03 июля 2013, 15:31
ОбществоМосквичи отдают предпочтение творческому образованию детей

Фото: ИТАР-ТАСС
Маргарита Русецкая, заместитель руководителя департамента образования г.Москвы
Насколько нужно дополнительное образование самому ребенку?
− Система дополнительного образования в Москве – это не только учреждения департамента образования. Это очень разветвленная сеть учреждений департамента культуры - их почти 300, которые реализуют программу дополнительного образования. Департамент спорта и физической культуры имеет около 100 подобных учреждений, департамент образования города Москвы содержит 143 такие организации. Также существует широчайший спектр негосударственных образовательных учреждений, которые предлагают москвичам самые разные программы дополнительного образования. На первых шагах многое зависит от родителей, потому что именно они решают, куда отдать ребенка, ориентируясь на какие-то склонности, способности, которые он проявляет, на свои какие-то жизненные приоритеты и видения, на свой жизненный опыт. Но, начиная уже с начальной школы, дети являются такими же полноправными участниками в выборе той или иной программы. Поэтому система дополнительного образования – это то, чем может гордиться наша российская система, и то, что живет и развивается.
С какого возраста нужно заниматься дополнительным образованием?
− Никаких общих рекомендаций однозначно для всех, наверное, дать нельзя. Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то сама программа дошкольного образования предполагает достаточно широкий набор развивающих и познавательных занятий, которые позволяют ребенку гармонично развиваться как личность. Здесь уже все зависит от ребенка, от пожеланий и возможностей родителей и наличия свободного времени. Мы имеем в городе программы, которые могут быть предложены детям младшего и совсем раннего возраста. Есть так называемые семейные программы, на которые дети приходят вместе с родителями. Они, как правило, развивающего характера и направлены на развитие познавательной и двигательной сферы ребенка. Все очень индивидуально, и выбирать нужно на свой вкус.
Давайте поговорим подробнее о школьниках. Насколько сегодня школьникам нужны учреждения дополнительного образования? Оправдывают ли они себя в современных реалиях жизни?
− Сегодня каждое образовательное учреждение, каждая школа, а уж тем более крупный образовательный комплекс реализуют программы дополнительного образования. Поэтому не только в специализированных учреждениях, но и в каждой школе дети получают эти программы всех уровней. Это и ознакомительные, и базовые, и углубленные для детей мотивированных, одаренных, ориентированных на изучение того или иного предмета. У каждого департамента есть свой профиль, свои специфические задачи. И для департамента образования эти профильные специфические задачи, прежде всего, − в создании дополнительных возможностей для детей по усвоению основной образовательной программы, то есть гармоничное развитие личности, социализация, поиск себя в самостоятельной взрослой жизни и профориентация. Эти проблемы решаются максимально эффективно именно в системе дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования пользуются популярностью среди школьников?
− Колоссальной популярностью. Год назад мы в Москве совместно с департаментом информационных технологий, департаментом культуры и департаментом спорта и физической культуры реализуем проект по электронной записи через портал госуслуг на программу дополнительного образования, и это является инструментом объективизации данных. То есть мы сейчас видим, какие программы востребованы, какие учреждения востребованы, то есть сама процедура, помимо того, что она повышает объективность расходования бюджетных денег на программы дополнительного образования, дает колоссальный материал для анализа.
Какие программы востребованы?
− Самая востребованная − программа художественно-эстетической творческой направленности. Особенно дети в начальной школе. Москвичи высказывают пожелания, чтобы их дети пели в хоре, танцевали в ансамбле, играли в музыкальных оркестрах. В 2012 году мы начали реализовывать проект, который направлен на повышение качества математического и инженерно-технического образования. Это проект по созданию центов технологической поддержки образования, которую мы создаем совместно с ведущими ВУЗами Москвы на их базе. В рамках сотрудничества с Федеральными ВУЗами, в прошлом году было отобрано 13 крупнейших ВУЗов технической и технологической направленности, которые со своей стороны предоставили площади, помещения, провели в них ремонт, оснастили необходимой техникой. Департамент образования предоставил субсидию на приобретения высокотехнологичного оборудования. Это и специальное компьютерное обеспечение по 3D моделированию, проектированию, и лазерные резаки, фрезеры, 3D-сканеры и принтеры, которые позволяют сделать трехмерную копию.
Данные школы дополнительного образования принадлежат к среднему образовательному звену или для студентов тоже предназначены?
− Мы решаем несколько задач. Во-первых, это непрерывность образования, начиная от средней школы, где адаптированы программы для детей начиная с 6-7 классов и предусмотрена возможность работы на этом оборудовании. Конечно, старшие классы, где уже идет профильное обучение, а также у нас есть несколько лицеев, которые работают с тем или иным вузом в очном или дистанционном формате.
Насколько многообразен выбор предлагаемых занятий сейчас в Москве?
− Чрезвычайно многообразен, даже если сосредоточиться только на программах департамента образования. Классифицируя наши программы, мы смогли остановиться на 11 основных направлениях. На любые интересы и способности можно подобрать программу. А если выйти за границы департамента образования, то фантазии не хватит, тем более существует множество предложений от негосударственных организаций.
Что ждет в ближайшем будущем сферу дополнительного образования?
− Я думаю, что нам нужно предпринимать какие-то нововведения и систематизировать те задачи, которые есть. Ведь наша главная задача, прежде всего, в том, чтобы ребенок успешно владел общеобразовательной программой, нашел себя в этой жизни, в профессии. Поэтому мы уже проводим внутренний аудит существующих программ. Необходима модернизация содержания самих программ и технической оснащенности учреждений.
А это правда, что ни в одной другой стране мира нет такого количества образовательных кружков, спортивных секций и других бесплатных кружков для школьников, как у нас?
− Абсолютная правда. Посещая образовательные выставки за рубежом, общаясь с коллегами и родителями детей, проживающих за границей, мы понимаем, что такой выстроенной системы, такой вариативной, позволяющей индивидуально для каждого ребенка найти свою программу ни в одной стране мира нет. Это, действительно, гордость российского образования.








Собянин сообщил об устранении еще одного БПЛА на подлете к Москве






















