" мы стараемся держаться золотой середины.

Конечно, в отличие от крупных американских и европейских фестивалей, у нас более скромные финансовые возможности. Мы не можем позволить себе пригласить суперзвезд первой лиги. Но зато можем показать весь срез: отличных музыкантов cо всего мира, которые работают и в мейнстриме, и в world music, и в электронном джазе.

Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко

– Глядя на джазовые фестивальные лайнапы, складывается впечатление, что джаз в России сейчас присутствует в двух главных плоскостях – традиционного и "компромиссного". Почему, на ваш взгляд, практически все обходят вниманием авангард? Публика к этому не готова?

Мы авангард не обходим, у нас выступит Алексей Круглов. Мы очень часто приглашаем контрабасиста Владимира Волкова с его разными проектами, играли у нас Сергей Летов, Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Moscow Art Trio. Так что интеллектуальный джаз практически всегда у нас в программе присутствует. Особенно это касается петербургского фестиваля, где такая музыка очень ценится местной аудиторией.

В Архангельском в этом году выступит саксофонист Донни Маккаслин, широко известный по последнему прижизненному альбому Дэвида Боуи Blackstar, – это, конечно, не авангард в классическом понимании, но тоже очень передовая и интересная музыка.

– Вам не раз приходилось объяснять появление в фестивальном лайнапе имен, имеющих к джазу, скажем так, опосредованное отношение. Ранее это были "Аквариум", Арбенина, участники шоу "Голос". В этом году у вас работают "АукцЫон", SunSay, Manizha. Есть ли, на ваш взгляд, предпосылки к тому, что когда-то фестиваль станет максимально "джазовым" по формату, и публика, приходящая на "Усадьбу", будет целенаправленно "идти на джаз"?

Боюсь, что в ближайшем будущем никто целенаправленно не пойдет "на джаз". Просто потому, что уже сейчас джаз – это метажанр, границ которого просто не существует. Это и афробит, и такие поп-исполнители, как Нора Джонс, и вышеупомянутый Роберт Гласпер, и электронщики вроде Squarepusher. Можно, конечно, пойти по направлению, обратному тому, в котором идет большинство мировых джазовых фестивалей – радеть за "чистоту жанра" и сделать мероприятие, где будут только седовласые заслуженные артисты, мыслящие идиомами джазового мейнстрима или джаз-рока сорокалетней свежести. Но вот не думаю, что это будет кому-то интересно.


Видео: YouTube/M A N I Z H A

– Претерпят ли какие-то изменения "околомузыкальные" активности фестиваля?

Весной мы запустили на новой сцене Театра Наций экспериментальный проект "ART Свобода", где сочетаются самые разные жанры и дисциплины. В рамках этого проекта мы приготовили для фестиваля очень насыщенную программу, где нашлось место самым разным творческим экспериментам. Это и театрально-музыкальные представления: например, спектакль "Лес" Дмитрия Мелкина, в котором задействованы студенты Мастерской Дмитрия Брусникина. И танцевальный перформанс для всех желающих Александра Гиршона и проекта Dance Walking Moscow. И ландшафтные работы и стрит-арт в исполнении известных московских художников: 15 стрит-арт художников будут разрисовывать строительный забор, который установили в Архангельском на время реконструкции.

Мы как всегда уделяем особое внимание и детской программе: их ждут игры и развивающие мастер-классы. Напоминаю, кстати, что дети до 10 лет проходят на наш фестиваль бесплатно.

– Какие музыканты из тех, что будут работать на вашем фестивале в этом году, появились у вас благодаря вашим "квартирникам", региональным мероприятиям и поездкам на другие фестивали?

"Квартирнику", кстати, будет посвящена отдельная сцена, которая так и называется – "Квартирник у Семушкиной". Она будет, наверное, самой эклектичной на фестивале: там будет и замечательный бразильский гитарист Жоандер Сантос, и израильский мультиинструменталист Ави Адир, исследователь музыки Востока, объездивший со своими концертами-медитациями полмира. И наши постоянные участники Bubamara Brass Band, которые играют зажигательную балканскую музыку. И русской фолк-фьюжн, и средиземноморская музыка. Да еще множество коллективов, которые можно было услышать на моих квартирниках.

На сцене Jazz Club выступят два коллектива – Jazz Friends и Cotton Air, которых мы отметили на музыкальном конкурсе, который ежегодно проводим на одном из горных курортов в Сочи. Из путешествий я и правда привожу много интересных впечатлений. У меня целый сундук с разными колоритными артистами.

На сцене "Партер" будет играть группа AYWA, которую я открыла в Марокко на фестивале Visa For Music. Но сейчас они уже резиденты Франции, и их поддерживает L’Institut Francais, с которым мы активно работаем.


Видео: YouTube/AYWA Music

На сцене "Аристократ" выступит израильский музыкант и композитор Mark Eliyahu, играющий на древнем музыкальном инструменте кеманча. На одной сцене с ним 2 июня у нас будут еще два ярких имени: мечательный виртуоз балалайки Алексей Архиповский, который в представлении, думаю, не нуждается, и Richard Bona, гениальный камерунский бас-гитарист со своим коллективом, исполняющий латино-американскую музыку. Кроме того, обязательно нужно упомянуть группу легендарного Принса The New Power Generation, которая блистательно исполняет великие песни музыканта: Purple Rain, Cream, Nothing Compares 2 U и другие. Кстати говоря, у самого Принса в этом году тоже был бы юбилей – 7 июня ему исполнилось бы 60 лет. Концерт The New Power Generation на сцене "Партер" закроет первый день нашего фестиваля, а после него будет наш знаменитый салют – наверное, самый магический момент!

– Для кого-то джаз открывается именно на "Усадьбе", и они становятся его постоянными посетителями. Знаете ли вы случаи, когда люди приехавшие на фестиваль, создали какой-то свой проект или их коллектив получил благодаря фестивалю новый виток развития?

Таких случаев за 15 лет было очень много. Самые очевидные: это карьеры таких групп, как Нино Катамадзе & Insight и Therr Maitz. Для обеих из них "Усадьба Jazz" стала в свое время первой крупной площадкой. Десятки коллективов впервые получили широкую аудиторию именно у нас на фестивале. Для большинства исполнителей выступление на "Усадьбе" – это самое знаковое в их карьере. Нигде больше джазовые музыканты не смогут быть услышаны таким количеством людей!

Сейчас мы уделяем очень много внимания и времени тому, чтобы вырастить новое поколение исполнителей, которые в будущем смогут выйти на сцену "Партер" или "Аристократ". Я уже упоминала наш ежегодный музыкальный конкурс – это очень вдохновляющее мероприятие, потому что ты воочию видишь, как много в нашей стране неограненных талантов. Каждый год мы получаем сотни заявок, и находим по 5-10 очень перспективных исполнителей. Многие из победителей этих конкурсов уже выступили на "Усадьбе Jazz" – например, группа Shoo, у которой недавно вышел сингл на лейбле Universal Music.

Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко

– Как уже говорилось, "Усадьба" довольно серьезно расширилась: поехала по городам, вы ведете программу на радио. Какие еще формы в перспективе могли бы быть задействованы в популяризации идей фестиваля?

Разумеется, это интернет, куда стремительно уходит и радио, и телевидение. В прошлом году мы проводили онлайн-трансляцию с "Усадьбы" в сети "Одноклассники", которую посмотрели несколько миллионов человек. Сейчас появилась масса видеоблогеров-звезд, каждый после Дудя пробует себя в жанре интервью, но нет ни одного по-настоящему яркого канала на Youtube, который бы рассказывал про то, что творится в мире музыки. Понятно, что эта ниша не сулит столько же просмотров, как рэп-баттлы, но она есть, и рано или поздно будет заполнена.

Мне интересно сотрудничать с разными модными музыкальными объединениями. И, конечно, завоевывать более молодую аудиторию! Например, 2 июня на сцене Jazz Club мы представим талантливых музыкантов нового поколения с очень свежими идеями: это группа Under Influence, которая смешивает хип-хоп, соул, джаз, электронику, объединение JAZZBetween, которое устраивает танцевальные мастер-классы и джемы в разных клубах города, нижегородская группа фанк-соул группа Soul Surfers, пластинки которой выходят в США, и многие другие.

В принципе, в каждом году мы стараемся представить на наших сценах все тренды импровизационной музыки: для этого мы ездим на крупные фестивали по всему миру, отслушиваем множество исполнителей по рекомендациям наших друзей-музыкантов и других экспертов. Но когда я смотрю на программу нашего юбилейного фестиваля, то не без гордости понимаю, что в этот раз мы, кажется, превзошли себя.

2-3 июня, 14:00
Музей-усадьба "Архангельское"
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать