Москва 24

04 апреля, 2017

Разгневанный: 5 ответов Тарковского на странные вопросы о кино

Поделиться в социальных сетях:

4 апреля исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Андрея Тарковского, известного не только своим поэтическим подходом к кино, но и суровым характером и нетерпимостью к чужой глупости. Острые ответы режиссера советским и зарубежным журналистам, а также простым зрителям – в подборке M24.ru.

Фото: AP/AFP

Об "авторском" кино

Цитата из "Всесоюзной переклички кинематографистов", опубликованной в журнале "Искусство кино" (№4 за 1971 год)

ВОПРОС. В критике, в киноведении понятия "авторский кинематограф", "режиссерский кинематограф" употребляются то как синонимы, то как в обособленном значении – термины еще не определились. Какой смысл вкладываете вы в эти понятия? 

ОТВЕТ. Кино, безусловно, искусство авторское. Хотя я не считаю правомерной такую формулировку. По-моему, не существует кинематографа авторского и неавторского, режиссуры авторской и неавторской. Что касается так называемого неавторского кинематографа, то это попросту нетворческая продукция. Поэтому такое подразделение, на мой взгляд, и выглядит очень искусственно. 

К большому сожалению, у нас еще слишком часто проблему авторства в кино подменяют проблемой взаимоотношений режиссера и сценариста. Вместо того чтобы вникнуть в сущность вопроса, пытаются отделаться механическим установлением пропорций: "здесь" от режиссера меньше, "здесь" — больше, а от кого больше — тот, мол, и автор. Такой подход уводит нас от сути разговора. 

в то же время

К моменту появления этого вопроса Тарковский снял два полнометражных фильма – "Иваново детство" и "Андрей Рублев". Дебютный фильм Тарковского вышел в 1962 году и собрал множество кинематографических наград, в том числе – премию "Золотой лев" Веницанского кинофестиваля. Премьера второго прошла в Союзе кинематографистов в 1967 году. Фильм был отправлен на полку, откуда его сняли лишь в 1971-м.

О цвете в кино

Цитата из интервью о первом цветном фильме Тарковского "Солярис", опубликованного в журнале "Искусство кино" (№11 за 1971 год)

Кадр из фильма "Солярис". Фото: imdb.com

ВОПРОС. Но вы же были в принципе против применения цвета в кино? 

ОТВЕТ. Что делать!.. Уж коли цвет изобрели, приходится думать о том, как его использовать, теперь от этого никуда не денешься. 

в то же время

Над "Солярисом", вышедшим в 1972 году, Тарковский работал четыре года. В процессе работы ему пришлось столкнуться с вопросами куда более прозаическими, чем выбор между цветным или черно-белым изображением.

В 1970-м году, в разгар съемок, он пишет письмо в Отдел культуры ЦК КПСС с просьбой увеличить число съемочных дней и сметы. Ранее он уже обращался с такой просьбой, но получил лишь треть требуемой суммы – 600 тысяч вместо 1,8 миллиона рублей. Снимать на это затруднительно, пишет режиссер, и добавляет: мы снимаем фильм о будущем, и это будущее должно убедительно выглядеть на экране.

О войне в кино

Цитата из интервью 1981 года шведской газете Dagens Nyheter. Перевод был опубликован в журнале "Искусство кино" (№12 за 2002 год)

Кадр из фильма "Зеркало". Фото: imdb.com

ВОПРОС. В ваших фильмах часто присутствует война. Очевидно, она оказала сильное влияние на вашу жизнь и взгляды? 

ОТВЕТ. Я видел войну очень близко и знаю, что это такое. Я ненавижу войну и, как всякий нормальный человек, боюсь ее. Каждый раз, когда я думаю о войне, у меня темнеет в глазах. Представьте, мы сейчас сидим здесь с вами за столом и спокойно разговариваем. Вот стол, на нем магнитофон, идет интервью, но в какой-то момент мы вдруг оказываемся под развалинами дома в огне смерти. Словом, во время войны тебя могут уничтожить в любую минуту. Так что от каждого требуется осознание этого. Но у меня есть подозрение, что человек сегодня начинает сомневаться в своих интеллектуальных возможностях и теряет самоуважение. 

в то же время

В начале войны мать увезла 9-летнего Андрея Тарковского и его младшую сестру в город Юрьевец Ивановской области. Там они прожили до 1943 года. Как вспоминал позже режиссер, это время было трудным еще и потому, что ему все время не хватало отца – к тому моменту Арсений Тарковский уже покинул семью.

Позже воспоминания о деревенском доме, дымных летних сумерках в полевых цветах и матери, неясно ждущей кого-то, легли в основу "Зеркала", фильма-исповеди, который Тарковский вынашивал много лет – с начала 1960-х. За кадром в "Зеркале" звучат стихи Арсения Тарковского в исполнении автора, родители поэта появляются в кадре.

О конфликте с Георгием Рербергом

Цитата из стенограммы встречи Тарковского со зрителями в Казани в 1980 году, сделанной журналистом Цалием Кацнельсоном

Георгий Рерберг. Фото: kino-teatr.ru

ВОПРОС. Не кажется ли вам, что вы не сработались с оператором Рербергом, снявшим столь удачно фильм "Зеркало", потому что он, Рерберг, абсолютировал "Зеркало", сделал его эталоном для себя? Он думал, что "Сталкер" будет вторым "Зеркалом", а вам, по-видимому, уже нужно было другое.

ОТВЕТ. Если говорить конкретно о Рерберге, то я до конца не знаю всех мотивов моего разрыва с Рербергом. Но всякий истинный художник должен всегда стремиться к чему-то новому, иному.

в то же время

В 2009 году вышел документальный фильм, посвященный ссоре Тарковского и Рерберга на съемках "Сталкера". Режиссер фильма Игорь Майборода излагает суть конфликта таким образом: съемки не ладились, кроме того, группе досталась бракованная пленка. Тарковский был раздражен, обвинял Рерберга, на что Рерберг замечал, что ничего не получается не потому, что пленка плохая, а потому что сценарий прописан недостаточно ясно.

Тарковский остановил работу, попрощался с Рербергом и взял на его место Александра Княжинского. В итоге в фильм вошла часть сцен, снятых Рербегом, но его имя в титрах не появилось.

О боли в кино

Цитата из интервью журналу Forum (Мюнхен, №10 за 1985 год)

Кадр из фильма "Андрей Рублев". Фото: imdb.com

ВОПРОС: В ваших фильмах, как правило, очень выразительно снята физическая боль. Я бы даже рискнул сказать: снята со смаком. Иногда ваш талант называют жестоким, даже садистским. Есть хоть доля истины в таком утверждении? 

ОТВЕТ: Не знаю, пока что вы первый, кто меня так определил. Есть только один фильм, о котором можно это говорить. Это "Андрей Рублев". Но в этом фильме рассказывается об очень страшном времени. Или грубо говоря, если бы мы поставили целью не только правдиво, но в каких-то правдивых пропорциях рассказать об этих обстоятельствах, нам бы пришлось гораздо больше этих сцен жестоких употребить и обстоятельства вспомнить. Потому что, если мы будем говорить о том времени, то должен вам сказать, что со страниц этого исторического отрезка буквально капает кровь. Жуткое было время. 

Я не считаю этот упрек справедливым. 

в то же время

"Андрей Рублев" после премьеры фильма в Союзе кинематографистов в 1966 году был обвинен в чрезмерной жестокости. К обсуждению подключились газеты, смаковавшие подробности о сожженной на съемках корове и зарезанной лошади. В декабре 1966 года "Вечерняя Москва" опубликовала статью, осуждающую кинематографистов, допускающих такие жертвы, правда, без указания названия фильма и имени режиссера. Тарковский отреагировал очень остро – он назвал слова газетчиков инсинуацией и пояснил, что корова была накрыта асбестом и не пострадала. Позже его слова подтвердила директор картины Тамара Огородникова. Однако директор Владимиро-Суздальского заповедника, где велись съемки, утверждала, что корова действительно была сожжена заживо.

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика