Москва 24

Культура

24 апреля 2017, 18:13

10 неизвестных: выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковке


В начале апреля весь Инженерный корпус Третьяковской галереи на время превратился в музей одного мастера. До 30 июля здесь самая большая за последние 30 лет выставка Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых в России профессиональных женщин-художников. В экспозиции – более двухсот живописных работ и рисунков: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

Зинаида Серебрякова – одна из знаковых фигур русского искусства XX века. С одной стороны, она стала одной из первых художниц, получивших не меньшую известность, чем современники-мужчины (например, Валентин Серов или Михаил Врубель), и добившихся признания за рубежом. С другой стороны, ее творчество оказалось на рубеже между искусством XIX и XX века: Зинаида Серебрякова принадлежала к прославленной творческой династии Бенуа – Лансере, и в то же время была современницей русского авангарда – Малевича, Родченко, Варвары Степановой и Натальи Гончаровой.

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914

В экспозиции кураторы показали, как развивалось мастерство и стиль художницы от самых ранних работ до поздних произведений, созданных в иммиграции в Париже. На ранних, ученических картинах художница изображает уютные сцены домашней жизни, своих детей. Она пишет портреты своих друзей и членов семьи, автопортреты, среди которых, вероятно, самая ее знаменитая картина "За туалетом" – очень прямая, очень женственная, очень тонкая работа.

Зинаида Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916

Зинаида Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916

Среди работ также есть и сельские пейзажи, написанные в быстрой эскизной манере без детальной проработки. Художницу интересует общее ощущение простора и пространства, а также атмосферные эффекты, судя по тому, с какой живостью и динамикой написаны облака.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917

"Беление холста" – еще одна картина того же периода интереса к русской природе и сельской тематике. Торжественная величавость и спокойная созерцательность крестьянских девушек создает ощущение ритуального действа, и картина превращается в эпическое повествование.

Зинаида Серебрякова. Мальчики в матросских тельняшках. 1919

Зинаида Серебрякова. Мальчики в матросских тельняшках. 1919

У Зинаиды Серебряковой и ее мужа Бориса Серебрякова было четверо детей: два сына – Евгений и Александр, и две дочери – Екатерина и Татьяна. Екатерина стала основательницей и хранителем Фонда Зинаиды Серебряковой в Париже, Татьяна и Александр, как и мать, стали художниками, а Евгений – архитектором и реставратором, под чьим руководством после Великой отечественной войны восстановливались архитектурные памятники Петергофа.

Зинаида Серебрякова. Так заснул Бинька (Женя Серебряков). 1908

Зинаида Серебрякова. Так заснул Бинька (Женя Серебряков). 1908

Еще один удивительный набросок – портрет сына художницы Жени. Мальчик, кажется, уснул в совершенно неудобной позе, в обнимку с игрушкой, и художница, боясь разбудить его, бегло, буквально несколькими линиями, спешить уловить форму. Эта "беглость письма" впоследствии сыграет важную роль в творческой жизни Серебряковой: спустя 20 лет она будет рисовать портреты марокканских красавиц, упиваясь их дикой красотой и стремясь успеть запечатлеть натуру.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923

Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, а также серия набросков с юных танцовщиц, раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.

Зинаида Серебрякова. Эскизы росписей Казанского вокзала в Москве

На выставке представлены эскизы к росписям плафонов в здании Казанского вокзала. Архитектурный проект, предложенный Алексеем Щусевым, должен был соединить в себе несоединимое: скрестить запад с востоком, модерн с барокко, позолоту со сталью. Особенно роскошным стал интерьер ресторана, для которого Серебрякова выбрала тему Востока. Ее героини олицетворяют собой Индию, Японию, Турцию и Сиам, но их античные пропорции, грация и пластичность напоминают живопись эпохи Итальянского Ренессанса. Точно так же написаны и крестьянские образы.

Зинаида Серебрякова. Терраса в Коллиуре. 1930

Зинаида Серебрякова. Терраса в Коллиуре. 1930

Серебрякова много путешествовала и постоянно делала зарисовки пейзажей и городов, где останавливалась. Прежде чем уехать в иммиграцию в Париж в 1924 году, она неоднократно бывала во Франции, а также в Бельгии, где на "Выставке старого и нового русского искусства" во Дворце изящных искусств в Брюсселе в мае 1928 познакомилась с бельгийским бароном Жаном-Анри Броуэрэм из Брюгге – владельцем плантаций в Марокко. Барон был впечатлен тринадцатью работами художницы, представленными в экспозиции, и впоследствии пригласил ее написать портреты его жены Жанны-Франсуазы Душам, дочерей Катрин и Мари-Анн, и свой собственный, а также пригласил поработать на свою виллу в Марракеше, оплатив дорогу с условием, что оставит себе понравившиеся работы.

Зинаида Серебрякова. Девушка с востока. 1928

Зинаида Серебрякова. Девушка с востока. 1928

Дочь художницы Екатерина вспоминала о марокканском периоде художницы: "Маме там было очень трудно рисовать, никто не хотел позировать, потому что у них запрещено делать портреты". Сама же Серебрякова в письме своему брату Евгению Лансере, рассказывала, что барон "хотел, чтобы я сделала "ню" с прекрасных туземок". Но это было сделать практически невозможно: "Никто даже в покрывалах, когда видна только щелка глаз, не хочет позировать, а не то что заикнуться о "ню", – поясняла она. И, тем не менее, ей удалось создать потрясающий портретный ряд восточных девушек.

Зинаида Серебрякова. Водонос. 1928

Зинаида Серебрякова. Водонос. 1928

Среди марокканских этюдов были также пейзажи, мужские портреты и жанровые сцены с разной степенью проработки. В некоторых работах лицо модель совершенно закончено, а все вокруг оставлено лишь беглыми набросками. В 1932 году Серебрякова снова вернулась в Марокко. Результатом двух путешествий стали более 60 удивительных картин, которые показывались на нескольких европейских выставках и были высоко оценены критиками.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать