Москва 24

07 ноября, 2017

Беспилотный автобус "Матрешка" может выйти на улицы в 2018 году

Поделиться в социальных сетях:

Беспилотный автобус "Матрешка" может выйти на городской маршрут уже в 2018 году. В прошлом месяце его представили в "Сколково" и начали тестировать на закрытой территории инновационного центра. Зачем "Матрешке" игровой пульт от Xbox и на какой скорости машина без водителя успеет объехать человека, разобрался корреспондент портала Москва 24.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

"Матрешка" – частный проект российской группы компаний Bakulin Motors Group (BMG). Проект начался в декабре 2015 года. Пока что собраны пять опытных образцов. Испытания проходят на закрытых территориях. Дело в том, что в России пока нет законов, которые разрешали бы беспилотникам выезжать на дороги общего пользования.

Попробуем захватить мир

В сентябре проект представили на крупнейшей мировой выставке коммерческого транспорта IAA во Франкфурте. Помимо бывшего завода "Калибр" и "Сколково", "Матрешку" тестируют в Олимпийском парке в Сочи. Также испытания недавно начались на острове Русский на базе кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

С осени 2016 года Bakulin Motors Group ведет переговоры с правительством Москвы по поводу запуска "Матрешки" в столице. "Есть ряд территорий – Лужники, ВДНХ, – где бы мы хотели вести коммерческую эксплуатацию. Но для этого нужно разработать регламенты", –
рассказывает Антон Попель, глава компании-подрядчика BMG "Электротранспортные технологии".

Идея запустить общественный транспорт по ВДНХ не нова. Экскурсии на троллейбусах по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, ныне – ВДНХ) организовали в 1950-х годах. По парку ходили СВАРЗ ТБЭС с увеличенными окнами и барельефом, изображающим рабочего и колхозницу. Просуществовала линия недолго, да и сами троллейбусы, которые в иной комплектации ходили и по городу, полностью списали к 1970-м. Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина

По его словам, в следующем году "Матрешка" впервые выйдет на дороги общего назначения. "Скорее всего, это будет остров Русский. Там не очень большой трафик. Мы сделаем маршрут между ДВФУ и океанариумом, это будет дорога общего назначения", – сказал глава "Электротранспортных технологий".

Первый испытательный полигон в Москве

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

До "Сколково" в Москве был только один полигон для беспилотных автомобилей – на территории бывшего завода "Калибр". Это обычный Г-образный участок дороги длиной 400 метров вдоль складов и невысоких административных строений. Нанесена городская разметка, стоят дорожные знаки, автобусная остановка и даже светофор. Венчает трассу круг-разворот. Все по ГОСТу.

Асфальт неплохой. "Хорошие дороги – необходимое условие для нашего автобуса, потому что машина низкопольная с небольшим дорожным просветом", – поясняет порталу Москва 24 официальный представитель концерна Volgabus (включает в себя BMG) Кирилл Урванцев.

Роли пешеходов и пассажиров "Матрешки" на испытаниях играют сами создатели беспилотника. По признанию работников технопарка, "Матрешка" выезжает из гаража в среднем раз в неделю.

Техническая скорость этого автобуса больше ста километров в час, однако беспилотная – 20, говорит Антон Попель. Беспилотный автомобиль обязан с дикой скоростью улавливать возникающие на пути цели и высчитывать вероятность столкновения, поясняет автомобильный эксперт Сергей Асланян.

У человечества на сегодня нет программного обеспечения, умеющего работать на реальных скоростях, чтобы принять во внимание все вводные, добавляет эксперт. В этот день машина ехала со скоростью 2,7 километра в час.

"Если перед современным беспилотником выбежал ребенок, мячик, птица, собака, и автомобиль, компьютер не в состоянии обсчитать это на скорости 80 ким/ч собственного движения, – говорит Сергей Асланян. – К тому же определять, кто из них живой, а кто неживой, на сегодня не умеет никто".

Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, – порядка 15 км/ч.

"Из-за большой разнородности окружающей среды очень трудно повысить скорость движения беспилотного автомобиля, – признается Антон Попель. – Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, – порядка 15 км/ч.

Один из разработчиков софта для "Матрешки" Олег Шипитько объясняет, что автобус уже распознает разметку, считывает дорожные знаки и другие объекты, включая людей. Правда, они пока остаются для "Матрешки" неодушевленными предметами. Несмотря на это, разработчики уверяют, что пешеходов беспилотник спокойно объезжает.

По словам Олега Шипитько, в нынешней версии,машина едет сама по заранее заложенному ей маршруту. Однако у испытателей всегда наготове джойстик от Xbox, чтобы перехватить управление, если что-то пойдет не так.

Что внутри русской "Матрешки"

В "умном" автобусе есть шесть кресел – по три друг напротив друга. И еще четыре стоячих места. В салоне размещены мониторы, которые будут показывать пассажирам время, температуру, местонахождение на маршруте, как это происходит в новых поездах метро.

Одного заряда хватает на 130 километров при максимальной скорости 30 км/ч.

Матрешка работает на электрических аккумуляторах. Одного заряда хватает на 130 километров при максимальной скорости 30 км/ч. Полная зарядка аккумулятора занимает четыре часа.

В автобусе 80 процентов деталей российского производства. Автоматическую коробку переключения передач разработали специально под "Матрешку" и произвели в России. Для отечественного авторынка это приятное исключение из правил. Стойки в салоне, корпуса видеокамер и некоторые другие элементы напечатаны на 3D-принтере.

Фото: matreshka.ai

Главное отличие "Матрешки" от иностранных беспилотных автомобилей – в использовании видеокамер вместо лидаров для распознавания окружающих объектов. Лидар – это лазерный дальномер, его еще иногда называют лазерным радаром. Он позволяет создать 3D-карту местности. У русской "Матрешки" вместо лидара шесть камер: две спереди, две сзади и две по бокам.

"Наша машина от других отличается тем, что она ездит на пассивной сенсорике, в основном на камерах. На сегодняшний день в мире аналогичные проекты работают на лидарах. Стоимость хорошей камеры – 60 тысяч рублей, а стоимость хорошего лидара – 60 тысяч долларов. Благодаря цене оборудования этот проект может быстрее выйти в коммерциализацию и стать рентабельным", – объясняет Антон Попель.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Название "Матрешка" автомобиль получил за модульный принцип сборки. Автобус состоит из центрального блока и двух отстегивающихся модулей, в которых находятся электроника, моторы, приводы, аккумуляторы и рулевые механизмы. При этом "Матрешка" может быть не только пассажирским автобусом, есть грузовая комплектация.

Карпулинг за 10 миллионов

"Сейчас "Матрешка" – это транспорт, работающий по четко проложенному маршруту, – говорит глава "Электротранспортных технологий" Антон Попель. – Мы планируем заниматься гражданскими перевозками, наша машина ближе к общественному транспорту. Один из возможных вариантов – это карпулинг (коллективная поездка. – Прим. ред.). Что-то наподобие BlaBlaCar".

По сообщению "Российской газеты", в 2017 году компания планирует наладить серийное производство беспилотников, которые начнут поставлять как в Москву, так и в другие регионы. Издание указывает, что в 2018 году "Матрешка" может выйти на улицы в качестве общественного транспорта.

Однако для этого придется менять законы. "Чтобы вывести машину на открытые маршруты, нужно официально признать ее транспортным средством, – отметил владелец и гендиректор BMG (Bakulin Motors Group) Алексей Бакулин.

На сегодня государственных денег в проекте нет. Он полностью финансируется группой компаний Bakulin Motor Groups, которая входит в состав холдинга Volgabus. Как отмечает Антон Попель, финансирование ведется на уровне мировых аналогов.

Пилотный вариант 8- и 12-местных автобусов будет стоить от 6,5 до 10 миллионов рублей

Официальный представитель Volgabus Кирилл Урванцев сообщил порталу Москва 24, что цена автобуса пока достаточно высока. "Но как только он выйдет в серию, цена снизится в два раза, и беспилотник будет дешевле традиционного автобуса", – отметил Урванцев.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

В январе владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group) Алексей Бакулин рассказывал РБК, что пилотный вариант 8- и 12-местных автобусов будет стоить от 6,5 до 10 миллионов рублей. Хотя "для серийной продукции красная цена – 3-3,5 миллиона рублей".

10 миллионов рублей за автобус – сумма не самая большая. Так, по оценке вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, новые низкопольные ЛиАЗы, которые ходят по столице, стоят по 10 миллионов рублей. Правда, вмещают больше 100 человек.

Проблемы с законом

В "Матрешке" водитель не предусмотрен, здесь даже нет руля как такового. Поэтому создатели машины работают исключительно на закрытых территориях: в промышленных зонах, аэропортах, на территориях университетов и частных парковках.

Там нет специальных правил для работы беспилотных автомобилей, рассказала порталу Москва 24 официальный представитель французской фирмы Navya Шелли Гор (Shelley Gore). Компания еще в 2015 году выпустила беспилотный автобус Arma. На сегодня машины ходят в 11 странах.

Фото: navya.tech

"На дорогах же общественного пользования все мировые игроки должны уважать Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Чтобы беспилотникам начать ездить по дорогам общественного пользования, необходимо предварительное разрешение. Кроме того, в салоне обязан находиться компетентный человек, который примет экстренные меры в случае необходимости", – объясняет Шелли.

Антон Попель признает, что Bakulin Motors Group пытается лоббировать совершенствование законодательства в сфере беспилотных автомобилей. У Агентства стратегических инициатив есть программа – Независимая техническая инициатива (НТИ). "В рамках нее действует рабочая группа AutoNet, участниками которой мы являемся. Там идет активное лоббирование всего, что касается беспилотных автомобилей", – поясняет глава "Электротранспортных технологий".

В России нет законодательной базы относительно беспилотных автомобилей, поясняет ведущий юрист компании "Автоюрист" Дмитрий Бродский. По его словам, прежде чем законы о беспилотных автомобилях появятся в таких профильных органах, как Госдума, обществу предстоит выработать свое мнение относительно беспилотного транспорта.

Дмитрий Бродский
автоюрист
Беспилотные автомобили заставят регистрировать по аналогии с квадрокоптерами, чтобы знать, с кого требовать возмещение.

В конечном итоге беспилотники приравняют к автомобилям с водителем, уверен эксперт. "Тогда после их столкновения ответственность будет распределяться, как и сегодня, по страховке. В каждом конкретном случае страховые компании будут разбираться по ситуации". Кроме того, эксперт считает, что беспилотные автомобили заставят регистрировать по аналогии с квадрокоптерами. В случае коптеров это необходимо, в частности, чтобы знать, с кого требовать возмещение, если они падают на чье-то имущество.

Французский конкурент

За рубежом лидеры рынка беспилотников уже приступили к тестам на улицах. Над созданием беспилотных автомобилей работают Uber, Tesla, Ford и другие. Уже упомянутая компания Narva с октября 2015 года вывела на дороги 45 шаттлов Arma.

Фото: navya.tech

Французские аналоги "Матрешки" ездят по Франции, США, Австралии, Японии и еще семи странам. На конец июля 2017 года они перевезли более 180 тысяч человек. Об этом порталу Москва 24 рассказала Шелли Гор. По ее словам, компания рассматривает возможность выхода и на российский рынок, что может произойти уже в 2018 году.

Как и в случае с "Матрешкой", скорость Arma пока ограничили до 20 км/ч.

Компания не ставит перед собой задачу подменить общественный транспорт – лишь дополнить его. Arma в состоянии перевозить до 15 пассажиров и развивать скорость до 45 км/ч. Но, как и в случае с "Матрешкой", скорость пока искусственно ограничили до 20 км/ч из соображений безопасности.


Шаттл французской компании обойдется покупателю в 260 тысяч евро (более 18 миллионов рублей). Автомобиль можно взять даже в кредит – за 9,5 тысячи евро в месяц на пять лет. За эти деньги можно купить две Arma и еще останется, однако компания дополнительно обещает страховку, техобслуживание и наблюдение за автобусом 24 часа в сутки.

Разработчики из Navya уверяют, что создали автомобиль последнего, пятого уровня беспилотности. Это когда со стороны человека не требуется никаких действий, кроме старта системы и указания пункта назначения.

Arma пока тоже ездит только по заранее заложенному маршруту.

Однако, как утверждает издание InsideEvs, шаттл пока что ездит по аналогии с российской "Матрешкой" только по заранее заложенному маршруту.

Российский конкурент

В России разработкой беспилотных автомобилей активно занимается "Яндекс.Такси". "Яндекс" создал прототип беспилотника, который умеет без вмешательства водителя передвигаться по заданному маршруту. Машина умеет определять и объезжать препятствия, в том числе другие машины и людей. Беспилотник может останавливаться и продолжать движение в случае необходимости.


Пока что прототип ездит по закрытому полигону, однако до конца года компания планирует начать испытания в городе. При этом "Яндекс.Такси" не планирует испытаний на незаасфальтированных дорогах и пересеченной местности. В компании затруднились уточнить, когда автомобиль впервые выйдет на улицы. Сообщили только, что, скорее всего, технологию впервые опробуют на собственном сервисе "Яндекс.Такси".

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика