Москва 24

Культура

22 января 2014, 17:30

Художник Аслан Гайсумов: Показываю жизнь в состоянии конфликта

"За обедом": Аслан Гайсумов - о современном искусстве в Чечне

Молодой художник из Грозного Аслан Гайсумов в интервью телеканалу "Москва 24" рассказывает о детстве, самореализации, а также о том, как в нынешней Чечне существует современное искусство и зачем он собирал на родине пробитые пулями ворота.

- Кем Вы хотели стать в детстве?

- Стоматологом. (Улыбается.) Художником захотелось стать позже. Сначала я даже не знал, что это такое - просто было желание делать то, что я видел; то, что делают другие... Искусство я увидел в 12 лет, когда приехал в Москву.

- Давайте попробуем расписать Вашу жизнь по этапам. Когда в Чечне началась война, Вы были совсем маленьким... Как Вы с ней соприкоснулись в первый раз?

- Когда на наш дом упала бомба. Это было в декабре 1994 года, в самом начале. С этого времени мы жили и в подвале, и в лагерях для беженцев, где-то снимали комнаты...

- А как Вы оказались в Москве?

- Это было в 2003 году. Я приехал на неделю, была программа для детей из лагерей беженцев в реабилитационном художественном центре "Дети Марии". До этой поездки мои представления о мире исчерпывались границами лагеря для беженцев. Я очень хотел учиться, но возможности не было - в лагере, где мы жили, была школа, на все классы - один учитель. И надо было помогать маме, которая, как многие женщины тогда, работала на рынке. Шанс получить образование появился в 16 лет, когда я снова приехал в Москву, поступил в колледж дизайна.

- Вы хотели рассказать о первой персональной выставке...

- Она состоялась на площадке "Старт" в центре современного искусства "Винзавод". Каждые месяц-полтора они устраивают выставки молодых художников. Я послал им заявку, ее приняли. Это был проект "Без названия (Война)".

- Как он появился?

- Мне хотелось рассказать эту историю самому себе. Но сделать это не посредством документальных медиа...

- То есть рассказать о войне не посредством фотографий с площади Минутка (где в первую и вторую чеченскую войну шли ожесточенные бои между российскими войсками и вооруженными отрядами сепаратистов. - Ред.)...

- Да, я выбрал книги как форму... как большое человеческое достояние, которое уничтожают. Когда я делаю проект, то говорю о том, что вижу. Но это не рассказ о других людях, а не о самом себе.

- У Вас есть еще одна работа, посвященная войне. В сентябре 2013 года она была представлена на Пятой Биеннале современного искусства "Больше света". Это "Элиминация" - подсвеченные ворота со следами пуль и осколков от снарядов...

- Цель этого проекта - чтобы зритель увидел не то, что было когда-то, а что осталось сейчас. Когда вы зайдете с обратной стороны этих ворот, то вместо дома увидите пустое пространство. Одни из этих ворот - из моего дома...

Простреленные ворота Аслан собирал по всей Чечне. Многие, если не все, не могли понять, зачем кому-то забирать их старые дырявые ворота и ставить взамен новые, причем абсолютно бесплатно.

- Вы сейчас живете в Москве или в Грозном?

- И там и там. Но больше, конечно, в Москве.

- Занимаетесь ли вы современным искусством в Чечне?

- Да, в следующем году планирую провести выставку.

- В Грозном?

- Конечно. Вы не первый человек, кто этому удивляется. В городе есть центр современного искусства. Его организовала очень активная девушка. и все держится на ее личной инициативе. Там выставляются живопись, арт-объекты...

- Мы так мало знаем, что сейчас происходит в культуре Чечни...

- В нашей истории была депортация (высылка чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию в феврале 1944 года по обвинению в сотрудничестве с гитлеровскими войсками. - Ред.). После этого вся культура Чечни, что была до этого, перестала существовать... А когда в 1957 году людям разрешили вернуться на родину, она была уже совсем другой. Потом распался СССР, началась война... к настоящему времени выросло еще одно поколение.... Получается, что и в нынешней республике живут совсем другие люди, с совсем другим историческим опытом! В своих проектах я пытаюсь показать, как люди постоянно живут в состоянии конфликта.

- Вашим родственникам нравится то, что Вы делаете?

- Знаете, даже моя семья не до конца понимает, чем я занимаюсь. (Смеется.) Я им рассказываю, им очень интересно, но на меня все равно смотрят как на идиота.

- Кем бы Вы стали бы, если не художником?

- Не думал об этом. Но представить можно все что угодно. Архитектором. (Уверенно.) Безумно люблю архитектуру и мечтаю строить. Не обязательно что-то гигантское, но...

Аслан Гайсумов родился в 1991 году в Грозном, за три года до начала войны в Чечне. В 2010 году Аслан окончил колледж дизайна в Москве, в 2012-м - столичный Институт проблем современного искусства. В том же году Гайсумов принял участие в проекте "I am Who I am" ("Я - это я"), организованном по инициативе Мультимедиа Арт-музеем в Дюссельдорфе.

Тогда же проект "Без названия (Война)", созданный Асланом в 20-летнем возрасте, был номинирован на премию Кандинского в номинации "Молодой художник. Проект года". Его инсталляция с истерзанными книгами - это попытка осмыслить совсем недавний исторический опыт. Автор стремится показать, что книги как хранилища человеческой культуры больше не нужны цивилизации, которую история ничему не учит.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать