19 марта 2015, 19:30
В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал лекцию об архитектуре "Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве". Слушатели узнали, с чего началась история передвижки домов в мире и в Москве, как переместили памятник Пушкину и как сложилась жизнь инженера-"передвижника" Эммануила Генделя. Ниже читайте конспект этой лекции.
В Лос-Анджелесе в 1923 году двигается здание аптечного склада. Тоже монолитный железобетонный каркас, пятиэтажное здание передвинуто на новое место.
Были в Америке случаи, когда здание штробили. Проще говоря, делали в нем какую-то щель, разламывали и отодвигали одну часть, для того чтобы не двигать все здание.
В Европе мало двигали зданий в те годы. Сейчас двигают периодически. Последняя передвижка была в 2012 году в Швеции. Одна из ранних европейских передвижек – 30-е годы. Достаточно небольшое по своему весу здание, но зато очень старинное. Это здание ратуши начала XVIII века в Дании.
В Москве самое старое передвинутое здание относилось к концу XVIII века. Это был Моссовет, наша мэрия. Когда ее двигали, ей уже было 150 лет.
Сначала, чтобы здание облегчить, со здания сбили штукатурку. Вынули все оконные рамы, дверные косяки и вставили крестовины в оконные и дверные проемы, для того чтобы придать большую жесткость, потому что двери и окна всегда являются местами "ослабленной жесткости". Затем его стали отделять от его фундамента с помощью цепной пилы. Рабочие по очереди тянули трос, и он распиливал цементно-песчаный раствор. Это проще сделать, чем распилить кирпич таким образом.
Здание было отпилено, вероятно, по растворному шву и затем оно было поднято на домкратах. Между оставшейся частью стены цокольного этажа и поднятым зданием была положена такая конструкция: крест на крест уложены брусья, под ними уложены самые обыкновенные железнодорожные рельсы. Федорович был инженером путей сообщения. Что же ему еще взять, если не рельсы? Двигалось это с помощью лебедок.
Что касается Москвы, первое здание передвинуто в 1935 году с улицы Тверская на улицу 2-я Брестская. Было передвинуто, потому что, как вы можете догадаться, 30-е годы – это период строительства московского метро. Занимался этой передвижкой не кто-нибудь, а инженер, работавший на метрострое, которого звали Эммануил Матвеевич Гендель.
Кирпич, как любой камень, очень хорошо работает на сжатии. Его сложно раздавить. Но кирпич, а тем более кирпичная кладка, плохо работает на изгиб. Представьте, что вы возьмете какой-то кусок кирпичной кладки и начнете его изгибать. Конечно, все немедленно начнет ломаться, прежде всего, по растворным швам.
А если мы начинаем катить здание, мы его катим по полозьям, между полозьями какие-то куски стены будут изгибаться. Это надо как-то предотвратить, поэтому мы одевали здание в железный пояс по периметру всех несущих стен. Балки стали своеобразной арматурой внизу дома. В нижней части балка растягивается, а в верхней сжимается. "Верхний" кирпич хорошо работал только на сжатие.
В 30-е годы использовали домкраты, но на этот раз не вертикального действия, чтобы поднимать дом, а горизонтального действия, чтобы дом толкать. Домкраты могли быть электрические, механические.
Лебедка, казалось бы, этого минуса лишена, но у лебедки есть другой недочет. Когда вы тянете веревку, сначала будет натягиваться веревка, а потом, когда она достигнет определенной степени натяжения, она резко потянет объект за собой. В веревке накапливается потенциальная энергия, выражаясь языком физики, а потом эта энергия резко выражается в моментальном подтягивании. То есть дом в этом случае двигается рывками. Рывки угрожают целостности дома. Обычно использовали оба способа в сочетании: сзади шли домкраты, спереди – лебедки.
Все коммуникации: водопровод, канализация и остальные выводились из цокольного этажа повыше, выше линии отреза, для того чтобы все это можно было по-прежнему в дом подводить.
Водопровод, просто подсоединили к городскому водопроводу на гибком шланге. А что делать с отоплением? Тогда центрального отопления в Москве еще не было. В подвале каждого дома стояла своя котельная, а от подвала мы отрезаем здание. Обычно временную котельную устраивали прямо на ходовых балках, и она подавала в здание тепло по-прежнему, пока здание двигалось. Либо иногда присоединяли здание временно на гибких связях к котельной соседнего дома.
В отличие от железнодорожных или трамвайных рельсов их клали не в два ряда, а могло быть больше. А на самом тяжелом передвинутом здании в Москве, на Саввинском подворье, каждый путь мог состоять из девяти рельсов, то есть устраивали практически сплошной настил из рельсов.
Здесь располагалась одна из первых кинематографических студий – студия Ханжонкова. И это здание когда-то выходило своим фасадом на Тверскую улицу, но оно должно было быть снесено согласно плану реконструкции Тверской. Жители написали письмо в Моссовет с просьбой не сносить их дом, а передвинуть в другое место. Их просьбу удовлетворили.
Чтобы отодвинуть это здание, арки просто-напросто сломали. Все земляные работы были проведены подземным способом. Снаружи все выглядело так, как будто ничего не происходит, в течение нескольких месяцев все работы велись под землей. Моссовет спокойно функционировал.
Еще вокруг здания были устроены траншеи со двора. Траншеи были накрыты настилом. Это был деревянный настил по железному каркасу, по этому настилу продолжали ходить люди, ездить машины.
Разрезали здание на две части, но только уже не рабочие несчастные тянули этот трос, а все-таки установили два мотора, которые поочередно включались и перетягивали его. Таким образом двумя тросами две стены коробки были распилены. А дальше еще интереснее. Чтобы встроить эти 12 метров, надо увеличить проем на большее расстояние, потому что необходимо технику подвести. Поэтому отодвинули на 24 метра назад, построили 12-метровое дополнительное здание и придвинули на 12 метров обратно.
Крымский мост отодвинули в сторону и новый построили на его месте. В русле реки были построены три эстакады длиной 50 метров, вдоль русла по течению реки. На эстакадах были устроены рельсы. У моста внизу рандбалку делать не надо, мост и так у нас железный внизу, цельный. Просто под мостом сделали ходовые балки – такие же, как под домами делали.
В данном случае мост приподняли на домкратах, ввели туда ходовые балки. Это логично, потому что там как было: делали окошки в стене, а здесь нигде окошки не сделаешь. Поэтому мост приподняли, ввели балки и опустили на его на них – он покатился по каткам. Специфика была в том, что катился он не по твердой земле, а по трем деревянным эстакадам, которые стояли в русле реки.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.
Политика обработки персональных данных / Регламент GDPR
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.