Москва 24

Культура

09 октября 2015, 14:00

Фильмы недели: жизнь на Марсе, Джульетта "на раене" и шпионы на измене

Кадр из фильма "Марсианин"

Неделя настоящих неожиданностей – и не только неприятных, вроде выпавшего снега. Во-первых, новый sci-fi Ридли Скотта оказался смешным. Во-вторых, кинотеатр "Пионер" начинает показы музейного кино. Из мелких радостей – дикие, но симпатичные эксперименты российских режиссеров с жанрами: Ромео встречает гопников в детской мелодраме "14+", а вот русские шпионы никак не могут встретиться с цифровыми технологиями в триллере Владимира Бортко.

"Марсианин"

Невероятно, но новый фильм Ридли Скотта в той же степени комедия, в какой и фантастика: космический "Робинзон Крузо" – и совсем не такой занудный, как роман Даниэля Дефо. Дело происходит в недалеком будущем на Марсе. Дружная экспедиция землян высаживается на красную планету и проводит там 20 местных суток, пока внезапно начавшаяся буря не вынуждает космонавтов спешно ретироваться, забыв на песке ботаника Марка Уотни, которого пришибло каким-то оборудованием.

Придя в себя, Утони штопает скафандр, посылает сообщение в центр NASA и начинает проявлять чудеса находчивости, так необходимой человеку, которому предстоит протянуть несколько лет на месячном запасе еды и воздуха. Впрочем, "Марсианин" – это совсем не учебник по выживанию в космосе, а длиннющее селфи Мэтта Деймона. Чтобы не сойти с ума, его герой принимает решение вести видеодневник и начинает произносить полные сарказма монологи в найденную на станции камеру. Все остальное – виды Марса, спецэффекты, приключения картошки (отдельный микросюжет фильма), политическая комедия положений, которая разворачивается в космическом центре на Земле – всего лишь рамка, оформление этого блестящего стенд-апа.

Кадр из фильма "Марсианин"

"14+"

Название фильма, в общем, говорит само за себя: вот очередная попытка российского кинематографа справится с вопиющим дефицитом детских фильмов. Сценарист и режиссер Андрей Зайцев не нашел ничего оригинальнее, чем перенести коллизию Ромео и Джульетты в интерьеры общеобразовательной школы и в обстоятельства российского быта (молодежные группировки, пьющие женщины, неполные семьи). Представление о жизни подростков авторы явно составили по картинам Валерии Гай Германики, только камера тут, слава богу, не трясется, а слэнг реконструирован по детским страничкам Вконтакте. Там же Зайцев нашел и актеров. Неожиданные детали – фильм про непростую личную жизнь российских школьников участвовал в программе Берлинского кинофестиваля, а на саундтреке в нем звучит честно купленная песня Radiohead; безотцовщина безотцовщиной, но какая прогрессивная все-таки у нас молодежь!

Кадр из фильма "14+"

"Душа шпиона"

Специальный аттракцион для любителей дичи и эклектики – широкомасштабная экранизация шпионского романа Михаила Любимова "И ад следовал за ним". Книжка была написана в 1980-е, но режиссер Бортко недрогнувшей рукой перенес действие в наши дни, отчего вся история (отчасти автобиографическая – некоторых персонажей Любимов писал с себя) приобрела известную комичность: пока где-то в параллельной реальности люди устанавливают Тор, смотрят фильм "Кибер", читают Викиликс и откровения Сноудена, герои Бондарчука, Макдауэлла и Анрея Чернышева учат наизусть пароли и явки, лично ходят на встречи с кураторами, жгут в унитазе шифровки – в общем, с воодушевлением играют в Ле Карре – в Лондоне, Каире и в Кале. Как и положено хорошему шпионскому роману, "Душа шпиона" поднимает всякие непростые морально-этические вопросы, но делает это почти незаметно: Бортко специально показывал фильм Владимиру Мединскому, и тот не нашел в нем отступлений от генеральной линии военно-исторического общества.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

"Смерть мастера чайной церемонии"

Пока московский Музей кино влачит жалкое пенсионерское существование на ВДНХ, его бывшая команда продолжает активно заниматься кинопоказами. Вот, например, с этой недели кинотеатр "Пионер" и ГМИИ имени Пушкина начинают серию совместных программ киноклассики, курирует которую бывший директор Музея кино Наум Клейман.

12 октября в "Пионере" покажут "Смерть мастера чайной церемонии" Кеи Кумаи (в Пушкинском как раз идет уникальная выставка японской керамики для этой самой церемонии). Зрелище довольно специфическое, но познавательное – рассматривая невероятно драматичный период японской истории – эпоху сегуната, полную резни и междусобиц, Кумаи практически полностью игнорирует кровавые битвы (батальные сцены в фильме занимают примерно 15-20 секунд). Главный поединок тут происходит на чашках – мастер Рикю, легендарный реформатор чайной церемонии, который, в частности, ввел в обиход брутальную керамику раку (именно ее и показывают в Пушкинском), вступил в философский конфликт со своим работодателем, "полевым командиром" Нидеоси, и был вынужден совершить харакири по его приказу. Заварив напоследок чаю, разумеется.

Кадр из фильма "Смерть мастера чайной церемонии"

Василий Корецкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать