Москва 24

15 апреля 2014, 13:12

"Двор с человечьей душой": какие тайны хранит Арбат

"Нераскрытые тайны": Что скрывает Арбат

Улица Арбат известна еще с XVI века, со времен правления Ивана Грозного. Уже тогда это место хранило тайны и приковывало к себе внимание множества людей. На Арбате жили и творили известнейшие поэты: от Пушкина до Окуджавы. На улице располагаются кинотеатр "Художественный", имеющий более чем столетнюю историю, и театр имени Е. Вахтангова. И сейчас Арбат продолжает оставаться одним из самых значимых и одновременно неизведанных мест не только для гостей столицы, но и для жителей города. Об этом и многом другом вам расскажет телеканал "Доверие".

Сокровища Арбата

"Арбат хранит в себе еще много-много тайн. Вот сейчас в одном из переулков во время ремонта или перестройки дома нашли, говорят, какой-то клад", - рассказывает заслуженный артист России Рубен Симонов.

И это не очередная арбатская байка. В ноябре 2013 года археологи действительно нашли под половицами в одном из старых арбатских домов уникальную коллекцию столовой утвари. Среди найденных артефактов оказался и серебряный крест, и монеты, и резные печные изразцы. Кому принадлежали эти вещи? И какую тайну они поведали московским археологам?

Чайные и столовые ложки с орнаментом, цветочные горшки и подковы – всего около 25 металлических предметов, найденных на Арбате, по предварительной оценке археологов могли быть изготовлены в XVIII веке. На эту версию указывало и место обнаружения клада: старинные предметы нашли при реконструкции уникального памятника архитектуры в Столовом переулке, известного как Арбатский частный дом.

Старая Москва, 1900 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Когда организовывались археологические раскопки, цель найти клад не ставилась абсолютно, но в том и состоит работа археологов, чтобы самым тщательным образом исследовать каждую крупинку культурного слоя, обнаружить артефакты и по этим артефактам восстановить те или иные страницы нашего прошлого. Знаете, как говорят? Что археолог как детектив, но который исследует прошлое", - говорит главный археолог Москвы Леонид Кондрашов.

История домовладения в Столовом переулке, где были обнаружены раритеты, известна с XVIII века: тогда там располагалась городская усадьба священника Алексея Соколова. Это одно из самых старых зданий Арбата, сохранившихся до наших дней. Хотя три столетия назад дом выглядел совсем иначе.

"Если мы хотим с вами представить пространство Столового переулка, например, перенесшись в середину XVII века, то мы увидели бы высокие, толстые деревянные заборы, ничем не украшенные, возможно, только маленькие отверстия в стенах, чтобы досматривать за улицей. Всегда выделялись двери, ворота: их красили, разрисовывали, на них были различные символы из народной мифологии: звезды, солярные символы, и так далее", - считает историк-москвовед Александр Мишин.

В те времена Арбатом называлась не только улица и прилегающие переулки, но и вся местность к западу от стен Кремля и до Садового кольца.

"Пригород" или "горбат"

О происхождении слова "Арбат" историки спорят до сих пор. Одни считают, что оно появилось благодаря торговцам с Востока и переводится с арабского как "пригород". Другие утверждают, что это слово имеет старорусские корни и изначально звучало как "горбат", характеризуя рельеф местности.

Так или иначе, но именно под названием "Арбат" эта территория впервые официально упоминается в указе Ивана Грозного, который в 1565 году повелел: "Взяти в опришнину да Арбатскую улицу по обе стороны с Сивцевым врагом и до Дорогомиловского всполья и основать здесь Стрелецкую слободу".

Позже здесь появятся и другие поселения, объединявшие жителей по профессиональному признаку.

"В этом районе на протяжении более сотни лет существовала Поварская слобода. Люди совершенно разных профессий обслуживали царский двор, но, конечно, все, что касалось стола, было очень важно", - рассказал Мишин.

Но самую обширную территорию на Арбате в то время занимала Конюшенная слобода, ведь большинство тогдашних обитателей этого района держали лошадей. Конюшня и собственная кузница имелись и в усадьбе священника Соколова.

Старый Арбат, 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Специалисты, исследуя архивные документы, в принципе, по документам представляли этапы застройки дома, его планировку, поэтому поняли, что раскопки проходят, как бы мы сейчас сказали, в подсобно-хозяйственных помещениях, между кузницей и конюшней", - говорит Леонид Кондрашов.

Для изучения этого клада важно понимать, что это помещения, которые часто не посещались, использовались как складское помещение.

Выходит, клад на задворках собственного дома спрятал сам священник Алексей Соколов? Версия казалась логичной, ведь посторонние вряд ли могли оказаться у него во дворе. К тому же, среди артефактов были оклады икон и старинный крест. Но от кого священнослужитель решил схоронить эти вещи? На этот вопрос у археологов ответа не было.

Впрочем, дальнейшее изучение не оставило от первоначальной гипотезы камня на камне.

"Археологи, когда ведут свои раскопки, они тщательно изучают не только вещи, но и грунт, в котором эти вещи скрыты. Слой перекрыт каким-то битым строительным мусором, который свидетельствует о том, что дом разбирался, поэтому кресты и оклады не могли принадлежать священнику. Вот это мы можем утверждать с большой долей основания", - рассказывает Кондрашов.

Значит, клад был зарыт позднее. Ученые предположили, что это могло произойти во времена перестройки Арбатского частного дома, который, как и многие другие постройки на Арбате, сильно пострадал при пожаре в 1812 году.

"Когда мы поняли, что вещи обожжены пожаром, мы думали, может быть, так сказать, здание уже построено над вещами этими, и эти вещи были в пожар 1812 года и связаны с наполеоновским нашествием. Однако анализ грунта показал, что яма, в которой был спрятан завернутый в тряпицу этот клад, находилась на уровне пола. То есть явно, что клад закапывали уже внутри сооружения", - говорит главный археолог Москвы.

Арбат времен А.С. Пушкина

Большой московский пожар 1812 года радикально изменил облик Арбата. Деревянные дома уступили место небольшим аристократичным зданиям.

"Возникает мода на русский стиль. Вспоминается допетровская архитектура, резные терема. И вот отставной офицер Пороховщиков на свои деньги и деньги своих компаньонов начинает активно строиться в Москве. Среди его достижений вот этот деревянный дом. С этим строением Пороховщиков выезжает в Париж, получает одну из главных премий на архитектурной выставке, Всемирной выставке в Париже в начале 70-х годов дом привозится в Москву, собирается, и вот уже 140 с лишним лет является одной из больших достопримечательностей Арбата и арбатских переулков", - рассказывает историк Александр Мишин.

Виды Арбата, 1985 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Конюхи и плотники, жившие в арбатских переулках, отныне соседствовали с представителями высшего сословия. Здесь поселились известные семьи – Толстые, Долгорукие. На Арбате играл свадьбу и сам Александр Сергеевич Пушкин.

"Александр Сергеевич Пушкин, когда готовился к своей свадьбе, присматривал дома, куда бы он мог привести свою молодую жену. Рассказывают, что он прогуливался со своим другом Нащокиным, они фактически прошли весь Арбат до этого дома. Когда выяснилось, что здесь сдается второй этаж, Пушкину очень эта идея понравилась, дом ему показался интересным, а главное, что он считался самым большим домом на Арбате", - говорит хранитель мемориальной квартиры А.С. Пушкина Елена Волховская.

Свадебные торжества в арбатской квартире Пушкина проходили по всем правилам этикета того времени.

"Накануне вечером, 17 февраля 1831 года, он в этом зале собрал своих друзей и устроил холостяцкий обед или мальчишник, а на следующий день, в день свадьбы, молодые и гости собрались в церкви Большого вознесения у Никитских ворот. И вот после обряда венчания молодые приехали в этот дом", - рассказывает Елена Волховская.

Здесь Пушкины прожили всего три месяца, после чего молодожены уехали в Царское село. Но дому под номером 53 и дальше везло на постояльцев: ту же самую пятикомнатную квартиру снимал младший брат Петра Ильича Чайковского Анатолий, и сам великий композитор нередко здесь гостил. А после революции, в 1921 году, в этом арбатском доме нашел пристанище Самодеятельный театр Красной Армии.

"Реставрация желудка"

"Одним из символов московского Арбата является, несомненно, ресторан "Прага", - считает историк-москвовед Александр Мишин.

Немногие знают, откуда слово "ресторан" взялось. По легенде в середине XVIII века, еще до Великой французской революции, в Париже дежурным блюдом (как бы мы с вами сейчас сказали – бизнес-ланчем) было довольно пряное рагу. И вот один из трактирщиков Парижа по фамилии Буланже придумал, что "ко мне вы зайдете отреставрировать ваш желудок". И вот от слова "реставрировать" и появилось это слово и понятие "ресторан".

Отреставрировать желудок в ресторан "Прага" на Арбате сначала заходили в основном извозчики. В 1872 году в стоявшем на этом месте доходном доме Фирсановых располагался трактир. Местные гуляки прозвали заведение "Брагой". Двухэтажный дом имел в то время ампирный облик, сохраняя некоторые черты лавок, находившихся здесь в конце XVIII столетия.

А в 1898-м дом вместе с трактиром случайно выиграл в бильярд купец Тарарыкин. Он перестроил его по проекту Льва Кекушева и открыл первоклассный ресторан.

Ресторан "Прага", 1976 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"И вот он один из первых придумал, что внутреннее помещение ресторанов можно и даже нужно делить на отдельные кабинеты. Ну не дело это, когда под одной крышей свадьба и поминки. Вот с этого момента, когда появляются отдельные залы, со своим убранством, со своими традициями, "Прага" становится одним из самых популярных в Москве ресторанов, прежде всего среди интеллигенции", - рассказывает Александр Мишин.

С тех пор в "Праге" отмечаются юбилеи и именины. Антон Павлович Чехов праздновал здесь премьеру "Чайки", а Лев Толстой проводил публичные чтения.

Другой визитной карточкой Арбата по праву можно считать дом №35 или, как его еще называют, "дом с рыцарями". Массивное семиэтажное здание, занимающее целый квартал между Калошиным и Кривоарбатским переулками, было возведено архитектором Дубовским по заказу Анны Тимофеевны Филатовой, жены известного московского купца Якова Филатова.

"Дом на Арбате, "дом с рыцарями" архитектора Дубовского, один из самых высоких, входящий в десятку самых высоких дореволюционных арбатских и московских домов. Мы с вами видим иллюстрацию выражения "мой дом – моя крепость". Дубовской – замечательный мастер исторической ретроспекции, работавший с прошлыми стилями", - говорит историк-москвовед Мишин.

Фигуры средневековых рыцарей на фасаде – этот элемент архитектор Валентин Дубовской часто использовал в своих работах, выполненных в модном в то время неоготическом стиле.

"Здесь жили рантье – люди, имеющие состояния по праву преемственности; люди, которые зарабатывали своим трудом. Арбат, в конце концов, главная улица московской интеллигенции. И сам Арбат, и близлежащие переулки считаются центром московской интеллектуальной жизни, здесь жило не менее 30 представителей, в разное время, так называемого Серебряного века русской культуры", - рассказывает Александр Мишин.

Театр имени Е. Вахтангова

И сегодня "дом с рыцарями" – место встречи творческих людей. Здесь располагается Центральный дом актера имени Яблочкиной, которая переехала на Арбат с Тверской улицы после пожара в 1990 году.

У каждого московского актера есть собственная история про особняк с рыцарями, причем далеко не всегда она связана с триумфом на сцене.

"Вот напротив нас магазин "Самоцветы" и Центральный дом актера. "Самоцветы" занимает внизу все место, которое ранее занимало кафе-мороженое, называлось "Пылесос". Там был всякий коньячок и шарик мороженого можно было взять. А "Пылесос" почему: потому что высасывал последние деньги из карманов актеров театра" - говорит актер, режиссер и драматург Рубен Симонов.

Театр им. Е. Вахтангова, 1967 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Рубен Симонов – представитель одной из самых известных театральных династий Москвы. Три поколения актеров, режиссеров и драматургов Симоновых жили на Арбате и работали здесь же.

"Денежный переулок, один из особняков, который исторически принадлежал моим родственникам, роду Поливановых, там дом поручика Поливанова. Если пройти дальше, Старый конюшенный переулок, там тоже особняк Поливановых, где родился мой отец в 1925 году" - рассказывает Рубен Симонов.

Отец Симонова, как и его дед - знаменитые вахтанговцы. Основатель творческой династии Рубен Николаевич Симонов работал еще в так называемой Третьей студии МХАТ. После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году Симонов и его товарищи по студии добились, чтобы их театр был назван именем великого режиссера. С 1939 года Театр имени Вахтангова возглавил сам Рубен Николаевич, а в 1968 году на этом посту его сменил сын – Евгений Рубенович Симонов.

"Театр Вахтангова – это сердцевина, конечно, Арбата, потому что это очень, уже можно сказать, древний театр, потому что он уже даже в прошлом тысячелетии существовал. Это прекрасный театр, который всегда, с момента его образования, посещался огромным количеством людей. И это намоленное место, и это такой, знаете, энергетический очаг Арбата", - считает актриса театра им. Е. Вахтангова.

Уже в начале 1922 года достать билет в Театр имени Вахтангова считалось большой удачей: столичные театралы любой ценой стремились попасть на "Принцессу Турандот". Веселый, оптимистичный спектакль, поставленный смертельно больным Вахтанговым, в холодном и голодном 1922 году. Как напоминание о грандиозном успехе сегодня у входа в театр красуется памятник китайской принцессе работы скульптора Александра Бурганова.

"Я видел расцвет Вахтанговского театра, я видел почти все спектакли. Я был влюблен в целую армаду гениальных актеров, будучи в Художественном театре. И вот потом яма, и я счастлив, что появился художник Римас Туминас, который дал новый импульс этому театру, поднял его на ту высоту, на которой должен быть этот громадный русский театр" - говорит актер, режиссер и драматург Всеволод Шиловский.

Театр Вахтангова не первый раз, как птица Феникс, возрождается из пепла. В результате одной из бомбардировок во время Великой Отечественной войны здание было полностью разрушено.

"22 июля 1941 года, через месяц после начала войны, видимо, немцы летели оттуда в сторону Министерства обороны, видимо, целью их было Министерство обороны, но бомба попала как раз в этот угол. Вот все это, что построено, эта колоннада театра Вахтангова, этот вход – это все было отстроено уже значительно после войны" - рассказывает Рубен Симонов.

Говорят, что когда Сталин (это же была правительственная улица) ехал оттуда туда, к себе на ближнюю дачу, и когда Сталин проезжал после бомбежки, он остановился, вышел из машины, что бывало чрезвычайно редко и, посмотрев на дом, сказал: "Восстановим". И вот восстановили.

Сегодня один из самых любимых у публики спектакль "Евгений Онегин". Его поставили в 2013 году, к 130-летию Вахтангова.

И вот уже целый год, как на премьере, в зале нет свободных мест. Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков и Рубен Симонов, продолжатель рода вахтанговцев. Почти четыре часа на одном дыхании.

Керамические сосуды

На Арбате сегодня можно встретить и автора бессмертного "Онегина" – самого Александра Сергеевича с молодой женой. Памятник Пушкиным установлен напротив дома, в котором праздновалась его свадьба. В те времена любимым занятием арбатских обывателей, помимо балов и приемов, были чинные прогулки по улице.

"Улица всегда была оживленная, всегда можно было спуститься вниз и купить все, что угодно. Здесь было огромное количество лавочек и парфюмерных, и обувных, и съестных каких-то магазинов", - рассказывает хранитель мемориальной квартиры Пушкина Елена Волховская.

В одной из таких лавочек арбатские красавицы покупали французскую косметику. Помады и румяна продавались в специальных керамических сосудах, в которых, не в пример современной упаковке, мази и снадобья хранились десятилетиями.

Арбатская площадь в Москве, 1978 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Помадные банки – это, конечно, уже элемент усадебной культуры. Эта форма и эти модели приходили к нам из Франции, законодательницы парфюмерной моды. Конечно, очень интересно и увлекательно понимать, что этот предмет держала какая-нибудь очаровательная девушка в XIX веке и мазала свое личико какими-то пахучими французскими составами", - комментирует главный археолог Москвы Леонид Кондрашов.

Не исключено, что этой юной особой могла быть родственница князя Ивана Голицына, проживавшая в Столовом переулке в том самом арбатском частном доме после того, как князь выкупил особняк у священника. Среди предметов, найденных археологами, были и косметические сосуды. Уместно предположить, что изящные столовые приборы, найденные в укромном месте, тоже могли принадлежать княжеской семье.

"Хотя эти вещи не являются уникальными с точки зрения декоративно-прикладного, ювелирного искусства, они позволяют непредвзято показать, как жили люди в XIX веке, как они стремились как-то украсить свою жизнь. И мы можем понять, как питались эти люди, какие предметы их окружали. А предметы, хотя многие сломаны, несомненно, обладают определенной художественной ценностью", - говорит Кондрашов.

Однако и эта версия не подтвердилась. Эксперты, исследовавшие старинные столовые приборы, сделали неожиданное заключение: они вовсе не серебряные, это подделка. Богатая знать вряд ли могла пользоваться такими ложками. А значит, князьям Голицыным клад, судя по всему, тоже не принадлежал.

"И особенно интересны оказались данные реставраторов, которые начали анализировать обнаруженные вещи и сказали, что эти вещи изготовлены в так называемой технологии Фраже, по имени одного польского предпринимателя. Фраже придумал такую технологию, что гальваническим методом на медные и бронзовые изделия напылялся тонкий слой серебра. Можно было показать соседям, окружающим, что вы достаточно обеспеченный человек и можете пользоваться дорогими серебряными вещами в своем быту", - объясняет Леонид Кондрашов.

Кинотеатр "Художественный"

Технология Фраже пришла в Россию ближе к концу XIX века, когда князей Голицыных на Арбате уже не было. Серебрение предметов вошло в моду примерно в то же время, что и другое явление, значительно более масштабное и удивительное – кинематограф.

Один из первых кинотеатров в России – "Художественный" электротеатр – был открыт на Арбатской площади в 1909 году.

Кинотеатр "Художественный", 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Действительно, это первое здание, которое было построено для кинотеатра. И он таким оставался на протяжении всей своей истории. Это очень важно и в этом как раз его неповторимость", - говорит генеральный директор ГБУК "Московское кино" Василиса Орестова.

Зрительный зал на 400 мест не уступал театральному: просторный, с рядами удобных кресел в партере, с ложами, прячущимися за бархатными портьерами, и с галеркой на балконе. Электротеатр "Художественный" был оборудован по последнему слову техники. Некоторые устройства исправно служат и по сей день.

"А сейчас я вам могу показать самый старый механизм в этом кинотеатре. Ему практически столько же лет, сколько и нашему зданию – свыше ста лет. Эта лебедка ручная, использовалась для опускания и поднятия люстр для профилактики: смена лампочек, протирка и так далее. Это делалось, судя по всему, раз в две недели. Мы сейчас пользуемся тем же самым, правда, немного реже. Такой механизм на ходу и очень удобен в работе", - рассказывает инженер кинотеатра "Художественный" Валерий Акимов.

Ажурные люстры, мраморные лестницы, особняк в стиле модерн считался лучшим кинотеатром Москвы.

"Кстати говоря, в последний свой приезд в Москву зашел Лев Николаевич Толстой. Он пришел пешком из Хамовников, через 15 минут он выбежал из зала, плюясь, но вечером в дневнике записал: "Хочется писать для синематографа", - говорит историк-москвовед Александр Мишин.

История "Художественного" неразрывно связана с ключевыми событиями в истории отечественного кинематографа. 18 января 1926 года именно здесь состоялась премьера фильма "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна. А весной 1931-го в этом кинотеатре демонстрировалась первая российская звуковая картина "Путевка в жизнь" Николая Экка.

"Художественный", поскольку он старейший кинотеатр, у него есть своя неповторимая аура. И те, кто сюда приходят, и те, кто делает здесь мероприятия, они чувствуют уникальный дух кинотеатра", - говорит Василиса Орестова.

Сегодня кинотеатр "Художественный" готовится пережить второе рождение. Столетнему особняку предстоит масштабная реставрация.

"Будет восстановлен исторический фасад, вернут утраченные барельефы, зал будет тоже восстановлен в том виде, в каком он был, откроются какие-то элементы декорирования, которые были при Шехтеле. То, что является объектом наследия, это будет отреставрировано, а то, что утрачено, – возвращено" - рассказывает Орестова.

Старинные храмы и церкви

В 20-30-е годы прошлого века к Арбату столь бережно не относились. В эпоху всеобщей унификации силуэт улицы был сглажен. Многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Фасад зданий перекрасили в унылый серый цвет. Бывшие городские особняки и просторные квартиры в доходных домах переделали в тесные коммуналки. А многие памятники архитектуры просто снесли.

Совершенно непонятно, как в этой вакханалии удалось уцелеть православному храму церкви Спаса Преображения на Песках, той, что Василий Поленов, снимавший жилье по соседству, запечатлел в своей классической работе "Московский дворик". Так выглядела Спасо-Песковская площадь в 1876 году.

"У этого храма есть еще одно-единственное и неповторимое свойство: русской древней архитектуре совершенно не было свойственно повторение. Храмы не строились по типовым проектам, а у арбатского храма есть полный брат в Лефортово, на Солдатской улице есть замечательный храм того же 1711 года – храм Петра и Павла. Почему они стали одинаковыми, мы не знаем. Это единственный случай. И до сих пор краеведы, историки Москвы гадают: какой из этих храмов был первичен?" - рассуждает историк-москвовед Александр Мишин.

Виды Арбата, 1990 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Долгие годы в помещении церкви находилось одно из отделений киностудии "Союзмультфильм". Здесь работали такие классики отечественной мультипликации, как Юрий Норштейн и Андрей Хржановский. 20 лет назад храм вернули верующим.

"Церковь Николы на Песках, Поленовский дворик – изумительная совершенно церковь, которая наполнена огромной человеческой радостью, а для нас еще и горькими слезами прощания почти с 90% артистов, которые умирают в театре Вахтангова, их отпевают в этой церкви. То есть это такой для нас тоже очень важный храм", - объясняет актриса театра им. Е. Вахтангова Юлия Рутберг.

В 50-х годах прошлого века на Арбате по соседству с церковью и старинными особняками появился один из первых московских небоскребов – высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади. Проложенный в 1960-е годы новый Арбат, называвшийся тогда проспектом Калинина, принял часть староарбатского транспорта. Туда же была перенесена ведущая в Кремль правительственная трасса.

"Людям, которые родились, начиная с середины 80-х годов, очень сложно себе представить, что Арбат когда-то был обычной улицей с очень напряженным движением общественного транспорта, когда-то трамвая, а с 40-х годов троллейбуса, и люди ходили, прижимаясь к домам, по узеньким тротуарам", - рассказывает историк Александр Мишин.

К 80-м годам прошлого века население Арбата стало весьма пестрым. Здесь по-прежнему обитала старая московская интеллигенция, а в новых элитарных домах обосновались семьи высокопоставленных партийных чиновников.

"Идя по Арбату, со всеми практически здоровался. Это было совершенно нормально. И если сейчас вечером идешь, очень много пустых не горящих окон, потому что офисы закрыты. А раньше он был наводнен этими замечательными арбатскими стариками. Я давным-давно, когда Арбат перекрыли и вот стали мостить улицу, поставили эти фонари, мне очень стало не хватать этих стариков" - рассказывает режиссер и драматург Рубен Симонов.

Реконструкция Арбата началась в начале 1982-го и через четыре года улица окончательно сменила облик: вместо асфальта брусчатка, посередине улицы вазоны с цветами, скамейки для отдыха и фонари в стиле ретро. Московские острословы тут же заметили – Арбат "офонарел". Троллейбус №39, до этого проходивший по Арбату, пустили по другому маршруту. Теперь это пешеходная зона.

"До революции на Арбате было более 260 магазинов 80 профилей. Конечно, сейчас основное количество магазинов ориентировано на гостей столицы, на приезжих. И те коренные жители Арбата, которые здесь остались, конечно, находят, что Арбат изменился не во всем в лучшую сторону. Но тогда, в 1986 году первая пешеходная улица Москвы – это было, несомненно, завоевание" - считает историк-москвовед Александр Мишин.

Барды и певцы Арбата

Арбат часто называют зеркалом времени. На портретах уличных художников образы великих людей, живших здесь когда-то, сменяют современные поп-звезды. А в многоголосье арбатских музыкантов звучат и хиты 1960-х, и мелодии 2000-х.

"Какой у нас город, какая у нас страна, такой у нас и Арбат. Он очень быстро реагирует на те перемены, которые происходят. Как только у нас начался капитализм, и стало возможно это, появились зазывалы. Какое-то время назад возможно стало открывать антикварные лавки – они появились на Арбате. А когда стало можно петь – на Арбате. Арбат очень пульсирующий, мгновенно реагирующий на все", - рассуждает актриса театра им. Е. Вахтангова Юлия Рутберг.

В конце 80-х в эпоху горбачевской перестройки Арбат стал центром неформальной жизни Москвы. У памятника Гоголю собирались хиппи, а в пешеходной зоне давали первые концерты уличные музыканты.

Лидер группы "Кино" никогда здесь не выступал. И все же закономерно, что именно на Арбате 15 августа 1990 года кто-то написал на стене: "Сегодня погиб Виктор Цой". И почти сразу чуть ниже появилась другая надпись: "Цой жив!"

"На Арбате есть очень странные места, которые отражают перемены эпох, социальных формаций. Например, стена Цоя. Она существует очень давно. Когда-то там были паломничества, но она не исчезла. Сколько уже нет этого прекрасного человека, звезды по имени Солнце, но, тем не менее, ребята приходят туда, и это артефакт. Это такая удивительная "стена плача" тех людей, которые плачут по поэту, исполнителю, певцу, актеру Виктору Цою", - говорит Юлия Рутберг.

Впрочем, для актрисы театра Вахтангова Юлии Рутберг, как и для многих иных детей Арбата, главным поэтом, гением этих мест был и остается Булат Окуджава.

Булат Окуджава на открытии выставки работ Юрия Васильева, 1993 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Единожды мы пересеклись с Булатом Шалвовичем, когда в нашем театре на большой сцене прощались с этим великим человеком. И с 10 утра до половины 11 вечера река людей на Арбате не мельчала. Стихотворение у него есть одно, вот это про него самого: "В земные страсти вовлеченный, я знаю, что из тьмы на свет шагнет однажды ангел черный и крикнет, что надежды нет. Но простодушный и несмелый, прекрасный, как благая весть, идущий следом ангел белый прошепчет, что надежда есть". Вот для меня Булат Шалвович – это белый ангел надежды", - вспоминает Рутберг.

"А он все идет, идет и идет по этому Арбату. Булат Шалвович выходит из своего двора, там сзади скамейки, действительно в каждом дворике здесь были скамейки, почему-то я помню, что на этих скамейках сидели старушки играли в лото. И до сих пор проходя, я же проходил здесь неоднократно, даже из той подворотни слышалось: "Дед". Это значит 90, вот этот бочоночек. Сколько деду лет – какая-нибудь следующая цифра. Барабанные палочки – это было 11. И играли на копейки, совершенно мелкие медные деньги. Но Арбат был живой и дай бог, чтобы он ожил", - вспоминает режиссер и драматург Рубен Симонов.

"Ищи под Васиным дубом"

Многое повидал на своем веку и арбатский частный дом. Однажды памятник архитектуры тоже чуть было не разрушили.

"Здание это имеет очень большую историю, несколько этапов. Часть этого здания была разрушена. То, что москвичи знают как Малый Ржевский переулок, до этого назывался Ножовый переулок, это совсем новое образование. Он образовался в 30-х годах. И когда его прокладывали, часть здания, которое вначале принадлежало семье священника, потом Голицыну, потом город его выкупил для своих нужд и устроил там, как говорится в документах, частный дом. Но частный – не то, принадлежало отдельному лицу, а то, что здесь располагалась часть", - говорит главный археолог Москвы Леонид Кондрашов.

Городу усадьба досталась в плачевном состоянии. От голицынских построек XVIII века сохранился один каменный одноэтажный корпус. В 1817 году полуразрушенный особняк было решено приспособить под нужды пожарных. К зданию пристроили одноэтажный корпус конюшни, рядом обосновалась кузница, а в середине XIX века сюда вслед за пожарными въехала и полицейская часть.

Виды Арбата, 1984 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Мы даже вначале подумали, что уж не грабителя ли какого-то прихватили, там же была полицейская часть, с какими-то ворованными вещами и который их прикопал, чтобы избавиться от вещественных улик", - говорит Кондрашов.

Впрочем, сомнительно, что преступник мог свободно разгуливать по территории полицейской части. Позже у археологов возникла другая версия происхождения загадочного клада.

"Те предметы, которые здесь есть, пострадали от пожара. Но все они пострадали от пожара в разной степени, но в то же время находятся вместе. И мы выдвинули гипотезу, что, скорее, все эти вещи – оклады икон, столовые вещи, обломки посуды – были украдены недобросовестными пожарными во время тушения пожара. Здесь возможны дальше разные версии, то есть или им сказали, что это не серебро и они от греха подальше прикопали эти вещи, чтобы потом эти вещи не были обнаружены, или же что по каким-то причинам этого человека уволили из пожарной команды, то есть он прикопал, для того чтобы потом их переплавить, но вот не успел. И этот клад остался в культурном слое до будущих лучших времен, пока на него не наткнулись археологи" - рассуждает Кондрашов.

У Рубена Симонова есть своя версия насчет арбатского клада. Прятать что-то на черный день было просто принято, вот и предки актера поступали так же.

"Разбирая архивы, я нашел странную записку. Там было написано одним из моих пращуров: "Ищи под Васиным дубом". Вот я теперь все время думаю, где же был этот Васин дуб, как его найти, как определить. Может быть, копнем все вместе и что-нибудь найдем полезное", - считает Рубен Симонов.

И все же самым большим сокровищем Арбата Симонов считает не то, что скрыто до поры в этой земле, а то, что находится прямо перед глазами, стоит только поднять взгляд.

"Никто же не смотрит вверх, мы все внизу что-то ищем. А какое небо, какая архитектура! Каждый дом имеет свой совершенно удивительный лик, и вот это должно быть сохранено на долгие-долгие годы" - говорит Рубен Симонов.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать