04 сентября, 2014

На рабочих местах: самые интересные офисы столицы

Поделиться в социальных сетях:

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

3 сентября в столице стартовала акция "Зеленый офис": власти принимают заявки от претендентов на звание самой экологичной конторы Москвы. Однако офисы в столице бывают не только "зеленые": другие цвета и стили тоже приветствуются. Главное, чтобы дизайн отражал ценности компании. Кроме того, необычные идеи архитекторов помогают привлечь и удержать сотрудников. О самых запоминающихся рабочих помещениях – в материале M24.ru.

ВСЕ В ЗЕЛЕНИ

Конкурсы на самый экологичный офис проходили и раньше, только организацией их занималось движение Greenpeace. В 2013 году 24 предприятия доказывали, что бережно относятся к ресурсам и энергии. Звание самой "зеленой" получила компания Unilever, производитель потребительских товаров повседневного спроса. Офис компании находится в Бизнес-центре "Марр Плаза" на улице Сергея Макеева, оформляли его специалисты архитектурного бюро tp bennett. О том, что помогло компании победить в конкурсе, рассказала менеджер Unilever по программам устойчивого развития Ирина Антюшина.

Фото: пресс-служба Unilever

Анкета Greenpeace для участников конкурса содержала разные пункты. В разделе про потребление электроэнергии требовалось указать, какие виды ламп используются для освещения. Водные ресурсы тоже надо беречь, поэтому в конторе есть счетчики воды с детализацией по этажам. Бумага, которую покупают для работы, должна быть изготовлена из переработанного сырья либо иметь специальный сертификат, подтверждающий, что производитель компенсирует ущерб природе (то есть на месте срубленных деревьев высадит новые).

Первое, что приходит в голову, когда слышишь слова "экологичная компания", – правильная утилизация отходов. Во всех зонах Unilever установлены по три контейнера для мусора с разноцветными пакетами: для бумаги, пластика, и смешанных отходов. Уборщицы раскладывают пакеты по цветам, а переработкой собранного мусора занимается компания "Сфера экологии".

Фото: пресс-служба Unilever

Есть еще масса мелочей, которые нужно учесть. В офисе не используют пластиковую посуду – только бумажную. Картриджи от принтеров сдают на переработку или восстановление, старую офисную технику отдают или отправляют на утилизацию. "Процесс создания "зеленой" среды продолжается, – подчеркнула Ирина Антюшина. – Мы постоянно внедряем новые решения, идеи. Например, пару месяцев назад мы заменили кулеры с бутилированной водой на систему фильтрации Vivreau".


СВЕТ ЗНАНИЙ

Фото: Пресс-служба Baker & McKenzie

Экологичность теперь важный фактор при офисных помещений. Вот и сотрудники московского представительства одной из крупнейших юридических фирм мира Baker & McKenzie гордятся тем, что их офис с 2013 года расположен в бизнес-центре "Белые сады", имеющем экологический сертификат BREEAM. BREEAM – это метод оценки экологической эффективности зданий, позволяющий сравнить различные постройки по уровню их воздействия на окружающую среду. Кстати, офисный центр, расположенный на Лесной улице, неподалеку от станции метро "Белорусская", даже выглядит как каскад террас с садами.

"Мы гордимся тем, что переезжаем в "зеленое здание", – комментировал переезд управляющий партнер компании в странах СНГ Сергей Войтишкин. – Этот шаг особенно важен для нас, поскольку мы являемся одной из первых международных юридических фирм, реализующих программы по снижению негативного воздействия на окружающую среду".

Но рабочие помещения Baker & McKenzie не только с точки зрения экологии: в 2014 году они получили престижную международную награду Best Office Awards, которую иногда называют "офисным Оскаром". Этот приз вручается за самый оригинальный дизайн корпоративных интерьеров, причем награждают сразу и архитекторов и заказчиков. В этом году за победу в разных номинациях соревновались аж 119 контор из России, стран СНГ, США и Японии. Baker & McKenzie получили награду в номинации "Светодизайн".

Дизайнеры из архитектурной мастерской Сергея Эстрина, создававшие интерьеры помещений, стремились по-максимуму использовать естественное освещение. Ведь солнечный свет – то, чего зачастую так не хватает сотрудникам, которые проводят много времени в рабочих кабинетах! От кабинетной системы в юридической компании никуда не деться, но помещения спроектировали таким образом, чтобы по просторным коридорам работники и посетители всегда двигались "на свет". Сделать жизнь светлее помогли стеклянные конструкции, пропускающие свет даже в те помещения, в которых нет внешних окон.

Фото: Пресс-служба Baker & McKenzie

Помимо света темой оформления стали образы книг и книжных полок. Ведь юристам приходится читать много специальной литературы и документов! Даже декоративные балки в общественных помещениях напоминают форму раскрытой книги, а панели потолков перед ресепшен смахивают на письма со светящимися буквами. А за стойкой ресепшен разместили композицию "Мир Baker & McKenzie": большая белая карта мира, на которой мерцающими световодами отмечены 76 городов с офисами компании.

КОМФОРТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Фото: Пресс-служба "Лаборатории Касперского"

Еще один лауреат премии Best Office Awards – отечественная компания, продукцию которой регулярно используют пользователи компьютеров: крупнейший в мире частный разработчик антивирусных программ "Лаборатория Касперского". Компания завоевала награду в номинации "Комфорт и Эргономика".

Фото: Пресс-служба "Лаборатории Касперского"

"Спасать мир от всякого киберзлодейства проще и приятнее в комфортных условиях, – прокомментировал полученную награду генеральный директор "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский. – Просторно, удобно, сотрудники довольны, производительность труда растет. Что еще нужно, чтобы создавать лучшие в мире продукты и решения?".

Фото: Пресс-служба "Лаборатории Касперского"

Бюро ABD Architects разрабатывало проект помещений, в которых легче будет бороться с виртуальными вирусами, более года. Офис разместился в бизнес-центре "Олимпия Парк" на Ленинградском шоссе. А лучшими экспертами стали сами сотрудники компании: именно они тестировали мебель для новой конторы и голосовали за самые удобные столы и кресла.

Фото: Пресс-служба "Лаборатории Касперского"

Спроектировали офис по принципу модного сейчас "открытого пространства" без высоких перегородок и укромных углов. Благодаря этому в помещениях больше естественного света. К тому же этажи в этом офисном центре просторнее, чем в большинстве небоскребов, и на одном этаже помещается больше отделов и департаментов. Так что сотрудникам "Лаборатории Касперского" реже приходится тратить время на беготню по лестницам и лифтам, чтобы зайти в соседний отдел.

НА РАБОТЕ КАК ДОМА

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

Среди лауреатов и номинантов премий за необычный дизайн много офисов компаний, работа которых связана с интернетом. Может, потому что в таких компаниях ценят креативных сотрудников, способных предложить какую-нибудь оригинальную идею, и помещения должны соответствовать? Например, в номинациях за дизайнерские решения и организацию пространства на Best Office Awards претендовали конторы Google, Mail.ru и "Яндекса".

Офис "Яндекса" находится в деловом квартале "Красная Роза" на улице Льва Толстого, в зданиях, которые когда-то занимала ткацкая фабрика. Разработкой проекта занимались мастерская Сергея Киселева и архитектурное бюро "Атриум". Офис создавался с мыслью, что сотрудники будут не отсиживать скучные часы "с 9 до 6", а приходить сюда как к себе домой, в любое время суток. Словосочетание "как дома" можно понимать очень широко: на работе люди проводят массу времени, общаются с коллегами, отдыхают, даже развлекаются. А для всего этого нужно место.

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

Стекло и металл в отделке офиса дополняются полосатыми занавесками, торшерами, вертикальными "газонами" на стенах. И, хотя помещения проектировались по принципу "открытого пространства", пространства на каждом этаже получились разные. Ведь руководитель каждого отдела обсуждал планировку своего помещения индивидуально.

Даже переговорным комнатам дали разные названия в зависимости от этажей, на которых они расположены. Например, на седьмом этаже все переговорные начинаются с цифры 7: "7. Гномов", "7. Небо", "7 одного не ждут". Последнее название для совещаний, надо полагать, особенно актуально. К тому же так проще ориентироваться , ведь в офисе 55 помещений для переговоров.

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

Кто-то бережет ресурсы, а сотрудники "Яндекса" бережно относятся к новым идеям. Пространство стимулирует к тому, чтобы креативные идеи рождались в любой зоне: всюду стоят доски для записей, на пробковых стенах крепятся листочки с заметками, а стены курительных комнат оклеены специальной пленкой, чтобы посетители могли писать прямо на них. Обсуждать новые решения можно не только в переговорных, но и в любых других местах: всюду расставлены кресла, пуфики и даже гамаки. Wi-Fi тоже есть во всех зонах, поэтому понятие "рабочее место" в компании весьма растяжимое.

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

Кухни с запасом чая, кофе, фруктов, печенья и сладостей – не такое уж оригинальное дополнение для рабочего пространства. Интереснее, что летом пить кофе предлагается на балконах, где для этой цели установлены кресла. Но ненадолго отвлечься от работы можно не только за чашкой кофе или чая: в офисе есть зоны для игры в бильярд, пинг-понг, настольный хоккей, библиотека, тренажерный зал, музыкальная комната с разными инструментами.

Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская

Кстати, при строительстве офиса использовались современные технологии, которые помогли оригинальным способом решить систему кондиционирования. В стенах и потолке разместились трубки-капилляры с холодной водой, а охлажденный воздух попадает в помещения не через дующий кондиционер, а через маленькие отверстия в обшивке потолка. Правда, из-за этой системы охлаждения в стены нельзя забивать гвозди – но сотрудники "Яндекса" не особенно и стремятся это делать.

Офисные награды

Best Office Awards – не единственная премия за оформление рабочего пространства. В 2014 году в России стартовал еще один конкурс: MCFO Awards. В рамках конкурса эксперты награждают за лучший реализованный офисный проект всех участников рабочей команды: клиента, архитектурное бюро, инженерную компанию, проектного менеджера, генерального подрядчика, поставщиков мебели и оборудования. В жюри входят профессионалы из разных областей: архитектор, инженер, строитель, консультант и представитель заказчика. На премию претендуют все те же "звезды" офисного дизайна: Google, Mail.ru Group, "Яндекс", "Лаборатория Касперского", а также Baker&McKenzie, Siemens, Apple и другие компании. Победителей наградят 20 ноября в Демонстрационном зале ГУМа.

РАБОТА КАК ПРИМАНКА

Для чего компании нужен необычный офис и всегда ли стоит тратить деньги на такой проект? По словам директора департамента интерьеров ABD architects Дениса Кувшинникова, офисы, как правило, рассчитаны и на внешних людей, и на сотрудников. Ресепшн, зона ожидания и переговорные комнаты – это визитная карточка компании, они раскрывают ее ценности и направление деятельности, создают первое впечатление и во многом рассчитаны на посетителей, а рабочие зоны и внутренние пространства рассчитаны на персонал. "Дизайн офиса должен отражать ценности компании, ее ориентиры, внутреннее и внешнее позиционирование. Рабочую зону нужно спланировать так, чтобы люди максимально эффективно работали, чтобы им было комфортно. Для этого каждый раз требуется что-то особенное".

При разработке интерьера необходимо учитывать средний возраст сотрудников, время и продолжительность их работы, тип работы, гендерный состав, корпоративную культуру, наличие или отсутствие глобальных стандартов компании. Надо помнить, что даже в креативных компаниях есть отделы, выполняющие менее креативные функции: юристы, бухгалтерия и тому подобное.

Глава архитектурной мастерской Сергей Эстрин рассказал, что в последние годы появилась четкая тенденция: компании борются за сотрудников. "Если раньше заказывали пафосные конференц-залы и рецепции, то сейчас владельцы бизнеса стремятся не только клиенту показать свои достижения, но и удержать специалистов. А удерживают их не только зарплатой и премиями: можно создать интересную среду, которая позволит людям ощущать себя профессионалами, востребованными на новом уровне. С учетом того, как дороги в Москве квадратные метры, у руководства огромный соблазн использовать каждый кусочек площади экономно или расширить свой собственный кабинет, сделать персональный выход на террасу, например. Но в целях создания внутреннего имиджа компании руководители сдерживают частные амбиции".

Фото: Пресс-служба "Лаборатории Касперского"

Но кадровая конкуренция – не единственная причина появления оригинальных рабочих пространств. "По-прежнему огромное значение имеет имидж компании, ее идентификация. Каждому хочется чем-то выделиться, и не просто корпоративным цветом, а характером, духом, каким-то образом", – рассказал Сергей Эстрин. Оформление офиса почти всегда как-то связано с деятельностью компании. "Например, в офисе Baker & McKenzie сразу понятно, что здесь работают юристы. Много отдельных кабинетов, для клиентов создается ощущение надежности и уюта: дерево, теплые цвета".

Заказчики ищут чего-то индивидуального, интересного, поэтому часто просят создать индивидуальные зоны для неформального общения, где люди обсуждают и работу, и личные дела. Очень интересный проект был создан для компании "Enter Связной", которая специализируется на розничной торговле. В офисе компании одна из переговорных была оформлена подушками, а на потолке распечатка картины Ге "Что есть истина?".

Особая ситуация с IT-компаниями: на этом рынке огромная потребность в специалистах, и в компаниях зачастую большая текучка кадров. Так что вопрос "как удержать профессионалов" для сферы информационных технологий особенно актуален. При этом во всех IT-компаниях отлично умеют считать деньги и очень прагматично подходят к работе. То есть, с одной стороны, компании вкладываются, чтобы обеспечить работникам комфортную среду, "второй дом", а потом сотрудники по полной программе отрабатывают эти вложения, работая буквально по 24 часа в сутки.

Денис Кувшинников отметил: "Некоторые считают, что необычный дизайн отвлекает и не способствует нормальной работе. Но различные компании, не только из IT-сферы, рассматривают возможность создания внутри рабочего пространства необычных зон (лаунж-зоны, неформальные переговорные комнаты, открытые переговорные зоны, игровые).

Однако есть и компании, для которых невыразительный офис – принцип работы. "Когда мы делали проект для известной компании Ernst & Young, – рассказал Сергей Эстрин, – нам поставили задачу: клиент должен увидеть, что деньги, заплаченные за наши консультации, не тратятся на дизайн".

Фото: пресс-служба "Лаборатории Касперского"

На экологическую составляющую особенно обращают внимание западные фирмы, у которых на это выделяются отдельные бюджеты. Российские предприниматели тоже активно двигаются в этом направлении, но у них зачастую все зависит от желания руководителя, а у международных компаний экологичность – обязательное требование при выборе помещения. Причем, по словам Эстрина, "зеленый офис" можно создать не только с помощью энергосберегающего оборудования и сертификатов экологической безопасности, но и благодаря дизайнерским идеям. Например, открытое пространство можно разделить садами, и такое озеленение очень хорошо действует на сотрудников, создает благоприятную психологическую атмосферу.


Анна Макарова

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика