Новости

Новости

27 сентября 2018, 18:45

Общество

Мальчики направо, девочки налево. Эксперты – о раздельном обучении

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Депутат Госдумы Виталий Милонов предлагает ввести раздельное обучение для старшеклассников в российских школах. Разделять учеников по половому признаку планируется с девятого класса. Автор документа считает, что совместное обучение мешает формированию морально-нравственных качеств у подростков, а также отрицательно сказывается на их успеваемости, так как они отвлекаются друг на друга.

Портал Москва 24 выяснил у экспертов, насколько целесообразна реализация такой инициативы.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина отмечает, что идея возвращения раздельного обучения мальчиков и девочек в российские школы обсуждается уже не первый год. "Этот формат несет в себе как определенные возможности, так и недостатки", – заявила Духанина.

По словам депутата, для введения раздельного обучения в России не существует серьезных предпосылок. "Ранее специалисты действительно заявляли о существенных отличиях между мужским и женским мозгом, которые напрямую влияют на их поведенческие модели. Позднее выяснилось, что различается лишь размер тех или иных зон мозга, их активность, но эти отличия не определяют какой-то существенной разницы между полами – во всяком случае, научных данных об этом нет", – отметила Духанина.

Она добавила, что на формирование реальных физических различий, по словам врачей и ученых, больше влияют гормоны и та среда, где воспитывается ребенок. "Задача родителей и педагогов – объяснять, как справляться со своим взрослением, как лучше общаться с противоположным полом, развить позитивные навыки которого можно только при совместном обучении", — сообщила парламентарий.

По словам Духаниной, российское общество давно переросло многие предрассудки прошлых веков, когда "мальчиков готовили к общественному управлению, а девочек — как хранительниц домашнего очага". "Но здесь важно помнить, что это личное дело каждой семьи. В России существуют разные форматы получения школьного образования, и родители имеют право выбирать наиболее оптимальную для их ребенка", – подытожила парламентарий.

Право выбора


Академик Российской академии образования Виктор Болотов считает, что большая ответственность лежит именно на педагогах. "Все очень сильно зависит от набора педагогов. С хорошими педагогами и совместное обучение вполне хорошо себя показывает, с плохими педагогами никакое раздельное обучение не поможет", – поясняет Болотов.

При этом, по его мнению, раздельное обучение – не панацея. "Необходимо дать право формировать такие классы школам и родителям, никто не запрещает: делайте моноклассы, класс "А" – мальчики, класс "Б" – девочки. Но вводить на уровне закона – это полная глупость", – подытожил эксперт.

Психолог Елена Лосева отмечает, что в Москве существует Школа № 760 имени А.П. Маресьева, где в качестве эксперимента введено раздельное обучение. "Они отчитываются о положительных результатах, то есть экспериментально доказана эффективность этого", – рассказала эксперт, отметив, что поскольку развитие у мальчиков и девочек идет по-разному, обучение их отдельно может стать эффективным подспорьем для улучшения качества образования в целом.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Вне школы


Что касается межличностных отношений, их, по мнению Лосевой, никто не мешает их выстраивать вне школы. А в процессе учебы "девочки спокойнее, перед мальчиками не выпендриваются, и наоборот". Сторонники совместного обучения, напротив, подчеркивают важность умения работать в группе – с мальчиками и девочками вместе. Так, в обоих подходах есть рациональное зерно, и сводить это к закону научно не обосновано, считает психолог. По словам Лосевой, внедрение в принудительном порядке подобной меры ничего кроме дополнительных споров об эффективности выбранной стратегии не принесет.

Кроме того, она отметила сложность осуществления инициативы, поскольку школы сегодня расположены по территориальному признаку. "Если их разделять только в рамках уроков, то общение на перемене никуда не девается, общение на уроках в принципе не должно иметь места. Если их сажать в разные здания, то, во многих случаях, будет нарушаться территориальный признак, когда до школы детям будет ходить просто далеко", – поясняет эксперт.

По ее мнению, если и вводить подобную меру, то не с 9-го класса, а с 1-го, поскольку дети уже привыкнут учиться раздельно, и это принесет эффективность обучению, а в 9-м классе разделение уже не будет иметь отношения к учебе. Кроме того, разделять уже сложившиеся коллективы после 9-го класса тоже может быть затруднительным, добавляет Лосева.

Возможные последствия


Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина выступает против раздельного обучения. По ее мнению, и в России, и во многих европейских странах отказ от раздельного обучения позволил сделать "серьезный шаг вперед", который поспособствовал преодолению сложностей и комплексов, возникающих в подростковом периоде у учеников.

"Они все равно потом будут жить в обществе, в котором будут люди всегда разного пола, поэтому они не отвлекаются, а учатся коммуницировать друг с другом, управлять своим гормональным развитием", – отмечает Абанкина. В Великобритании, где сохранилась практика раздельного обучения, у девочек развивается инфантилизм, а у мальчиков повышается агрессивность. Что касается российских исследований, их, по словам эксперта, крайне мало, поскольку совместное обучение существует в нашей стране давно, и был накоплен "значительный опыт" в этой сфере.

Отдельные предметы для мальчиков и девочек, такие как уроки труда или физкультуры, вводить можно, однако при этом не должно разделяться школьное пространство, добавляет эксперт.

Евгения Маркова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика