Москва 24

14 января, 2016

Моцарт из Перми и "Русалочка" из Лондона: музыкальные сенсации столицы

Поделиться в социальных сетях:

Фото: facebook.com/PermOpera

Вторая половина сезона обещает поклонникам музыкального театра и классической музыки много ярких событий. Через месяц дирижер Теодор Курентзис представит на "Золотой маске" фирменного пермского Моцарта. В тот же вечер барочная дива Симона Кермес даст концерт в зале имени Чайковского. Не за горами и фестиваль Ростроповича в Москве – в этот раз с фантастической программой и гостями из Италии и Лондона. Об этих и других событиях в обзоре m24.ru.

Концерт Симоны Кермес

Обладательница престижного музыкального приза Echo Klassik позапрошлого года, одна из ведущих певиц барочного репертуара в начале марта выпускает новый диск "Love". Вместе с ансамблем La Magnifica Comunità под руководством Энрико Касацца Кермес исследует аспекты самого хрупкого и сильного чувства в произведениях, хронологически охватывающих три века, но в приоритете – жемчужины барокко, такие, как ария Дидоны When I am laid in earth из оперы Перселла "Дидона и Эней", "Плач нимфы" Монтеверди, а также сочинения Барбары Строцци, Тарквинио Мерулы.

Программа московского концерта музы Теодора Курентзиса (Кермес записала с пермским маэстро две оперы Моцарта и с середины 2000-х активно участвовала во многих его проектах) тоже составлена с ориентиром на то, чтобы провести параллель между эпохами – от арий из опер Доницетти, Россини, Генделя к фрагментам из шедевров Верди и даже "Кандид" Леонарда Бернстайна.

Любопытно, как справится с такой поистине эстетской программой Государственный симфонический оркестр республики Татарстан с Александром Сладковским во главе.

Фото: simone-kermes.de

Дата: 12 февраля

Место: Концертный зал имени Чайковского

Пермский Моцарт

Не нужно ходить к гадалке, чтобы убедиться, что на показ этого спектакля будет ломиться вся просвещенная столица. Уже упомянутого выше Курентзиса, худрука Пермского оперного театра, проще послушать в Европе (в эти дни Теодор вместе со скрипачкой Патрицией Копачинской и оркестром MusicAeterna гастролирует по городам Германии и Австрии), чем в российской столице. И если случается московский визит, то уже несколько сезонов подряд он связан с фестивалем "Золотая маска" (на минувшую "Территорию" Курентзис заглядывал очень коротко и без перформативной составляющей). Пермский оперный театр редко промахивается мимо лауреатства, и нынешний смотр вновь дает ему все шансы подтвердить позиции одного из творческих лидеров в России, тем более что номинируются несколько спектаклей прошлого сезона. M24.ru рекомендует обратить внимание на оперу "Дон Жуан".

Пермский Моцарт давно стал самостоятельным культурным явлением в масштабах не только российского, но и европейского музыкального пространства. Это особая гордость театра и самого Курентзиса. Выпущенные на дисках записи опер Le nozze di Figaro и Cosi fan tutte критика превознесла до небес, отметив не только качество и свежесть исполнения, но и подчеркнуто театрализованную атмосферу, прекрасное чувство юмора всех солистов. Самое лакомое блюдо из трилогии Моцарта – да Понте Теодор оставил на десерт. Релиз "Жуана" еще даже не анонсирован, тем ценнее визит пермяков в Москву с полноценной постановкой, осуществленной аргентинским режиссером Валентиной Карраско.

Вторая опера-номинант – "Сказки Гофмана" Оффенбаха, над воплощением которой работала выпускница мастерской Леонида Хейфеца Катерина Евангелатос, в Москву не приедет.

Фото: goldenmask.ru

Дата: 12 февраля

Место: "Новая опера"

Концерт Лондонского филармонического оркестра

В прошлом году московскому фестивалю Ростроповича пришлось мириться с обстоятельствами – неблагоприятная финансовая обстановка подредактировала планы организаторов, и Ольге Ростропович необходимо было в кратчайшие сроки придумать замены в составе участников. Программа нынешнего года слепит глаза. Во-первых, на фестиваль вновь приедет Зубин Мета – вместе с оркестром Maggio Musicale Fiorentino он представит концертную версию вердиевской "Аиды". Кроме того, в Москву возвращается Лондонский филармонический оркестр. Два сезона назад коллектив уже выступал в концертном зале имени Чайковского с "Военным реквиемом" Бриттена (многим этот концерт, один из самых ярких в 2014 году, запомнился не только исполнением, но и смелой вступительной речью руководителя оркестра – Владимира Юровского). В этот раз англичане привезут фантазию для оркестра "Русалочка" Александра фон Цемлинского.

Для российской публики имя этого австрийского композитора до сих пор покрыто тайной и мраком. Его практически не исполняют, и на этом фоне "лучом света в темном царстве" выглядит деятельность Юровского: в 2013 году дирижер дважды включил "Лирическую симфонию" Цемлинского в программы двух концертов Госоркестра имени Светланова. Увидительное дело, но даже на сайте филармонии страница, посвященная Цемлинскому, не содержит ровным счетом ничего, кроме дат жизни. Между тем, творчество этого недооцененного современника нововенцев, старшего товарища Шенберга, представляет огромный интерес. Без него картину европейского музыкального ландшафта начала XX века вряд ли можно назвать полной.

"Русалочка" появилась в репертуаре современных оркестров сравнительно недавно. В 1976 году первая часть ее партитуры была обнаружена в архиве Марии Паппенхайм в Вене. Две другие части хранились в фонде Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Интересно, что Цемлинский определил жанр своего сочинения не как симфоническую поэму, а весьма оригинально – как "фантазию для оркестра". Как считает исследователь творчества композитора, Н. Власова, таким образом Цемлинский хотел дистанцироваться от Рихарда Штрауса, мастера в жанре поэм для оркестра. Не исключено, что эти и другие нюансы "Русалочки", касающиеся формы, тонального плана и зашифрованных в нем инициалов Альмы Шиндлер, раскроет московской публике Владимир Юровский, на чьем счету прекрасная запись одноактной оперы Цемлинского "Флорентийская трагедия" в исполнении Лондонского филармонического, выпущенная на диске в 2014 году вместе с Шестью песнями на стихи Метерлинка.

Фото: http://imgartists.com/

Дата: 2 апреля

Место: Большой зал консерватории

"Катерина Измайлова"

"Катерина Измайлова" Шостаковича обещает стать одним из самых интригующих спектаклей в этом сезоне в Большом театре. Режиссер Римас Туминас до этого момента никогда не работал с оперным материалом. Тем не менее, Тугану Сохиеву удалось сломать сопротивление сомневающегося литовца и уговорить его на дебют, тем самым продолжив заданный курс театра, суть которого состоит в том, чтобы дать возможность драматическим режиссерам поработать в новых, непривычных условиях: вместо драматических актеров – певцы, а за спиной всегда присутствует фигура дирижера. Алексей Бородин и Сергей Женовач уже представили плоды своих трудов – "Кармен" Бизе и "Иоланту" Чайковского. Обе работы получили неоднозначную оценку ведущих критиков. Но у Туминаса есть джокер: в свое время он окончил Литовскую консерваторию и даже преподавал там. В Большой театр он привел с собой команду единомышленников, с которой сделал на вахтанговской сцене не один спектакль: это режиссер и хореограф Анжелика Холина, сценограф Адомас Яцовскис, художник по костюмам Мария Данилова.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Дата: 18 февраля

Место: Историческая сцена Большого театра

"Сатьяграха"

Екатеринбургский театр оперы и балета в прошлом сезоне силами американского режиссера Тадеуша Штрассбергера и словацкого дирижера Оливера фон Дохнаньи осуществил постановку произведения композитора-минималиста Филипа Гласса – "Сатьяграха". Ни в Москве, ни в Петербурге, ни Новосибирске или Перми к этой партитуре еще ни разу не обращались. В репертуаре российского театра Гласс появился впервые.

В основе либретто, созданного американским писателем Констанс Де Джонг – история жизни общественного и политического деятеля Махатмы Ганди. Название оперы переводится с санскрита как "стремление к истине" и отсылает к концепции Ганди о ненасильственной борьбе против несправедливости. Эксперты "Золотой маски" оценили инициативу Екатеринбургского оперного, художественные достоинства спектакля, и выдвинули "Сатьяграху" на соискание премии аж в пяти номинациях.

Фото: uralopera.ru

Дата: 15 марта

Место: Большой театр, Новая сцена

Сюжет: Музыкальная жизнь столицы: рецензии, фотографии, интервью

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика