Москва 24

20 мая 2014, 14:18

Сбитый корейский "Boeing-747": загадка времен холодной войны

"Нераскрытые тайны": Зачем корейский Boeing нарушил границы СССР

Первого сентября 1983 года над Охотским морем советский истребитель сбивает южнокорейский пассажирский "Boeing 747", следовавший рейсом 007 из Нью-Йорка в Сеул. Что это было – ошибка автопилота или разведывательный рейс? Были ли на самом деле на борту пассажиры? Что же все-таки произошло? Кто был прав, а кто виноват? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Ничто не предвещало...

Это сегодня Геннадий Осипович – обычный пенсионер из Майкопа. А когда-то его действия всколыхнули весь мир. Это его истребитель-перехватчик "Су-15" вылетел по тревоге на перехват самолета-нарушителя 1 сентября 1983 года. Именно он в небе над Охотским морем нажал на гашетку и отправил ракеты в "Boeing". Впрочем, это было рядовое дежурство, день начинался как всегда.

"Да елки-палки, как же начинался он? Да как обычно. Вот видите, время прошло, уже ничего нет необычного – все как было, так и есть. Там, значит, что: идешь, во-первых, газуешь самолеты, обязательно газуешь, полностью готовишь кабину, и я лежал, ждал", - вспоминает Геннадий Осипович.

Уже много лет, с начала 50-х годов, продолжается холодная война, СССР и США находятся в состоянии постоянной конфронтации. И пусть прямых боевых действий не ведется, но зато идет гонка вооружений, наращивание ядерного потенциала, борьба разведок и постоянные провокации на границах.

В диспетчерской службе аэропорта Внуково, 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Разведывательные самолеты появлялись у наших границ гораздо чаще, чем мы чистим зубы. Это было, в общем-то, постоянное дежурство у наших границ. Американцы назубок знали наши системы, наши позывные, они улавливали наши сигналы, знали места дислокаций, знали систему включения", - утверждает военный журналист Виктор Баранец.

"Мы уже знали, что где-то появилось что-то, потому что оперативно звонят – самолет-нарушитель. Все, вот к этому и готовишься. А ты сел уже, пристегнулся – все, готов, доложил. Потом мне дали запуск – все, понятно", - рассказывает Геннадий Осипович.

И все-таки этот полет отличался от предыдущих – никогда до этого Осиповичу не приходилось вступать в прямой контакт с нарушителем. Американские самолеты-разведчики обычно сразу же уходили за пределы советских границ. Этот шел спокойным курсом, будто у себя дома.

"Когда я приблизился к самолету, во-первых, я там огни увидел, он же идет, этот аэробус здоровый, и сзади на хвосте тоже огонек торчит. И вот знаешь, что это идет какой-то пассажирский самолет", - вспоминает Осипович.

Но были ли на борту пассажиры? Весь мир утверждает, что да, были. Зарубежные телеканалы транслируют интервью с родственниками погибших и их проклятья в адрес советских военных. В Сеуле проходят многотысячные демонстрации против варварских действий СССР. Советская пропаганда ставит большой вопрос: пассажиров могло и не быть, даже если и были, самолет нарушил государственную границу, и это самое главное.

Виктор Баранец тогда служил в редакции военного журнала.

"И министерство обороны, и министерство иностранных дел, и высшее политическое руководство страны действовали по тем законам, на которые опиралась наша тогдашняя идеология. Вы залезли в наше воздушное пространство, залезли глубоко, это не мелкая ошибка, и вы получили по мордам", - говорит Баранец.

Гонку за поиском доказательств вины друг друга начинают прежде всего СССР и США. Южную Корею, которой официально принадлежал сбитый "Boeing", в этих разбирательствах даже не упоминают. В район инцидента направляют десятки кораблей.

"В этой истории до сих пор есть огромное множество вопросов, на которые мы, возможно, никогда не получим ответов. Потому что до сих пор не установлено, что это был за самолет, с какой целью он летел, хотя имел вполне благовидное прикрытие, как у пассажирского рейса. Но многие детали, которые были обнаружены во время поисков самолета на дне, они указывают… Там было очень много странностей, которые указывают на то, что это был какой-то непростой рейс", - считает Виктор Баранец.

Черный ящик в тихом омуте

Михаил Гирс никогда не был военным. Мирный ученый, он на своем батискафе "ТИНРО-2" занимался изучением подводных глубин и их обитателей. Но 1 сентября 1983-го их судно находится недалеко от места событий. Капитан сообщает: военные требуют, чтобы ученые выдвигались на поиски обломков "Boeing".

"Нас буквально в три дня собрали, хотя до сих пор провизии не было, воды не было, топлива не было - ничего не было. Но нас мгновенно собрали, отправили, и мы пошли, значит, к месту аварии, к месту катастрофы. Когда рассвело, мы увидели, что подошло корейское судно пассажирское, лайнер такой большой, там порядка 1000 человек было пассажиров, и опускали венки со свечами, опускали с борта. Ну, такая была, так сказать, корейская панихида по тем, кто погиб на этом самолете. Это было очень впечатляющее зрелище", - вспоминает Михаил Гирс.

Самолет упал вне границ СССР, но в советской экономической зоне. Иностранные корабли могли здесь находиться, но не могли вести рыболовный промысел или работать на грунте. Батискаф "ТИНРО-2" методично исследует подводное пространство, советские водолазы опускаются на дно под пристальным наблюдением американцев.

Первый заместитель министра обороны СССР Огарков выступает на пресс-конференции, 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Там было порядка четырех-пяти американских военных кораблей, которые нас всячески сопровождали, мешали нам работать, над нами постоянно, при спуске, подъеме, висел вертолет американский вот с такими объективами, значит, все это фотографировали, опускали под воду какие-то акустические шумелки, которые мешали нашему разговору с судном. Ну и вот в одно из погружений, я уже не помню, это, наверное, было восьмое или девятое погружение, мы вышли на так называемый массив. Это пятно обломков высотой порядка полутора метров, где-то 150 на 200 метров", - рассказывает Гирс.

Водолазы готовятся увидеть страшную картину сотен трупов, но находят всего около двух десятков.

"Видели мы руки, скальп – совершенно такая картинка: женский скальп, черные волосы, развевающиеся по течению... Бедра какие-то видели. Но мы попали на место, где упал "Boeing", ровно через месяц после того, как пришли. За месяц живность: крабы, (там масса крабов была), бокоплавы, планктонные животные, - все съели. Потом говорили, что к берегам Японии, к Хоккайдо, значит, прибивало трупы. Мы этого не видели", - рассказывает Михаил Гирс.

Они находят предметы багажа, которые тоже вызывают много вопросов: огромное количество очков, дамских сумочек, а также паспорта пассажиров, почему-то собранные в пачки, перевязанные и запакованные.

"Что нас удивляло: мы видели массу вещей: ботинки, очков очень много было, детские игрушки были, но мы не видели ни одного чемодана – странно, правда? Летело там 270 человек, не было кресел. Куда они все улетели – непонятно", - недоумевает Гирс.

Единственный точный факт, который Михаил Гирс может подтвердить: это был "Boeing 747".

Но как этот пассажирский самолет мог отклониться от курса так далеко? Западные эксперты и политики утверждают: это ошибка пилотирования. Советские: это сознательные действия экипажа. Свет могут пролить черные ящики, но их еще надо отыскать, причем под неусыпным наблюдением идеологического противника.

Советские водолазы ящики находят. Расшифрованная информация сразу же засекречена. Только через 10 лет, когда не станет Советского Союза, эта история неожиданно всплывет вновь.

Заигрались в карты

Александр Колесников, военный историк, провел собственное расследование. Он по горячим следам опросил многих участников событий, и, спустя годы, внимательно отслеживал информацию об инциденте над Охотским морем.

"Во время одного из зарубежных визитов поднимается вопрос: "Как же так?" Ну, Борис Николаевич говорит: "Разберемся. Раз уничтожили - значит, уничтожили". Глава администрации Петров: "Да, советская власть приняла решение, уничтожили гражданский самолет". Проходит очень короткое время, корейцы, американцы и другие, кто были пассажиры, эти страны, страховые компании, выкатывают многомиллиардные требования за уничтожение", - рассказывает Колесников.

Юрий Андропов, 1982 год.Фото: ИТАР-ТАСС

Черные ящики Россия передает Южной Корее. После этого иски прекращаются. Расшифровки, как выяснилось, не дают оснований требовать компенсаций. Комиссия Международной организации гражданской авиации приходит к выводу: наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что экипаж неправильно настроил автопилот и затем не выполнял инструкции и не уточнял текущие координаты. Этот вывод предполагает или некомпетентность, или халатность, и все финансовые претензии нужно предъявлять авиакомпании. Но российские эксперты и исследователи профессионализм пилотов не ставят под сомнение.

"Вот здесь возникает элементарный и простейший вопрос: когда стали разбираться с опытностью экипажа, то оказалось, что люди летали на этом самолете большое время. На такие рейсы зеленых пилотов, тем более стажеров, никогда не допускают, особенно в таких известных авиакомпаниях", - считает Виктор Баранец.

Более того, командир корабля Чон Бен Ин был в свое время личным пилотом южнокорейского президента, а самолет был оснащен самым современным оборудованием.

Магомед Толбоев – один из лучших летчиков России, летал практически на всех типах самолетов, существующих в мире, в том числе и на "Boeing".

"Это истребитель может, потому что там один человек: он же пилот, он же радист, он же штурман, он же стрелок - он же один, может проморгать, сложности большие, но это будет кратковременное пересечение границы. Бывало, в нейтральные воды выходили, и наши входили, но это были ошибки. Но гражданский самолет чтобы ошибся – это невозможно, ни по каким пунктам невозможно", - утверждает Толбоев.

Некоторые западные средства массовой информации высказывают даже версию, что экипаж играл в карты и не заметил отклонения автопилота, что это, мол, такая особенность южнокорейских летчиков, профессиональная вредная привычка.

"Ну, пусть играет командир со вторым пилотом, пусть бортинженер, с кем угодно, но штурман-то, хоть один человек должен же стоять за штурманским управлением, вести навигацию должен кто-то? Ну так я не понимаю, они что, все одновременно, что ли, играли?", - рассуждает Магомет Толбоев.

Другие утверждают, якобы пилоты понимали, что значительно отклонились от курса, но возвращение на прежний курс означает перерасход топлива, дескать, боялись наказания, вплоть до увольнения. Но мог ли этот страх быть сильнее страха смерти? Ведь советские системы ПВО могут сбить самолет. Это время холодной войны и обострения советско-американских отношений.

"Кошки-мышки" СССР и США

СССР за четыре года до этого вводит войска в Афганистан, американцы строят свою систему ПРО и постоянно устраивают провокации, их интересует расположение советских систем ПВО. И кстати, почему случайная ошибка автопилота выводит самолет точно над районом, где располагаются советские атомные подводные лодки?

"Когда борт вошел в данную территорию, вот этот самолет, то были подняты и задействованы все силы противовоздушной обороны, ракетные войска стратегического назначения, ядерные силы морского базирования, подводные лодки, они, естественно, все заработали. Именно в это время над этой территорией вошел в зону американский спутник, который мгновенно зафиксировал всю эту работу, она потом была дешифрована, и мне руководитель этой операции, Джон Байерли (это тогда был зам посла США здесь), сказал: "Ну, конечно, это была и военная наша разведка". Знаете, одним махом решалось очень много задач", - рассказывает Александр Колесников.

Пребывание министра иностранных дел СССР Громыко А.А. в США, 1984 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Я вам даже хочу сказать больше, что многие или некоторые экипажи южнокорейских, японских самолетов, они в то время выполняли частные поручения американских разведывательных служб. Более того, на борту этих самолетов летали сами американские разведчики, что уже, в общем-то, давно не является секретом", - утверждает Виктор Баранец.

Советских военных пытались обвинить в том, что они не использовали всех возможностей, не донесли до летчиков южнокорейского лайнера, прежде чем сбивать его, что они нарушили государственную границу. Но участники событий рассказывают обратное. Все возможные действия по предупреждению экипажа самолета сделаны были. Почему он не реагировал – остается вопросом.

"Командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал армии Третьяк доложил сразу маршалу Советского Союза начальнику Генерального штаба Огаркову Николаю Васильевичу, как сделать. Огарков сказал: "Действуйте по обстановке, как вы считаете необходимым". Третьяк мне говорит: "Меня соединили, буквально через несколько минут после этого звонит командир дивизии полковник Корнуков и докладывает, что на территорию его зоны обороны зашел "Boeing". "Каково ваше решение?" Третьяк ему сказал: "Подымайте три самолета и сделайте все для того, чтобы самолет развернулся и ушел на свою территорию". Подняли наши истребители, а в это время что делать? И стали давать указания вот сигнальными огнями, крыльями, что уходите или вот садитесь. Скорость "Boeing" и скорость истребителя совершенно разные, поэтому они проскочили", - говорит Александр Колесников.

"Boeing" выходит за границы советской территории, но продолжает лететь прямым курсом, и через некоторое время должен снова войти в воздушное пространство СССР. На перехват идет истребитель Осиповича, он тоже показывает всеми возможными способами: "Уходи, ты на чужой территории".

"Это международная практика, соглашение ООН, где обозначены и морские, и воздушные кодексы, приведены к международным стандартам. Мы идем перед самолетом, перехватываем его, становимся впереди и покачиваем крылья, показываем: "Ты нарушаешь". И если он продолжает, мы еще раз идем впереди, показываем: "Следуй за мной, левый разворот или правый разворот – следуй за мной, на посадку". Это еще раз предупреждение, потом третье предупреждение – даем огонь по борту, пушечный огонь по борту, предупреждаем трассирующими: "Вы в опасной зоне". Если и этого не слушается, это уже последняя стадия, это уже открытие огня на поражение, что и произошло", - объясняет Магомед Толбоев.

Некоторые эксперты выражают сомнение, что экипаж видел эти сигналы. Записи черных ящиков показывают, что реакции не было – значит, возможно, не видели.

"Видели, конечно, ну а как не видеть? Я же лечу сзади него, на 5 километров, у меня же огни горят тоже, я же мигал ему все время: "Ты должен сесть, ты смотри". Потом я же стрелял, четыре очереди пустил в него, ну должен был видеть. А очереди, да, очереди очень длинные, огонь от них идет", - вспоминает Геннадий Осипович.

Где же правда?

Есть запись переговоров Осиповича с командованием, но, как выясняется, ее подделывали, голос летчика дописывали после. Он сам рассказывает, что его заставляли изобразить в своих ответах, что он не видел пассажирских огней.

"Вот там перепиши, что не горит самолет. У нас спрашивают: "Горит на хвосте?" Там если горит, то, значит, видно, что горит какой-то указатель, что там. Ну вот, передавали, что горит, вижу, горит. Но он говорит: "Не горит". Вот и все переделывали. Там какую-то бритву, помню, запустили для звука двигателей, она шумит там, гремит. Вот делали это", - рассказывает Осипович.

В аэропорту "Шереметьево", 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Но запись переговоров летчика с землей сразу же перехвачена американцами. Подделка теряет смысл и вызывает еще больше вопросов.

Прошло уже 30 лет, а в этой истории продолжают появляться новые версии и артефакты. То якобы находят пассажиров с того рейса, появляется версия, что их высадили при посадке на дозаправку в аэропорту "Анкоридж" на Аляске, дали другие имена и переправили куда-то по программе защиты свидетелей.

"Впоследствии во многих американских источниках есть сведения, что встречали людей, которых до этого знали под другими фамилиями, но они совершенно под другими фамилиями, на другой территории жили прекрасно. И даже один журналист приводил сведения о том, что ему удалось разговорить одного во время таких встреч, и тот засвидетельствовал сумму, которую ему выдали за вот это сокрытие свидетеля", - утверждает Александр Колесников.

То появляется версия, что самолет взорвался вовсе не от советской ракеты, что это американцы, получив всю необходимую информацию на спутник, убрали свидетелей. Все в том же Анкоридже заложили в самолет 400 килограммов тротила.

"Наш агент, который присутствовал на аэродроме, доложил, что было заложено порядка 400 килограмм какого-то груза. Он четко видел, что на этом ящике, который завезли, было написано "равнозначная сумма 400 килограммам". Вот тогда, когда это было доложено, когда самолет летел, было сделано предположение, что заложена в самолет взрывчатка", - говорит Колесников.

"Такая версия существовала, и когда мы поднимались, и нас приглашали почти после каждого погружения, спрашивали, очень много задавали вопросов: "А вы не считаете, что был взрыв в самолете?" Значит, обломки, которые мы поднимали, которые поднимали водолазы, ни на одном из этих обломков не было следов дыма, гари, пожара – совершенно исключено. Ракета взорвалась не в самом самолете, а значит, у левого крайнего двигателя тепловая ракета, и самолет был разрушен ударной волной" - рассказывает Михаил Гирс.

Свет на эту историю могли бы пролить данные американских военных, но они засекречены на 50 лет. Нужно подождать еще 20, и, может быть, появится точный ответ на все вопросы, а может быть, и нет.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать