Новости

Новости

15 августа 2016, 18:20

Культура

Вы точно это слышали: 5 известных кинофильмов, где звучит музыка Таривердиева

15 августа известному композитору Микаэлу Таривердиеву могло бы исполниться 85 лет. Его музыка звучит в более чем ста фильмах и является не менее узнаваемой, чем герои этих картин. Сегодня сетевое издание m24.ru вспоминает самые популярные киноленты, к которым написал музыку Таривердиев, и менее известные фильмы, в которых звучат его композиции.

Фото: tariverdiev.ru

"Семнадцать мгновений весны", режиссер Татьяна Лиознова


Этот 12-серийный телефильм, снятый по одноименному роману Юлиана Семенова, стал культовым не только для старшего поколения: военная драма о советском разведчике Штирлице по-прежнему входит во всевозможные подборки обязательных к просмотру картин. Не последнюю роль в том, что лента стала столь популярной еще на этапе премьерных показов, сыграла музыка.

Музыку к фильму написал к тому времени уже востребованный в качестве кинокомпозитора Микаэл Таривердиев, а слова песен – известный поэт Роберт Рождественский. Этот тандем записал самые, пожалуй, узнаваемые "Мгновения" и лирическую "Песню о далекой Родине". Также в фильме звучит около полутора десятков музыкальных тем, привязанных к определенным эпизодам картины.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Oleg Pereverzev

Интересно, что изначально песни в кинофильме должен был исполнять Муслим Магомаев, он даже успел их записать. Однако, как потом рассказывал Таривердиев, для этой картины нужен был другой голос. И этим голосом обладал Иосиф Кобзон. Именно после этой ленты раскрылась присущая певцу манера исполнения, по которой его можно с легкостью узнать сейчас.

"Семнадцать мгновений весны" имели колоссальный успех. Песни из этого фильма исполнялись по радио и телевидению бесконечно. Самого композитора начали буквально разрывать на части – его популярность была заоблачной. Но вместе с тем и уровень зависти среди коллег также зашкаливал: нашлись "доброжелатели", которые начали распускать слухи, что Таривердиев якобы "списал" свою музыку у композитора Франсиса Лея...

"Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя, – рассказывал впоследствии Микаэл Таривердиев. – Писать музыку к обычному политическому детективу было неинтересно, да, наверное, и неправильно. И я стал думать о том, что испытывает человек во время этой страшной войны, когда был заброшен в Германию за много лет до нее. Ведь Штирлиц – герой собирательный, такой человек существовал, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоску по небу, своему небу? Ведь небо везде разное. Вот одно небо ялтинское – оно совершенно другое, совершенно другое, чем в Москве. Небо в Берлине – тоже. Состав воздуха, химический, наверное, один и тот же, я понимаю. Но оно другое, это небо. Небо совершенно другое в Америке, небо другое в Японии, небо другое в Мексике. Я видел это. И не потому, что там жарче или холоднее. Оно другого цвета, оно вызывает другие ощущения. И вот я сделал эту тоску. Не по березке, а по небу. По российскому небу".

Фото: tariverdiev.ru

"Мой младший брат", режиссер Александр Зархи

Этот фильм зрители характеризуют как абсолютно "таривердиевский". В нем звучит легкая и светлая музыка композитора, которую невозможно ни с чем перепутать и которую хочется все время напевать.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: MsMuslim25

В основу фильма лег сюжет книги Василия Аксенова "Звездный билет". Кроме того, писатель совместно с Михаилом Анчаровым и Александром Зархи написал сценарий к этой ленте.

"Мой младший брат" стал "звездным билетом" в большое кино для актеров Олега Даля и Александра Збруева. Именно после этой ленты Збруева начали называть русским Алленом Делоном, а Людмилу Марченко – советской Брижит Бардо.

"Его поведение, его человеческое, художественное, музыкальное, мужское поведение было безупречным, – говорила о Таривердиеве Бэлла Ахмадулина. – Не могу предположить, чтобы он когда-нибудь в этом смысле ошибся, оступился. Это было всегда соотнесено с музыкой. Дисгармония была невозможна. Если бы я умела сочинять музыку, я бы написала какую-то музыкальную фразу и эта фраза соответствовала бы изяществу его силуэта, изяществу его походки и великодушию его всегда вспомогательной, дарующей руки".

"Любить…", режиссер Михаил Калик

Как утверждали коллеги композитора, легче всего Таривердиеву работалось с Михаилом Каликом. Именно с его фильмом "Человек идет за солнцем" связан первый публичный успех композитора. Рассказывают, что Калик и Таривердиев должны были представлять этот фильм на кинофестивале во Франции. Калика, который побывал в лагерях, не выпустили из страны, а ехать в гордом одиночестве Таривердиев отказался. При этом Иван Пырьев, который в то время возглавлял Союз кинематографистов, пригрозил композитору, что если тот не поедет, станет невыездным. Таривердиев решения своего не изменил, поэтому впоследствии целых 12 лет не мог покидать территорию СССР.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: vopoleberezka

Фильм "Любить…" – это четыре новеллы о любви, снятых в манере художественного и документального кино.

"Ирония судьбы, или С легким паром!", режиссер Эльдар Рязанов"

Без этой картины, ставшей классикой отечественного кино, кажется, Новый год не будет настоящим праздником. 1 января 1976 года, когда лента впервые вышла на экраны, ее посмотрели около 100 миллионов зрителей. А через неделю показ повторили – по многочисленным просьбам аудитории. И легендарными стали не только диалоги и отдельные фразы персонажей, но и музыка Таривердиева – снова узнаваемая и легко запоминающаяся.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: oOmiRoMaxOo

"Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно, – говорил Микаэл Леонидович. – Я любил эту атмосферу, в кино я мог ставить разнообразные творческие эксперименты, и это превращалось в своего рода топливо для работы в других жанрах. И, наконец, кино и телефильмы давали выход на несравненно большее число зрителей. Вообще я убежден, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино".

"Король-олень", режиссер Павел Арсенов

Это музыкальная театрализованная сказка была снята по одноименной пьесе Карло Гоцци. Песни, музыку к которым написал Таривердиев, в фильме исполнили Алла Пугачева, Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов и Олег Табаков.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: dundurey

Как рассказывал композитор, он всегда писал свою музыку очень быстро и не позволял вмешиваться в ткань своего произведения: если кому-то что-то в его композиции не нравилось, он вообще не разрешал ее использовать.

"Все, что сделал Микаэл Таривердиев, будь то камерная вокальная лирика или его популярные работы в кино, – невероятно высоко. Он – отражение нашего века. Он нашел свой язык, совершенно неординарный и единственно ему присущий. Я не знаю другого такого композитора, который мог бы писать так изысканно и в то же время просто. Хотя его музыка совсем не проста для тех, кто берется ее исполнять. Она требует профессионализма, тонкости", – говорил о композиторе Зара Долуханова.
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика