Москва 24

Культура

17 января 2013, 10:11

Александр Ширвиндт: "Ужас в том, что многих моих учеников нет в живых"

Александр Ширвиндт. Фото: ИТАР-ТАСС

Александр Ширвиндт не нуждается в представлении. Народный артист России, актер и телеведущий, профессор ныне занимает пост художественного руководителя Московского Театра Сатиры.
Талант Ширвиндта, студента театрального училища имени Щукина, в полной мере раскрылся на знаменитых "Капустниках" в Доме актера, где молодой артист осмеливался высмеивать наиболее явные социальные упущения советской эпохи.

Затем была игра в театре имени Ленинского комсомола и в драматическом театре на Малой Бронной. Отдельную нишу в карьере Ширвиндта занимает кино. Весельчак лже-Станиславский из фильма "Приходите завтра", обаятельный Харрис из ленты "Трое в лодке, не считая собаки", убедительный товарищ Жени Лукашина из "Иронии судьбы" – эти роли принесли Александру Ширвиндту безоговорочную любовь зрителей.

Мы пообщались с Александром Анатольевичем о его работе в театре и узнали, о чем грустит мастер комедийного жанра.

- Вы пришли в Театр Сатиры в 1970 году, а 30 лет спустя были назначены его художественным руководителем. Театр развивался и менялся на ваших глазах, расскажите об этих метаморфозах.

- Станиславский говорил, что театр жив 10 лет. Это срок от создания до "умирания". Сначала театр возникает на почве единомыслия, студийности, все на равных. Потом становятся заметными талантливые и не очень, выделяются лидеры. И все, и кончается атмосфера этого "колхоза" милого. Возникают интриги, табель о рангах, появляется театр в самом гнилом смысле этого слова. Поэтому нужно успеть за 10 лет создать что-то новое, необычное.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Фото: ИТАР-ТАСС


Что касается нас, то Театру Сатиры через год будет 90 лет – это страшный срок для творческого коллектива.

- То есть театр себя изжил? Исчерпал потенциал?

- Нельзя так сказать. Просто это старость. Театр пережил столько эпох… Он появился в 24-м году, было бурное время: Маяковский, обозрения масс. Потом постепенно сатира как явление существовать в стране не могла. Я тут вспомнил, у покойного Плучека, который руководил театром более 40 лет, было закрыто 11 спектаклей.

- Но ведь благодаря цензуре режиссеры, сценаристы, актеры находили интересные ходы подачи произведения народу, креативили. А нынешняя свобода как-то расслабила деятелей искусства.

- Были так называемые аллюзии, "фиги в карманах". Это то, чем занималась в советское время вся сатирическая ипостась. Если ставили "Ревизора", то обязательно намекали, что это не городничий, а секретарь Обкома.

Кадр из фильма "Приходите завтра".


Сейчас все вокруг очень разболталось в смысле дозволенности. Облекать, например, в сатирическую форму заседание Думы – это утопия. Как можно "пересатирить" Жириновского? Это наглядный пример безнадзорного талантливого абсурда.

Самое страшное - никто ничего не пишет. Мы-то мечтали, что когда кончится застой, то все наши великие драматурги вынут из дачных письменных столов что-то неслыханное, запретное. Никто ничего не вынул. Так что в этом плане рост, к сожалению, определяется рынком. Ходят зрители - растем, не ходят – погибаем.

- Александр Анатольевич, среди ваших бывших учеников талантливые актеры – Андрей Миронов, Алла Демидова, Леонид Ярмольник. Вы интересуетесь карьерными достижениями своих выпускников?

- Ужас в том, что многих учеников уже нет в живых. Нет Андрюши Миронова, Наташи Гундаревой. Когда дети умирают раньше родителей – это катастрофа. Тут как-то в прошлом году наш молодой ректор Князев выкопал где-то в кадрах, что у меня 50 лет преподавательской деятельности и в институте устроили праздник. Пришли ученики. Был покойный Саша Пороховщиков, у него как раз тогда с ногами было плохо – он пришел на двух костылях. Это зрелище, конечно, страшное. Сидишь и думаешь: "Если это ученики, как же выглядит со стороны педагог?"

- А ваши сегодняшние ученики, какие они, что их интересует?

- Они такие же, как и раньше: кто-то талантлив, кто-то не очень. Я долго там не был (театральное училище имени Щепкина), года три или больше. А сейчас выпустил дипломный спектакль один, называется "Друзья-сочинители", его только начали играть. Так что вернулся в Альма-матер.

Подготовила Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать