Новости

Новости

02 ноября 2015, 19:07

Культура

Возвращение "Онегина" и радости Netfest: что посмотреть в театре в ноябре

Фото: facebook.com/damir.yusupov

Начавшись с масштабной акции "Ночь искусств", ноябрь постепенно наполнится премьерами и новыми редакциями старых, но проверенных временем спектаклей. Большой театр вернет на афиши "Евгения Онегина", постановку Дмитрия Чернякова, камень преткновения для приверженцев классических режиссерских работ и поклонников смелых интерпретаций. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко продолжит знакомить столичного зрителя с современными операми – на этот раз здесь репетируют "Кроткую" британского композитора Джона Тавенера. Об этих и других спектаклях читайте в обзоре m24.ru.

"Кроткая"

Сочинения британского композитора Джона Тавенера, прямого потомка автора многочисленных месс и другой духовной музыки – Джона Тавернера (1490-1545 гг.) – пока появляются на российских концертных площадках в основном опосредовано, с подачи заинтересованных музыкантов. Тавенер в результате духовных поисков пришел к православию, обнаружив в нем традиции христианства, утраченные Западом. Оставаясь подданным Соединенного Королевства, он испытал огромное влияние русской культуры – брал за литературную основу прозу Толстого, Достоевского, стихи Ахматовой.

В сентябре 2014-го в Московской консерватории вокальным ансамблем The Tallis Scholars впервые был исполнен "Реквием", а двумя месяцами позже на фестивале актуальной музыки "Другое пространство" Госоркестр имени Светланова под руководством Владимира Юровского представил еще одно сочинение Тавенера – монодраму для бас-баритона с оркестром "Смерть Ивана Ильича" (солист – Максим Михайлов).

В декабре этого года виолончелист Стивен Иссерлис вместе с ансамблем "Солисты Москвы" исполнит "The Protecting Veil" ("Покров Пресвятой Богородицы"), произведение, которое сам Тавенер называл высшим достижением всей своей жизни. В Московском музыкальном театре музыка Тавенера зазвучит впервые.

Камерная одноактная опера "Кроткая" по одноименной повести Достоевского была написана в 1977 году. Именно в это время Тавенер делает решительный шаг и обращается в православие. Автор либретто – его ирландский друг, актер и драматург Джеральд Макларнон.

Главная героиня – бедная девушка связывает себя узами брака с человеком, которого презирает за род занятий – ростовщичество. В какой-то момент, чтобы прекратить свои душевные страдания и муки тех, кто закладывает последнее имущество за копейки под большой процент, Кроткая решает убить супруга, но в итоге кончает жизнь самоубийством.

Музыкальным руководителем постановки выступает молодой дирижер Иван Великанов, для которого это первая самостоятельная работа в "Стасике". Вместе с ним "Кроткую" ставит режиссер Мария де Валюкофф, автор фильма-участника Каннского фестиваля – "Сценарий одного несчастья".

Фото: facebook.com/maria.devalukhoff

Время: 6 ноября

Место: Московский музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, малая сцена

Цена: от 1500 р.

"Евгений Онегин"

Спектакль, наделавший много шума в 2006 году, рассоривший Галину Вишневскую с тогдашним руководством Большого театра, возвращается в репертуар. Руководство театра приняло решение не отправлять оперу, поставленную Дмитрием Черняковым, в архив, а возродить ее с новым составом. Андрей Жилиховский – Онегин, Богдан Волков – Ленский, Юлия Мазурова – Ольга. Партию Татьяны исполнит Асмик Григорян. В прошлом сезоне она стала для многих подлинным открытием – в полусценической опере "Демон" Рубинштейна она проявила себя как актриса, способная не только растрясти филармоническую публику, заставить ее сопереживать героине, но и быть живо реагирующим партнером.

Дмитрий Черняков, меж тем, только что выпустил в Английской национальной опере "Леди Макбет Мценского Уезда" Шостаковича, до этого в Берлине вышел его "Парсифаль", в Мюнхене – "Лулу", а в марте 2016 года режиссер намерен поставить в Париже "Иоланту" в один вечер с балетом "Щелкунчик".

Время: 6-8 ноября

Место: Новая сцена Большого театра

"Садко"

Первую премьеру в отреставрированном здании на Большой Никитской артисты "Геликон-оперы" покажут меньше чем через две недели. Под звездным небом зала "Стравинский" сыграют сказочного "Садко". Создатели спектакля убеждены, что ехническое оснащение театра позволит нетривиально обыграть сложные перемещения героев – с земли на морское дно и обратно.

Постановщиком, конечно, выступает Дмитрий Бертман, для которого Садко – в одном ряду с вагнеровскими героями скандинавского эпоса и древнегерманской мифологии. Сам Римский-Корсаков, по его мнению, раскрывается как философ, последовательно рассматривающий строение трех миров.

Интересно, что премьера "Садко" в 1898 году исполнялась артистами Московской частной оперы Мамонтова в Театре на Никитской, в усадьбе которого в 1990 году открылась "Геликон-опера". Возвращаясь после длительной реставрации домой, руководство театра решило исторически соединить события актуальные с зафиксированными в архивах.

Фото: m24.ru/ Александр Авилов

Время: 14, 15 ноября

Место: Геликон-опера

Цена: от 2500 р.

"Стойкий принцип"

Спектакль, включенный в фестиваль нового европейского театра NetFest, инициирован Борисом Юханановым. Это второе обращение режиссера к одноименному произведению Кальдерона, соединенного с пушкинским "Пиром во время чумы". Впервые "Стойкий принцип" был выпущен в Школе драматического искусства в мае 2013 года. Важная составляющая обеих версий – музыкальная концепция, предложенная Дмитрием Курляндским. Оглядываясь на его "Носферату", можно найти единые истоки обеих партитур – рождение звука из дыхания, рождение голоса (а значит текста) из сипов, хрипов. Курляндскому интересно привести этот физиологический материал к оформленному звучанию, рассматривать пласты пограничных состояний.

Создатели спектакля отмечают документальность "Стойкого принципа", актуальность времени. Игорь Яцко, исполняющий главную роль, говорит, что расслышал в теме остроту и опасность.

Фото: sdart.ru

Время: 3 и 4 ноября

Место: Электротеатр Станиславский

Цена: 1200 р.

"Сван"

Андрей Родионов и Екатерина Троепольская написали комедию в стихах на остросоциальную тему – взаимоотношений чиновников с трудовыми мигрантами. Авторы сочинили для персонажей условное будущее, где чиновники говорят в рифму, а желающие получить гражданство (Узбек Саид-Шах, таджик Молдакул, молдаванская гадалка Октавия) должны сдавать экзамен в стихотворной форме. На этом фоне авторы разворачивают историю любви работницы Федеральной миграционной службы и поэта. Оба участвуют в организации госэкзамена для мигрантов.

Постановкой занимается педагог мастерской Дмитрия Брусникина – Юрий Квятковский, номинировавшийся в 2014 году на "Золотую маску" со спектаклем "Кукольный дом". Предпремьерный показ ожидается в рамках уже упомянутого NetFest.

Время: 10 ноября

Место: Центр имени Мейерхольда

Цена: 750 р.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика