Новости

Новости

25 сентября 2015, 16:21

Культура

Судьба режиссера: три главных фильма Сергея Бондарчука

Фото: ТАСС/ Николай Малышев

25 сентября родился актер и режиссер, с именем которого связано понятие большого стиля в советском кинематографе. Его работы – монументальные полотна, кропотливо создававшиеся подчас наперекор судьбе. Бондарчук первым заполучил для Союза капиталистический "Оскар" и создал собственную манеру, в которой масштабность массовых сцен не конфликтует с задачей раскрыть глубину отдельного образа. Сегодня Сергею Бондарчуку исполнилось бы 95 лет.

"Война и мир"

Оскароносная киноэпопея оказала значительное влияние на образ российского кинематографа в мировом сообществе. К тому моменту Бондарчук снял только один фильм – "Судьба человека", но его успех был грандиозным. Говорят, Черчилль сказал: "Хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию? Посмотрите "Судьбу человека". Картину закупили десятки стран, газеты наперебой писали о том, что Советский Союз оказался способным поставлять на экспорт интеллектуальный продукт. Высшие эшелоны власти благоволили Бондарчуку и сделали ставку именно на него — оказали колоссальную финансовую поддержку "Войне и миру".

Поиски исполнительницы роли Наташи Ростовой проходили мучительно. Бондарчук неустанно отбивался от обрушившихся на него рекомендаций. Режиссер отказался от Анастасии Вертинской, Натальи Фатеевой и Людмилы Гурченко. Выбор многих застал врасплох – на роль утвердили дебютантку, выпускницу Вагановского училища балерину Людмилу Савельеву. Сыграть Болконского мечтали Василий Лановой, Олег Стриженов, но уже после начала съемок в проекте появился Вячеслав Тихонов. Композиторскую задачу Бондарчук адресовал Вячеславу Овчинникову, создавшему музыку к первым фильмам Андрея Тарковского.

Съемки прерывались несколько раз. После сцены бала Сергея Федоровича увезли на скорой. Врачи констатировали клиническую смерть, но мастера удалось спасти. Режиссер был изможден конфликтами, давлением со стороны руководства киностудии из-за сцены крестного хода. Проблемы со здоровьем возникли и в 1965 году, когда чиновники требовали смонтировать в кратчайшие сроки первые две части фильма к Московскому кинофестивалю.

Бондарчук сделал это меньше, чем за месяц, и вновь оказался на больничной койке – врачи зафиксировали вторую клиническую смерть.

Ни один кинематографический приз не мог стоить таких усилий. Тем не менее, киноэпопея "Война и мир" вошла в историю как первый советский фильм, получивший "Оскар".

Фото: ТАСС

"Они сражались за Родину"

"Советский экран" признал эту работу Бондарчука по роману Михаила Шукшина лучшей в 1976 году. Она соединила в себе грандиозные батальные сцены и психологически достоверные и глубокие характеры героев.
Снимали в 150 километрах от Волгограда, в полевых условиях: команда жила на пароходе, переоборудованном в гостиницу. Сцены боев снимались на историческом ландшафте, именно там, где в свое время сражались советские и фашистские войска. Это облегчало задачу – не было необходимости адаптировать местность под сценарий. Настоящие окопы чуть углубили, убрали сочную траву, уничтожили кусты в воронках.

Главную роль Петра Лопахина играл Василий Шукшин. Для всей съемочной группы стала шоком его внезапная смерть: актер умер во сне. На его столике нашли рукопись – каждую свободную минуту, не щадя сердце, он посвящал работе над новым произведением. Сцен с участием Лопахина осталось всего три, и Бондарчук даже в такой катастрофической для любого режиссера ситуации, не мог остановить процесс.

Дублера нашли, но что делать с голосом? Бондарчуку повезло: картину спас Игорь Ефимов, чей голос оказался очень похожим на шукшинский.

Фото: ТАСС

"Тихий Дон"

В 90-х в стране не было условий, чтобы снять такую масштабную картину: денег не давали, поэтому Бондарчуку пришлось смириться с навязанными условиями. Режиссер искал спонсора, которым оказался итальянец Энцо Рисполи. По контракту всех главных героев в экранизации романа Михаила Шолохова должны были играть иностранные актеры. Это условие насторожило многих, в том числе семью Бондарчука. Когда проект обговаривался, никто не мог себе представить, в каких условиях он будет реализован. Сказывались и перебои с финансированием. Кроме того, первый съемочный день телесериала совпал с началом путча 1991 года: фургонам, направлявшимся в подмосковное Алабино на натурные съемки, перекрыли дорогу танки.

Мировая премьера семисерийной картины состоялась в 2012 году. Отзывы разнились: от хвалебных до критических. Заграничных актеров российские зрители упрекали в отсутствии понятий о менталитете своих героев, забывая при этом, что картина создавалась в расчете на европейский прокат. Руперт Эверет, к примеру, сам признавался, что счел странным выбор своей кандидатуры на роль Григория Мелехова. Фильм не выдерживал сравнений с классической версией Сергея Герасимова. Многие придерживаются мнения, что этот проект значительно укоротил дни Сергея Федоровича.

Фото: imdb.com

Сюжет: Персоны
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика