Движение в ЦАО и ЮВАО будет перекрыто 9 мая

Новости

Новости

13 февраля 2014, 12:30

Культура

"Выставка цвета граната": режиссер и художник Сергей Параджанов

Фото: М24

В четверг, 13 февраля, в галерее на Солянке открывается "Выставка цвета граната", приуроченная к 90-летию со дня рождения режиссера и художника Сергея Параджанова – "армянина, родившегося в Грузии и сидевшего в русской тюрьме за украинский национализм".

Выставка - это симбиоз параджановского колорита и эпатажа современности. В пространствах "Шоколад", "Перец" и "Соль" посетители увидят фотографии Юрия Мечитова и Завена Саркисяна, запечатлевших Сергея Иосифовича в кругу друзей, коллег, а также за излюбленным занятием – работой. Залы наполнены раскадровками к фильмам Параджанова, его рисунками, записями, документами из жизни. Динамичность экспозиции придают видеоинсталляции художников-экспериментаторов и режиссерские работы мэтров киноиндустрии – Эйзенштейна, Пазолини, Феллини, Тарковского.

По мнению директора "Солянки" Федора Павлова-Андреевича, сегодня наследие Параджанова незаслуженно забывается. И зря. Один из кураторов выставки Дарья Хан, подбирая материалы для своей видеоинсталляции на -1 этаже галереи, выяснила, что современные художники не только знают о Параджанове, но и ощущают его влияние на свое творчество.

Фото: М24

"Соль": как обесцениваются ритуалы и традиции

На -1 этаже "Солянки" размещен видео-арт пяти современных художников из разных уголков мира: Дерека Джармена, Алмагуль Менлибаевой, Таус Махачевой, Тежал Шах, Алии Сайед. Работы каждого в той или иной степени перекликаются с произведениями Параджанова. Схожесть Джармена и Параджанова определяется стремлением к экспериментам со свойствами кинопленки. "Сады Луксора" Дерек снял на восьми миллиметровую пленку, применяя технику наслаивания образов, высвечивания, совмещения нескольких планов в одном кадре.

Трансформировала пленочное изображение и британка Али Сайед, работы которой не так давно можно было увидеть на выставке в "Манеже" в рамках московской биеннале. В 2008 году Али сняла на пленку 16 мм танцующую индийскую девушку. Затем закопала пленку в органические отходы и в течение полутора лет следила за процессом ее разложения. Исчезновение оригинального изображения стало метафорой разрушения исконной национальных традиций, которые в условиях современности изживают себя, растворяются, отмирают за ненадобностью. Работа Сайед, обитающая в европизированной среде, символична, так как мастер имеет индийские корни.

Фото: М24

"Я бы назвала три основные темы, объединяющие работы представленных здесь художников, - это мифология, ритуал и традиция. Было интересно, как происходит разложение ритуала, который проявляется во всех работах путем повторения жестов. Художники пытаются осмыслить, как ритуал актуализирует традиции и насколько сейчас они актуальны. Происходит совмещение традиций народностей с реальностью", - отметила куратор Дарья Хан.

Традиции и новые веяния отчетливо проявляются в видео Алмагуль Менлибаевой "Бабочки Айши-биби". Это одна из интерпретаций легенды о девушке и ее женихе. Алмагуль переосмысливает сказание в реалиях современного Казахстана. Здесь колоритные узорчатые ткани, развевающиеся по степному ветру, граничат с набившем уже оскомину белым платьем невесты.

"Это попытка совместить несовмещаемое. Здесь можно увидеть традиционную хореографию в сочетании с хореографией воображаемой", - объяснила Хан.

Зал "Соль" приютил работы Таус Махачевой, которая также стремиться постичь обессмысливание свадебного ритуала в пышно украшенном банкетном зале, где жениха и невесту обозначают бесформенные белые фигуры.

Одно из пространств на -1 этаже с пометкой "18+". На двух экранах транслируют сказку в пяти главах. Видео имеет феминистический окрас. Традиционную тему единорогов – а сюжет с этими вымышленными животными является центральным для феминисток начиная с 70-х годов – художница обыгрывает в территориальных границах современной Индии. Декорациями служит антиутопическая среда, в которую помещены гибридные существа с прикрепленными к головам белыми конусами. В этой работе также обесценивается определенный ритуал. В ней, как и в трех предыдущих, присутствует элемент воображаемой хореографии. Увидеть ее можно на втором экране.

Фото: М24

В узком коридорчике, разделяющем залы с современными видеоинсталляциями, в стены вмонтировали несколько небольших экранов, на которых показывают классику жанра: от Эйезенштейна до Тарковского.

Одна из работ – "Евангелие от Матвея" Пазолини, которого Параджанов считал гением. Несколько своих работ в керамике Сергей Иосифович посвятил итальянцу.

По словам куратора выставки Вячеслава Шмырова, если кинематографическое происхождение Параджанова проследить довольно просто, то влияние самого Сергея Иосифовича на режиссеров последующего поколения гораздо сложнее.

"Параджанов начинал свою кинокарьеру в Киеве в середине 50-х годов, учился у режиссера Игоря Савченко, снял несколько картин в духе советского реализма. Далее режиссер понял, что кинематограф может быть другим и как бы прорвался сквозь соцреализма, сталинский канон кино. Время 60-х годов разнообразное. Во всем мире это обновление эстетической палитры, приход в кино новых направлений и стилей. Здесь они представлены картинами Пазолини, Феллини, Тарсковским, Германом, Эйзенштейн", - прокомментировал Шмыров.

Фото: M24

"Перец": в гостях у Сергея Параджанова

На первом этаже галереи в небольшом зале с черными стенами и двумя круглыми столами, украшенными плодами гранта, атмосфера камерная. Из динамика под потолком раздается голос Параджанова – это запись его интервью французской радиостанции. Из отрывков, перемежающихся музыкой, режиссер рассказывает о том, за что боготворит Позолини, как почувствовал артистизм Ленина, чем обернулась для него "вялость" Брежнева и почему настоящие режиссеры не выходят даже из стен ВГИКа.

Стены пространства увешаны яркими фотографиями. На столах – пояснение к каждой.

"Сев за стол, посетители почувствуют себя в гостях у Параджанова, увидят его фотографии, услышат его голос", - отметил Федор Павлов-Андреевич.

Каждый снимок здесь пропитан энергетикой Параджанова. Пестрые интерьеры его дома, картины, созданные руками мастера, актеры и товарищи, сыгравшие не последнюю роль в жизни Сергея Иосифовича.

Часть фотографий сделаны куратором выставки, директором Музея Сергея Параджанова в Ереване Завеном Саркисяном, который познакомился с Параджановым в 78 году.

В зале "Перец" можно узнать историю не только Параджанова, но и всей его семьи, занимавшейся торговлей. Дед Сергея Иосифовича по велению российской царской власти поменял фамилию Параджанян на Параджанов, а отец – Иосиф – был человеком скандальным, сидел в тюрьме, а в 1923 году в собственном доме содержал увеселительное заведение "Семейный уют".

"Параджанов сидел дважды: четыре года в украинских лагерях и 8 месяцев в Тбилиси. В первый раз из-за публичного выступления в Минске, во второй – за поддержку спектакля о Высоцком. Официальная причина его последнего ареста – дача взятки при поступлении племянника в институт", - рассказал Саркисян.

Параджанов, пожалуй, единственный известный советский деятель, которому вменяли "мужеложество".

"Когда его решили очернить, то сказали, что в квартире якобы нашли порнографические материалы. А потом судили за изнасилование мужчины – двухметрового члена КПСС. Когда потом в лагере узнали, что он сидит за насилие над коммунистом, Параджанову высказывали уважение", - рассказал Саркисян.

На одной из фотографий – Сергей Иосифович за работой, мастерит свою последнюю Джоконду. Всего он создал три ее образа, объединив произведения названием "Метаморфозы Джаконды".

Фото: М24

"Шоколад": ретроспектива фильмов и рисунки Параджанова

В зале на втором этаже будут проходить встречи и показы фильмов Сергея Параджанова.

"Запланирована серия документальных фильмов. Их около 70, но с телепрограммами, думаю, будет больше. В фильмах можно увидеть близких Параджанову людей – жену, сына. Некоторые документалисты нашли следователя, который сварганил уголовное дело против Параджанова. Также у нас будет работать параджановская гостиная", - отметил Вячеслав Шмыров.

Второй формат проекта в "Шоколаде" - спецсобытие, в рамках которого покажут картины, связанные с жизнью режиссера. В частности, племянник Сергея Иосифовича Георгий параджанов представит зрителям свою ленту.

Также в залах второго этажа размещены рисунки Параджанова, раскадровки к фильмам, наброски, коллажи. Здесь будут транслировать один из самых неодназначных фильмов мастера "Саят-Нова" ("Цвета граната").

Выставка работает до 16 марта.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика