Новости

Новости

07 октября 2017, 13:15

Общество

Суперпедиатр. Нужно ли искать и можно ли найти

Что делают родители, когда ребенок заболевает? Правильно, обращаются к врачу. И еще немножечко сходят с ума от тревоги за свое чадо. О том, как важно доверять врачу и реально ли найти своего педиатра, – в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.

Фото: depositphotos/capifrutta

Моя девятимесячная дочь заболела впервые в жизни, выдав в субботу утром температуру выше 38. Дежурный врач из поликлиники пришла быстро и ушла еще быстрее. Дочери она не понравилась тем, что лезла ложкой в рот и слушала холодным фонендоскопом, мне – слишком, на мой взгляд, невнимательным осмотром, не очень адекватными выводами и внушительным списком выданных рекомендаций. Увидев под носом младенца засохшие остатки утренней каши, доктор диагностировала насморк (он, к слову, так и не появился), сказала, что горло у ребенка красное, задала единственный вопрос "Никто в доме не болен?" и резюмировала: ОРВИ на фоне прорезывания зубов и, как следствие, сниженного иммунитета. Оставила список лекарств из пяти пунктов и исчезла спустя примерно три минуты после появления.

Перечень назначений в моих руках, в котором были капли в уши "на всякий случай" и вызывающий сомнения не только у меня, но и у многих современных педиатров "фуфлоферон", зародил во мне желание не бежать в аптеку, а оперативно получить как минимум второе мнение, а как максимум мнение врача, которому я доверяю, – врача-суперпедиатра.

Нашим родителям и не снилась такая возможность – получить второе (третье, четвертое, пятое...) мнение, да и мысль искать его при обычной простуде у ребенка им в голову бы вряд ли пришла. Что сказал участковый врач, то и делали. Многие сегодняшние родители, получив предписания педиатра, первым делом лезут в интернет и читают описания препаратов, изучают побочные действия и отзывы. И сомневаются – в диагнозе, назначенных препаратах, квалификации доктора. Это обратная сторона информированности. Нам открыты тысячи научных исследований, которые мы можем читать на языке оригинала или в переводе, сотни медицинских и околомедицинских сайтов, специализированных онлайн-ресурсов и СМИ. Сомневаться нормально, особенно когда речь идет о здоровье твоего ребенка.

Современный мир ничего не принимает на веру, так почему мы должны безоговорочно доверять кому-то самое важное в нашей жизни только потому, что у него есть диплом мединститута и какой-то опыт? Тем более теперь мы прекрасно знаем, что одну и ту же болезнь несколько разных врачей могут лечить по-разному. Мы ищем и выбираем своим детям самое лучшее, по нашему мнению, – игрушки, книги, кружки, детские сады и школы. Так неужели можно ждать, что мы поступим иначе, когда речь идет об их здоровье?!

Фото: depositphotos/Wavebreakmedia

И с этого места начинается непростой путь. От недоверия к медикам многие родители впадают в заблуждение относительно собственной роли в жизни ребенка и раз за разом совершают опасную ошибку: они начинают ставить диагноз по интернету и сами прописывать детям лекарства, обращаясь к педиатру или узким специалистам лишь в самых "сложных" случаях. Другие думают, как найти врача или клинику, которым смогут доверить здоровье ребенка.

С бесплатной медициной, даже если предположить, что родители ей безоговорочно доверяют, все непросто. Мы живем на высоких скоростях, нам нужны ответы на наши вопросы здесь и сейчас, особенно если ребенок болен. И когда это случается, нам надо попасть к врачу сегодня, желательно прямо сейчас, а потом, возможно, держать с ним оперативную связь, чтобы что-то скорректировать. Бесплатная медицина хоть и стремится попасть в современный темп, но не успевает: записать ребенка оперативно к педиатру или нужному специалисту – задача нерешаемая ни практически, ни в теории. Можно, конечно, ехать наудачу и ждать в живой очереди, но смотри выше – мы живем на высоких скоростях и не хотим терять время и нервы и мучить больного ребенка ожиданием. Платная медицина, увы, тоже далеко не всегда может гарантировать нам то качество лечения и отношение, которые ищем именно мы.

Есть врачи, для которых родитель – послушный и бессловесный исполнитель рекомендаций, а есть те, кто воспринимает его как партнера в общем деле – лечении ребенка, партнера, с которым надо общаться, которому надо многое терпеливо объяснять, потому что он, может, не все понимает, но радеет за общее дело больше остальных. И даже заплатив, мы не можем быть уверены, что нас воспримут как партнеров, а не как исполнителей.

Сегодняшние родители, как и сегодняшние педиатры, делятся на две основные категории. Первые считают, что если ребенок нездоров, то лечить его нужно активно, массированно и на всякий случай даже то, что еще не болит, но заболеть может. Вторые – сторонники минимального вмешательства, которые знают, что если насморк лечить, то он пройдет за неделю, а если не лечить, то за семь дней. Я, конечно, утрирую и делю топорно и условно, но примерно так все и есть.

И если вы относитесь к первой группе, а ваш врач ко второй, вы не сможете доверять ему, это будет "не ваш" доктор, если, конечно, ему не удастся вас переубедить. И наоборот.

Фото: depositphotos/danr13

Но есть и хорошие новости. Нам невероятно повезло, у нас есть возможность (и не одна!) найти своего доктора, профессионала, суперпедиатра, с которым мы будем на одной волне и смотреть в одном направлении, что, наверное, важнее всего, когда речь идет о здоровье ребенка. И возможности эти нам дает все тот же интернет. Где и как в нем искать врача для ребенка?

Есть несколько способов. Можно искать по отзывам, но это очень непростая история. Неспециалисту подчас нелегко отличить реальные комментарии от рекламных и понять, что из отрицательных отзывов правда, а что обида неадекватного пациента. Можно спрашивать на родительских форумах и в специализированных группах в соцсетях. Родители с радостью делятся контактами и рекомендуют врачей, которые помогли их детям и с которыми они сами нашли общий язык. Но выбор по рекомендации – это все же выбор вслепую. Тем более что вы точно столкнетесь с тем, что мама А. напишет: "Педиатр Иванов – лучший, помог нам, и мы страшно довольны", а мама Б. ответит: "Ни за что не обращайтесь к Иванову, безграмотный коновал, только на деньги нас разводил!".

Есть вариант искать специалиста на врачебных форумах, если есть время и желание на чтение топиков и комментариев докторов. По крайней мере можно сделать выводы о подходах врача к проблеме, манере общения и отношению к пациентам. Еще одна возможность – общаться напрямую с врачами в соцсетях или просто подписываться на их аккаунты, читать их, вступать в специализированные группы.

Есть очень известные профессионалы, не нуждающиеся в рекламе, запись на прием к которым забита на пару месяцев вперед. Но по оперативным вопросам они доступны в своей виртуальной приемной, причем отвечают там и своим реальным пациентам, и любым обратившимся, зачастую совершенно бесплатно. Такие же интернет-приемные есть и у менее известных специалистов, которые таким образом как раз продвигают свои услуги и набирают клиентуру, а кто-то просто делает это, потому что не может не делать.

Я пошла по последнему пути. Я знаю минимум десяток аккаунтов очень хороших профессионалов, читая их посты, интервью с ними, их заметки в СМИ и на специализированных форумах. Я в итоге нашла врача, которому могу доверять, чьи профессиональные взгляды мне близки. Узких специалистов я ищу в группе в "Фейсбуке", созданной врачами специально для того, чтобы пациенты могли найти своего доктора для решения той или иной проблемы. А для оперативного обращения сейчас появилось прекрасное, на мой взгляд, новшество – мобильная клиника, работающая в круглосуточном режиме и онлайн, и офлайн.

Фото: depositphotos/gpointstudio

Мое стойкое убеждение – сейчас, когда есть много возможностей, для удобства, комфорта и во имя здоровья ребенка, нужно все их сочетать в оптимальном именно для вас соотношении, не отказываясь ни от одной. За девять месяцев жизни моей младшей дочери мы уже продумали алгоритм на разные медицинские случаи: профосмотр, вакцинация, вызов врача, срочная и несрочная консультация, хотя заболела она впервые, к счастью, только сейчас. Я знаю, когда воспользуюсь услугами бесплатной медицины, в каком случае обращусь в мобильную клинику и в каком к найденному с помощью интернета суперпедиатру, у которого на приеме мы были пока всего лишь один раз, и очная встреча стопроцентно подтвердила верность нашего выбора. Этот выбор одобрила и моя недоверчивая дочь (что для меня очень показательно и важно), которая в течение часа, что мы беседовали с врачом, спокойно играла с выданными им игрушками, позволяла осматривать себя, не то что не пикнув, а даже с улыбкой.

После ухода дежурного врача я как раз с ним и связалась. И его второе мнение совпало с моим первым. В перечне препаратов осталось два из пяти, впрочем, одним из них, спреем в нос с морской водой, ребенок лечиться наотрез отказался, так что, по сути, мы обошлись только жаропонижающим, дав организму самостоятельно побороть инфекцию.

Я очень хорошо понимаю родителей, которые не находят себе места, которым надо что-то делать и как-то лечить ребенка, когда его отчаянно лихорадит. Как-то, укачивая на ручках плачущую горячую девочку, я поймала себя на предательской мысли: "А вдруг мы зря отказались от всех этих препаратов?! Ребенок так страдает". Кажется, что ты бездействуешь, а ведь твоя первая и главная задача – помочь. А чуть позже, тем же вечером, лента "Фейсбука" вынесла наверх пост одного из педиатров, на которых я подписана, главной мыслью которого было: если у вашего ребенка ОРВИ, не паникуйте, не истерите, тактика первых дней при лихорадке – жаропонижающие и обильное питье, а через пару-тройку дней станет понятно, что делать дальше. В нашем случае через пару тройку дней стало ясно, что ребенок пошел на поправку.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика