"Репутация мертвого человека". Фото: tourdefilm.ru
5 июня в кинотеатре "Иллюзион" открылся Фестиваль кино Швеции 2014. Фильмом-открытием стала картина Ханнеса Холма "За голубыми небесами". M24.ru взял интервью у директора фестивального агентства "Тур де Фильм" Марины Штаунденманн, которая рассказала о философии Ингмара Бергмана и "новой волне" шведского кино.
- Скажите, шведский кинофестиваль проходит в Москве впервые?
- Такой - да. Несколько лет назад в Москве проводился фестиваль шведского кино, но в число его организаторов тогда не входили ни Посольство Швеции в Москве, ни знаменитый Институт кино Швеции. В 60-е годы именно этот институт выступил в роли реформатора, навсегда изменившего не только национальное кино Швеции, но и кино всей Скандинавии.
- Шведское кино существует очень и очень давно, первые шведские фильмы появились еще на заре немого кино. На шведском фестивале, наверное, представлены и ретроспективы?
- Нет, вы знаете, в этой программе – только те фильмы, которыми занимается Институт кино. Это современный кинематограф страны, кино самых разных жанров…
"За голубыми небесами". Фото: tourdefilm.ru
- Но все же, согласитесь: странно, что мы не увидим фильмов Ингмара Бергмана...
- В прошлом году Институт показывал их, но в этом году – нет. Дело в том, в 60-е годы в шведском кино возникла, как и во многих других европейских странах, "новая волна", идеологи которой осуждали Бергмана за его философские фильмы, оторванные от современной действительности. Одним из лидеров этого движения был Ян Труэль, великолепный мастер и культовая фигура сегодняшнего кино Швеции. В программе мы покажем его относительно новый фильм "Репутация мертвого человека" (2012). И ровно в то же время состоянием шведского кино озаботилось и правительство – национальное кино было в кризисе, везде – только Бергман. Так что, скорее, фильмы, которые мы привезли на фестиваль, нечто прямо Бергману противоположное. Это социальное, очень политизированное и реалистичное кино.
- Расскажите, пожалуйста, в двух словах о программе фестиваля.
- На нашем фестивале мы показываем и полнометражные фильмы, и короткометражки (которые удостоились призов в Канне и Берлине), и документальное, и игровое кино. Мы постарались наиболее полно отразить шведское кино, и с точки зрения поколений тоже. Так, если вчерашний его день представлен фильмом уже упомянутого мною Яна Труэля, молодое кино Швеции – это, прежде всего, "Авалон" Акселя Петерсена. Когда я увидела этот фильм впервые, меня удивило, что совсем молодого режиссера заинтересовала эта тема: экзистенциальный кризис далеко уже немолодого человека, оказавшегося в трудной ситуации и поставленного перед необходимостью морального выбора… Еще один яркий фильм программы - "Девочка по вызову" Микаэля Марсимаина. Это своеобразный нео-нуар, в основу которого лег громкий политический скандал, разразившийся в 70-х годах. Этот фильм вызвал серьезную полемику в шведском обществе и стал одним из самых громких событий шведского кино за последние годы.
"Пальме". Фото: tourdefilm.ru
- Как я понимаю, речь в нем идет о том случае, когда шведские политики оказались уличены в связи с несовершеннолетними проститутками. Обвинялся даже Улоф Пальме.
- Да, и его семья подала сейчас на создателей кино в суд. В нашей программе, кстати, представлен документальный фильм о знаменитом политике. Непонятно, насколько он политически ангажирован (кино снималось на деньги вдовы Пальме), но я уверена, что он будет интересен не только тем, кто профессионально интересуется шведской политикой. Документальный фильм Мауда Нюкандера и Кристины Линдстрем, который так и называется – "Пальме", мы покажем в последний день фестиваля, который в этот раз полностью отдан документальному кино.
Максим Эйдис