Новости

Новости

23 июня 2017, 16:25

Культура

"Такая получается пацанская история": брусникинцы о "Брате и брате – 2"

Фото: пресс-служба Мастерской Брусникина

24 июня в летнем кинотеатре "ПИОНЕР" в парке "Сокольники" пройдет спектакль в жанре сторителлинга "Брат и брат – 2". В главных ролях – актеры Мастерской Брусникина Алексей Любимов и Сергей Карабань.

Спектакль о двух братьях – Владимире Мономахе и Святополке Изяславиче. Актеры рассказали m24.ru об отношениях между братьями в Древней Руси, в России девяностых и России 2017 года, объяснили, почему об истории Российского государства нужно говорить просто и понятно и поделились своими фантазиями: как бы жили великие князья в современной Москве.

О сторителлинге и России-матушке

Сергей Карабань

Сергей Карабань Фото: пресс-служба Мастерской Брусникина

Что такое спектакль-сторителлинг? За модным словом кроется простая мысль: это рассказ истории. В данном случае – это рассказ по реальным историческим событиям, с реально существовавшими князьями: Святополке и Мономахе. Как это получилось? Да тоже просто. У нас есть общий двигатель этой истории – это идеолог проекта Алексей Розин и куратор Елена Новикова. Она, мне кажется, вообще главный двигатель сторителлинга Москвы. Была идея рассказать про этот период нашей истории. И вот мы ее воплощаем. Так что это спектакль о России-матушке.

Алексей Любимов

Мономах и Святополк – братья. Я рассказываю про младшего – Мономаха. Это история про них, живущих в XI веке, рассказанная через восприятие людей века XXI-го. Что мы про них знаем? Они оба княжили, один подольше, другой – покруче. Все знают про шапку Мономаха, войны и Киевскую Русь. Но как прошли их жизни, какие у них между собой были отношения, о чем они думали, что, возможно, чувствовали – мы обычно об этом не задумываемся.

У нас, как у актеров, нет задачи пересказывать главы из учебника по истории. Мы оперируем реальными фактами, опираемся на какие-то реперные точки, но в то же время что-то поясняем, добавляем, рассуждаем и немного фантазируем.

Это отличная возможность посмотреть на историю по-новому, не по сухим историческим справкам.

О фильме "Брат" Алексея Балабанова

Сергей Карабань

Нужно сказать сразу, что прямого отношения к фильмам Балабанова этот спектакль не имеет. Эта внезапная аналогия родилась у первых зрителей – мы уже показывали этот спектакль, правда, точного названия у него не было. И тут пришла такая мысль: "Брат и брат – 2". Ведь, по сути, это история о двух братьях, великих русских князьях, рассказанная двумя пацанами. Такая получается пацанская история.

А отношения между братьями – вообще тема вечная, все ведь очень похоже: что в Древней Руси, что в девяностые, что сейчас, в 2017 году.

Одно дело, что во времена Мономаха они и травили друг друга, и убивали, и козни строили – чего только не было. В девяностых были чуть другие принципы.

Ведь фильмы Алексея Балабанова – это, условно, энциклопедия по девяностым. И здесь другие два брата с довольно неоднозначными отношениями. Например, Данила Багров ведь прекрасно понимает, что брат его подставляет на убийство. Но все-таки он ему не мстит, не злится.

Алексей Любимов

Ну у Мономаха и Святополка, может быть, все даже круче, чем в девяностые.

Сергей Карабань

Да, братья братьями, но при этом при всем у одного есть готовность пожертвовать членом своей семьи ради спасения государства.

О том, каково это – быть вторым

Алексей Любимов

Алексей Любимов Фото: пресс-служба Мастерской Брусникина

Зритель всегда чувствует фальшь, тем более, когда это жанр сторителлинга. Вот я говорю про Мономаха, крайне жесткого полководца, как он однажды сжег целый город, как завоевывал земли, ходил в походы, убивал. Конечно, он был хорошо развит физически. Я вот не очень. Но я же не буду изображать качка, который может удержать в руке меч, скакать на коне и рубать направо и налево. Поэтому я делаю упор на то, что он начитанный, думающий человек. И тут наше пересечение.

Это одна из основополагающих вещей в сторителлинге: твой герой – это еще и ты сам, твои переживания, твой бэкграунд. Где-то я его оправдываю, где-то осуждаю. А где-то очень хорошо понимаю.

Мономах – второй сын, он не имел права занимать престол. И тут идет уже моя фантазия: как он мог на это реагировать. Есть реальный факт про Мономаха: когда умирал его отец, он призвал Владимира и сказал, что тот должен быть следующим киевским князем.

Я могу точно так же представить ситуацию сегодня: скажут мне, мол, Алексей, вы завтра будете президентом. А потом внезапно объявят: "Чувак, прости, президентом ты не будешь".

Сергей Карабань

Мономах – очень талантливый человек, и очевидно, что по всем нормальным законам он должен быть великим князем, но так как он младший, вынужден ждать своей очереди. А Святополк за время своего правления столько дел наворотил. И получилось, что он воротил, а разгребать младшему брату. Разгребать и ждать своей очереди.

И что за история со смертью Святополка? Не было ли там братоубийства? Это уже не исторический факт, а наша с Лешей фантазия. Мы ничего не утверждаем. Мы просто намекаем и пытаемся рассуждать.

О жизни на Садовом кольце

Сергей Карабань

Леша уже сказал, есть персонажи на дистанции длиной в тысячелетия и есть мы, у которых, понятное дело, нет какой-то силы, умений или власти. Но есть между нами что-то общее, это всегда можно найти. Вот, например, Алексей – прекрасный, образованный интеллигентный такой Алексей. Мономах – это прямо его.

А есть мой Святополк, которого я как-то пытаюсь понять. Да, он руководствуется, по большому счету, только своей потребой. Если совсем уж фантазировать и немного поутрировать, то, думаю, Мономах сегодня жил бы где-то на Садовом кольце, ужинал в дорогих ресторанах, катался на Porsche Cayenne и время от времени врезался бы в столбы. А Святополк, скорее всего, чувак из Бибирево.

Алексей Любимов

Да нет, они оба из Садового кольца.

Сергей Карабань

Возможно. У меня, кстати, к Святополку был личный интерес. Я пытался найти что-то общее. Было сложно. Но вот, например, Святополк – довольно-таки прямолинеен. Я тоже. Я родился в маленьком провинциальном городке в Белоруссии, там всегда говорили так, как думают.

Важно передать то, что Святополк был живым человеком: пил, мылся в бане, любил женщин. Да и расставался с ними точно так же, как и сегодня: "Знаешь, нам нужно поговорить...". Только с некоторыми стилистическими особенностями.

[html][/html]

Видео: facebook/pionercinema

О фотографиях британской королевы

Алексей Любимов

Князь или не князь – взаимоотношения в семье всегда одинаковые. Разве что, в княжеской семье уровень ответственности больше. Но сегодня с такими семьями, которые у всех на виду, то же самое. Вот выходит королева Великобритании со всей семьей фотографироваться – все делают до жути довольные лица. Они показывают, что все хорошо, все нормально, а на самом деле наверняка и у них есть те же интриги и склоки.

О временах и нравах

Сергей Карабань

Абсолютно очевидно, что Мономах, несмотря на то, что он как бы член всей этой семьи, он единственный, кто смог двинуть Киевскую Русь куда-то дальше, на принципиально новый уровень. Еще очевидно, что это человек, который обгонял свое время. Именно поэтому ему и было сложно, когда вокруг у всех одна охота да драки на уме. Да, это вечный вопрос вот таких людей, которые обгоняют свое время. Сегодня я, честно говоря, не знаю, кто бы это мог быть.

Алексей Любимов

Это и невозможно сказать. Вот кто сегодня Достоевский? Кто Пушкин?

Сергей Карабань

Художник может написать тысячу гениальных картин, а его не признают при жизни, но потом, через года, века – поймут. В нашем деле это так не работает. Если ты талантливый актер, ты будешь знать об этом при жизни. В этом плюс актерской профессии. Так что нам повезло.

Алексей Любимов

А если серьезно, наверное, сложновато, сидя в модных кроссовках и майке в центре Москвы, говорить о том, кто способен на братоубийство, зачем люди идут на войну, а кем бы мы были на Руси, а кем бы не были. Сложновато. Но мы пробуем.

Место: летний кинотеатр "Пионер", парк "Сокольники", Митьковский проезд, 10

Время: 24 июня, 20:00

Билеты: по ссылке
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика