Новости

Новости

14 октября 2017, 21:00

Общество

Рожденные с планшетом: поколение гаджетов и их родители

Если задать современному родителю вопрос "Кто главный враг наших детей?" − одним из самых популярных ответов точно будет: "Компьютер". Как оградить ребенка от виртуальной реальности и надо ли это делать вообще − в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.

Фото: depositphotos/halfpoint

− Анька, опять уроки делаешь при телевизоре?!

О-о-о, как часто я недовольно закатывала глаза, услышав эту мамину претензию.

− Ма-а-ам, да он не мешает, просто фоном. Ну как люди под музыку занимаются...

− Вот и под музыку не надо!

Наши родители старались оградить нас от орущих магнитофонов и телевизоров примерно так же, как мы сейчас пытаемся уберечь собственных детей от компьютеров и разнообразных гаджетов. И наши отпрыски протестуют точно так же, как когда-то мы. А мы говорим и себе, и им, что нонче не то что давеча: не надо сравнивать какой-то там телек с планшетом. И вообще, клиповое мышление, компьютерная зависимость и так далее и тому подобное... А психологи всего мира в один голос твердят: оградить – ограничить − уберечь.

А как оградить, если сейчас даже утюг − высокотехнологичный гаджет? И закрадывается мысль: а надо ли вообще ограждать? Мы растим поколение гаджетов, которое будет жить среди еще большего количества гаджетов, чем окружает их сейчас.

Такое ощущение, что эти дети рождаются с телефонами и планшетами в руках. На днях мы встречались с приятельницами в кафе. Пока мама выбирала, что заказать, Маняша (год и четыре месяца от роду) пыталась пальчиками прихватить из красочного меню помидорки черри.

− Не получается? − улыбнулась я малявке.

− Ага, не то что на планшете, − на автомате ответила мама девочки. И только тут до меня дошел смысл сгребающего жеста маленьких пальчиков! Я сразу вспомнила историю, рассказанную нашими друзьями. Они пришли в гости в дом, где был аквариум, и их двухлетняя дочь, до этого никогда не видевшая рыбок, с интересом прильнула к стеклу, а потом стала делать характерный раздвигающий жест и после нескольких попыток закатила жуткую истерику. Она просто хотела увеличить рыбок так, как на планшете, чтобы их разглядеть. Понимаете, да? Эти дети виртуальную реальность знают и понимают раньше и лучше, чем настоящую. И мы хотим их оградить от этого?

Фото: depositphotos/PedroPlayaPic

Тотальный запрет вряд ли приведет нас туда, куда мы хотим, да и, на мой взгляд, он в принципе невозможен. Вы же не запрете детей в доме без компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов с кнопочным телефоном для связи с внешним миром?! Ребенок будет пользоваться всем этим во внешнем мире. "Не запру, − ответит мне гипотетический поборник детской жизни без гаджетов. − Но по крайней мере дома он будет этого лишен". Все верно. Только кто вам гарантирует, что ваше чадо не начнет искать вне дома именно этой высокотехнологичной жизни. Ему будет неловко перед продвинутыми сверстниками за то, что он отстал от них и чего-то не знает и не умеет, и он будет пытаться восполнить это пробел любой ценой, а вы со своим архаичным воспитанием станете для него врагом номер один.

Я вовсе не ратую за то, чтобы мы пустили детей с младенчества в бесконтрольное виртуальное плавание. Я, как и миллионы других родителей, ищу золотой стандарт для своей младшей дочери, которой еще нет года и которая уже проявляет недюжинный интерес к гаджетам. И понимаю, что полный виртуальный запрет − дело ненужное и бессмысленное.

Я категорически против демонстрации любых мультиков младенцу в развивающих или отвлекающих целях, но я совершенно спокойно отношусь к ним как к скоропомощному средству, которое можно задействовать в редких критических случаях − именно потому, что оно имеет сильнейшее воздействие. Так, например, во время болезни мы с девятимесячной Настей измеряли температуру под "Малышариков". Если передо мной стоит выбор из двух зол − орущий и извивающийся температурящий ребенок или две минуты мультиков, − я выберу второе.

Если во время трехчасового перелета просмотр мультиков гарантирует занятость моему ребенку и спокойствие мне и всем пассажирам, почему нет? Все-таки мультики − это не героин, с разовой дозы не подсядешь. Кстати, о зависимости, которой мы все так боимся. Я знаю случаи, когда дети, растущие в одной семье, с одними правилами, одной степенью свободы, вырастали с совершенно разным отношением к гаджетам и компьютерным занятиям. Не важно, накладываем мы разумные ограничения или тотальные или не накладываем вообще, есть определенный процент людей, которые все равно станут компьютерно зависимыми в той или иной степени, а есть те, кого зависимость не коснется никогда. Но большинство детей, как истина, где-то посередине: если провоцировать развитие зависимости, она возникнет, если вести "профилактические работы", ее удастся избежать.

Фото: depositphotos/IgorTishenko

А мы сами? Мы независимы? Разве гаджеты не стали совершенно неотъемлемой частью нас? Ломка, настоящая ломка случается с взрослым, самостоятельным, эмоционально уравновешенным человеком, если вышел из дома без смартфона. Сколько часов, дней, недель мы способны провести без соцсетей, чатов, компьютеров в принципе? Да, там наша работа, там общение, там огромная часть нашей жизни. Справедливо ли тогда отказывать в этом детям? И если да, то до какого возраста? Когда им должен стать доступным весь виртуальный мир? В 18? Раньше? Не знаю.

Я думаю, что компромисс возможен, если активно использовать не развлекательную, а познавательную силу высоких технологий в разумных и сообразных возрасту ребенка пределах. Мы не сможем оградить детей от гаджетов хотя бы потому, что они постоянно видят их у нас в руках. Так почему бы не использовать их как уникальный мотиватор к овладению знаниями и навыками, тем более что это не так уж и сложно.

"Мой средний к трем годам неплохо разбирался в процентах − следил за зарядом айфона. А младший пополз к нему же, хотя до этого ползать не хотел. Просто увидел светящийся экран и решил, что надо до него добраться", − написал мне коллега о своих детях. То же самое проделывали мы с младшей дочкой, которая долгое время не хотела ползать, а предпочитала перемещаться по квартире, перекатываясь по полу. Но стоило положить в поле ее зрения мой смартфон, как она тут же вставала на четвереньки и летела к нему чуть ли не скачками.

Но для того, чтобы гаджеты приносили пользу подросшим детям, нужно жестко лимитировать пользование ими в самом нежном возрасте. Ребенок должен сначала узнать и осознать реальный мир, чтобы понять позже, что виртуальный − это лишь его отражение, что рыбки в аквариуме первичны, а на экране планшета − лишь их красочная копия.

Если задаться целью, можно найти десятки способов сделать гаджеты друзьями нашим детям, а не врагами. Это не так трудно, как кажется, но это требует времени и желания. Нет ничего проще, чем что-то запретить. Найти этому замену или полезное применение − задача посложнее.

Что получилось у наших родителей? Оградили они нас от тлетворного влияния голубых экранов? Нет, они проиграли в этой войне. И мы проиграем, если пойдем по пути запретов. Кстати, сейчас у телевизоров неотрывно сидим не мы, а как раз постаревшие борцы с ними.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика