Москва 24

Культура

28 февраля, 2014

Сценарист Пол Браун: "Если хочешь быть настоящим - пиши о страхах"

Все помнят знаменитый сериал о "зеленых человечках" X-files ("Секретные материалы") с Дэвидом Духовны в роли Фокса Малдера и Джиллиан Андерсон в роли Даны Скалли. Однако мало кто знает, что сценаристом сериала был продюсер, режиссер и актер Пол Браун, также написавший сценарии к сериалу "Квантовый скачок" и "Звездный путь: Вояджер".

"За обедом": Пол Браун - о том, как написать хороший сценарий

Пол раскрыл телеканалу "Москва 24" секреты профессии: как устроена жизнь голливудского сценариста; почему сценарист в сериале главнее всех; как удержать у экранов миллионную аудиторию и при этом избежать штампов; по какой причине в России боятся снимать хорошие сериалы; почему творческий ступор - это выдумки.

- С вашим именем всегда ассоциируют "Секретные материалы"?

- Я делал много проектов, но этот, конечно, популярнее других. Причем в других странах более известен сериал "Квантовый скачок", для которого я также писал сценарий, так что все относительно. Я очень много путешествовал, и мне сложно отслеживать, где какой сериал людям нравится больше.

Был еще такой странный случай, когда я писал сериал "Полицейские на велосипедах" (Pacific Blue) - что-то навроде "Спасетелей Малибу". Я работал над ним два сезона. И вот я в прошлом году приезжаю в Норвегию и встречаю женщину, которая получила в этот день медицинский диплом. Оказалось, что она еще и велосипедистка, которая готовится к Олимпиаде. Она спросила "Чем я занимаюсь?", я ответил, что пишу сценарии и начал перечислять свои работы. Когда я дохожу до Pacific Blue, то она удивляется и говорит, что благодаря этому шоу стала Олимпийской спортсменкой – в Норвегии это очень популярный сериал. Так что ты можешь думать, что какой-то твой сериал все забыли, а на самом деле где-то он является хитом.

- Кем вы сами себя считаете – сценаристом, режиссером или преподавателем?

- В первую очередь я сценарист. И я могу дать совет тем, кто задумывается о киноиндустрии. Я обнаружил, что если ты стал сценаристом, то дальше для тебя открыты все двери. Став сценаристом, я попал на множество шоу и в итоге стал продюсером. Потому что сериалам нужны в первую очередь хорошие сценарии. Так что если вы напишете хороший сценарий и в вас поверят, то быстро сделают продюсером. А со временем вы сможете стать и режиссером.

- Получается, что в американских сериалах всем рулят сценаристы. Почему?

- Всем нужны хорошие сценарии, и если ты умудряешься написать подходящий, то тебе дадут все, что ты захочешь. Многие ученики киношкол фокусируются на картинке, камере, освещении и звуке, но на самом деле все сводится к хорошей истории. Фильм можно снять на простой телефон, а вот люди, которые могут написать хороший сценарий, встречаются очень редко.

"Секретные материалы". Фото: thex-files.ru

- В России все не так – сценарист не главный на площадке.

- Дело в том, что это то, чему я учу своих студентов. То, что происходило в прошлом, не обязательно повторится в будущем. Сейчас люди присматриваются к сценариям: если они находят хорошего сценариста, то в дальнейшем сделают его продюсером, а потом и режиссером. Раньше в России все делалось иначе, а теперь я вижу – особенно у нас в нью-йоркской киноакадемии - что все меняется.

- Однако великие фильмы мы знаем по их режиссерам, а не сценаристам.

- Да, к сожалению, фильм – это произведение режиссера. Он создает свой фильм и должен контролировать кучу деталей. Гениальный продюсер может сотрудничать с одним сценаристом. Если возникнут проблемы, то он наймет нового. А на телевидении именно автор идеи-сценария создает все шоу. Он же выбирает режиссера, а не наоборот. У них режиссеры меняются каждую неделю.

- Почему?

- Сценарист должен создать форму всего сезона. В кино режиссер приходит и делает все за один раз.

- Вы используете в работе личный опыт?

- Да, конечно. Взять хотя бы сериал "Квантовый скачок". Когда его еще не было в эфире, – тогда сняли 3-4 серии – меня попросили написать сценарий. Я хотел написать что-то очень важное для меня. Я вырос в Калифорнии, в городке Венис. Когда мне было 16 лет, мама дала мне ключи от своей машины AMC AMX – одной из самых быстрых машин того времени, такая гоночная тачка. И я придумал использовать в сериале мир уличных гонок, но мне нужно было найти что-то еще более личное.

В то время моя сестра вышла замуж за парня, который, как мне казалось, ей не подходил. Когда она развелась через год, я спросил у нее "Помнишь, я вез тебя на свадьбу? Тогда я думал, что нужно развернуться и увезти тебя на Гавайи". И она сказала, что мне надо было сделать именно так. Ну вот я и решил снять эпизод с гоночными машинами, где главный герой знает, что кто-то из его близких выходит замуж не за того человека. Ведь мы все знаем тех, кто вышел неудачно замуж, но не можем этого изменить.

Фото: thex-files.ru

- Можно ли написать сценарий, не используя личный опыт. "Выезжая" чисто на мастерстве и зная, что происходит с людьми в той или иной ситуации?

- Не нужно писать автобиографию, но какая-то связь со сценарием все же должна быть. Есть хорошие слова из Шекспира "История, наполненная шумом и яростью, и не значащая ничего". Это можно отнести к фильмам Майкла Бэя - они очень популярны, но лично я ничего не чувствую.

- Как сейчас меняется главный герой сериалов в США? Я к тому, что лет 20 назад нельзя было себе представить такого персонажа, как Уолтер Уайт из "Во все тяжкие" или серийного убийцу Декстера из одноименного телешоу.

- Я вообще думаю, что сейчас мы живем в золотое время сериалов, потому что все персонажи сложные и удивительные. Они намного интересней большинства героев кино. Сейчас публика стала сложнее, ей нужно что-то новое. Взять хотя бы Тони Сопрано – он и член мафии и семейный человек. Ты идентифицируешь себя с плохими качествами этих героев. Ты можешь не убивать людей, но знаешь, что такое гнев, зависть - все эти темные эмоции.

- Что вы делаете, когда впадаете в ступор и не знаете, что писать?

- Когда я работал одновременно над несколькими сериалами, то садился в машину посреди ночи и просто катался минут 15. Я могу сдать сериал, зная, что смогу потом его чуть-чуть изменить, внести в него правки на следующий день.

"Квантовый скачок". Фото: imdb.com

- Может быть, у вас есть еще какая-то личная история, которую вы будете использовать в будущем?

- Да, как раз сейчас я беру историю своих отношений с отцом и помещаю ее в выдуманное место. Таким образом, я осмысляю ее в другом мире. Еще я снимаю душевную комедию "В Сан-Тропе". Сейчас многие пишут сценарии без души – что-то модное, милое или крутое, а это просто смертельно.

Когда ты пишешь что-то крутое, то становишься эмоционально отрезан, ты пытаешься тупо впечатлить людей. А когда ты пишешь что-то сердцем, душой – это как раз то, что ты боишься показывать. Поэтому когда ко мне приходят сценаристы, которые просто хотят быть милыми, крутыми и особенными, я чувствую, что в этом ничего нет. Я спрашиваю у них, где тут любовь, а они смотрят, как будто бы ничего не понимают.

- Возможно, они никогда не были влюблены?

- Но они же любили своих родителей, свою кошку, например. Это может быть любого рода любовь, в том числе и ее темная сторона, когда люди манипулируют друг другом. Нужно обращаться к чувствам, которые могут быть болезненными. Если ты хочешь быть модным и крутым, то тебе к Майклу Бэю, а если хочешь быть настоящим писателем, то должен писать о том, о чем боишься думать.

- В русских сериалах, которых снимается огромное количество, нет ни одного всемирно известного. В чем, по-вашему, проблема?

- Может, люди сомневаются, стоит ли писать о чем-то плохом, не будет ли это слишком политически скользким.

- У нас полно страшных тем: полиция, мафия, бандиты, тюрьма и другие стороны русской жизни.

- Наверное, дело в балансе - они могут быть слишком мрачные. В "Клане Сопрано" есть баланс между браком и мафией. Нужно говорить о жизни, показывать, почему люди так себя ведут. Полицейский может брать взятки, но при этом быть хорошим человеком. У американцев искаженное представление о русских - они представляются злобными и отрешенными. Я лично не встречал ни одного такого человека и с удовольствием посмотрел бы хороший русский сериал. Буду ждать его появления!

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика