Москва 24

Культура

29 мая 2014, 15:18

Руководитель галереи FotoLoft: "Обидно за отсутствие рынка искусства"

Руководитель галереи FotoLoft на "Винзаводе" Татьяна Куртанова - о том, почему современные галереи не работают, а выживают, кто покупает искусство и почему бесплатный кофе и шампанское привлекает нецелевую аудиторию.

Галерея FotoLoft. Фото: предоставлено галереей

- 27 мая в галерее FotoLoft открывается выставка Олега Виденина “Колесо”. Расскажите о выставке и ключевых экспонатах.

- Олег Виденин является автором галереи FotoLoft. Другими словами, только наша галерея обладает правом представлять этого автора на территории России. Вот уже восьмой год мы показываем и продаем работы Виденина в Москве и Европе. Экспозиция "Колесо" включает в себя подборку новых работ этого автора, хотя некоторые снимки из собранной нами экспозиции уже получили награды на международных конкурсах и были показаны на фотосалоне в Хьюстоне. Но для нас более важным является то, что теперь и российские ценители фотографии смогут увидеть творческий результат за 2013 год этого самобытного и яркого автора. Я бы не стала выделять отдельные работы. Вся экспозиция является ключевой и каждая работа в ней достойна лучших музеев мира.

Татьяна Куртанова. Фото: предоставлено галереей

- В Москве регулярно проходят фотовыставки о России. Например, “С чего начинается Родина” в Музее Москвы. В чем отличие и своеобразие экспозиции Виденина?

- Здесь необходимо провести четкую грань между выставочными площадками и частными галереями. Это две большие разницы! Конечно же существует некоторое количество государственных выставочных пространств (в том числе и музеи), где проводятся фотовыставки на ту или другую тему, но это совершенно непересекающиеся истории. Авторская или тематическая выставка в музее, как правило, имеет задачу поднять какой-то социально значимый вопрос и обратиться к массовой публике с целью "поразмышлять" на эту тему отталкиваясь от выбранного художественного высказывания или (что чаще) предоставив на всеобщее обозрение документальное подтверждение (в виде фотографий) существующей проблемы. И в этом случае совсем не важна форма. Важно содержание.

Выставка, которую делает галерея, имеет совершенно другие значимости. Здесь важно все: и авторское высказывание, и неповторимость художественного почерка, и резонанс в восприятии, и высокое качество оформления. Ведь задача галереи не просто показать работы, а показать именно те работы, которые способны пополнить частные коллекции и будут иметь долгую активную жизнь на вторичном рынке (аукционы, например).

В случае с экспозицией Олега Виденина, где каждый снимок имеет огромную эмоциональную и художественную нагрузку не менее важным является и то, что каждый фотография напечатана автором вручную с использованием особых, придуманных Олегом приемов.

- Какой была первая выставка в вашей галерее?

- Это была коллективная выставка по мотивам изданного нами фотоальбома. Так себе, ничего особенного… Хотя…некоторые из показанных тогда авторов, сегодня имеют хорошие продажи на ведущих мировых аукционах.

- Как появился FotoLoft и почему “поселился” на “Винзаводе”?

- 8 лет назад у нас возникла идея издать фотоальбом с лучшими работами Фотосайта, и он вышел под названием "Взгляды на жизнь. Продолжение следует". Мы так увлеклись работой над этим проектом, что решили продолжить издание этого альбома (вышли еще два тома) и, более того, сделать концептуальную фотовыставку, в которую вошли бы лучшие из лучших отобранных нами работ. А уже после принятия такого решения мы плавно перешли к идее "а не открыть ли нам галерею?" На тот момент "Винзавод" активно и скрупулезно подбирал пул целевых арендаторов, наша концепция бизнеса им понравилась… Вот так мы и "поселились"…

Фото: предоставлено галереей

- Вход в галерею бесплатный. С чем это связано?

- О… Это болезненный и очень тонкий вопрос. Изначально мы хотели создать уникальное галерейное и при этом клубное место. Нам очень хотелось видеть у себя в гостях представителей бизнес-сообщества, с которыми мы привыкли общаться и работать (мы долгое время занимались изданием деловой прессы), а галерея была задумана в продолжение линейки ценностных потребностей этих людей. Мы понимали, ЧТО этой аудитории надо показывать, КОГО (из авторов) показывать и КАКИМ должно быть это место. Именно поэтому дорогой интерьер, большой экран для просмотра портфолио авторов, бесплатный кофе, шампанское и фрукты.

Концепция сработала частично, очень быстро о нас узнала нецелевая аудитория и стала регулярно захаживать попить кофе, полежать на диванах и набить карманы фруктами. В то же время нашей целевой аудитории было не совсем удобно подобное соседство. Через два месяца после открытия мы сделали платный вход - 100 рублей. Это сработало, и с таким фильтром мы отработали 2 года. Ситуация изменилась во время очередного пролонгирования договора с арендодателем. Не хочется вдаваться в подробности, но по условиям нового договора мы не имеем права брать плату за вход.

- Как думаете, можно ли заработать деньги для поддержания работы выставочной площадки на входных билетах?

- Вопрос про "заработать" очень сложный и относительный. Это сильно зависит от арендной ставки и величины помещения. Но снизить арендное бремя входными билетами конечно можно. И, на мой взгляд, так и должно быть. Насколько мне известно, в большинстве галерей в Москве стоит вопрос не заработать, а выжить или хоть немного сократить "минус". Для поддержания работы галереи владельцам приходится зарабатывать в других бизнесах и оплачивать аренду галерей. Если возникают сложности с так называемым "донором", галерея закрывается. Просто потому, что невозможно оплачивать дорогую аренду, занимаясь культуртрегерством.

Фото: предоставлено галереей

Средние затраты галереи на проведение одной выставки составляют порядка 300 000 рублей (я имею в виду именно фотовыставку, когда каждую работу надо оформить: печать, паспарту, стекло, багет), плюс аренда, зарплата сотрудников, свет, газ, связь…. И ко всему этому прилагается привычка российских людей "просто посмотреть". Конечно, в идеальном варианте галерея должна зарабатывать на продажах работ, но реалии нашего рынка сейчас таковы, что основные продажи приходятся на международные ярмарки, где в случае хороших продаж галерея окупает стоимость участия в ярмарке, дорогу туда и обратно и доставку работ. Для примера, доставка 10 работ в Монако (на ярмарку) стоила нам 20 тысяч евро. Только доставка! Без цены за стенд и без стоимости нашего перелета и проживания…

Все это не к тому, что мы герои и нам тяжело. Понятно, что мы сами выбрали бизнес и никто нас не заставлял и не заставляет, но за рынок обидно, точнее, за его отсутствие. Ведь если на минуту представить, что галереям вдруг предложили "специальную" ставку аренды (не более 5 000 рублей за метр в год), и галереи смогли бы думать только про искусство, и показали бы все портфельные проекты, на которые не хватает денег, и больше бы показывали молодых талантливых авторов, которых сложно продать и поэтому они откладываются "на потом", и издали бы фотоальбомы всех заслуженных и всеми любимых российских фотографов 20 века, да как минимум по одной персональной выставке в год и при жизни… Кому от этого было бы плохо? К сожалению, это только мечты, а в реальности – всего четыре (!) фотогалереи на всю Москву.

- Ваша галерея достаточно небольшая. Сколько сотрудников ее обслуживают и чем они занимаются?

- Это для меня новость. Я всегда думала, что у нас достаточно большая галерея. 400 квадратных метров. Из них 100 метров для основных экспозиций, 60 метров – медиазал для кино, лекций и клубных встреч коллекционеров с авторами, остальное – хранилище, которое вмещает около 2 000 работ, и офисная часть. Штат у нас маленький и ничем не отличается (по количеству) от других галерей. Менеджер по работе с клиентами, pr-менеджер, менеджер-консультант и курьер. Бухгалтерия и юристы на аутсорсинге. Все как у всех…
Думаю, излишне описывать их обязанности. Это скучно. Главное, что в результате их работы посетитель галереи получает удивительную атмосферу, качественный контент и высокого уровня сервис.

Фото: предоставлено галереей

- Вы - руководитель FotoLoft. Что входит в ваши обязанности?

- В мои обязанности входит все, что я возьму себе в обязанность. А если серьезно, то, в первую очередь, поиск и работа с авторами и планирование экспозиций.

- Ваша галерея занимается интернет-аукционами? Кто сегодня покупает искусство?

- Мы не занимаемся интернет-аукционами. Мы планировали ими заниматься на этапе разработки нашего сайта, но, скажем прямо, переоценили свои возможности. Интернет-аукционы – отдельное, очень сложное направление и, возможно, мы когда-нибудь к ним вернемся. Пока мы все силы тратим на оффлайн продажи.

Кто сегодня покупает искусство? Дальновидные люди, умеющие просчитывать ситуацию на два-три шага вперед. По сути это инвесторы, понимающие, что сделав сегодня правильный выбор одного предмета искусства (я конечно имею в виду фотографию), завтра эти вложенные средства позволят им приобрести три предмета искусства. Здесь, конечно, очень важны вкус, интуиция, школа коллекционеров не помешает… Остальное – задача и ответственность галереи: строгое соблюдение тиражности, качественное оформление, рекомендации по хранению, сопровождение каждой работы необходимыми документами.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать