Москва 24

Строительство и реконструкция

02 сентября 2016, 18:00

Забота об усопших: как реставрируют памятники на Ваганьковском кладбище

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Ежегодно департамент культурного наследия Москвы тратит около 50 миллионов рублей на реставрацию надгробий и могил, занесенных в список объектов культурного наследия. Всего в этом списке числится около 2005 произведений искусства.

Эти памятники неравномерно расположены на 36 различных кладбищах и отдельных территориях столицы. К примеру, на Ваганьковском кладбище находятся 259 таких объектов. Корреспондент m24.ru отправился на экскурсию по кладбищу и разузнал, как происходит реставрация таких мемориалов.

Сохранить память

По словам руководителя столичного департамента культурного наследия Алексея Емельянова, просто отреставрировать объект – недостаточно. Особое место в процессе их восстановления занимает методика послереставрационного ухода, поскольку важно сохранить памятники в таком виде, чтобы каждый житель Москвы мог прийти и насладиться их видами.

За последние пять лет департамент отреставрировал 195 художественных надгробий и до конца года планируется провести работы еще на 50 объектах. Всего в ближайшие годы планируется восстановить более ста таких объектов, в первую очередь – на Преображенском кладбище. Кроме того, Емельянов подчеркнул, что финансированием таких проектов занимается только департамент – частные лица в этом не участвуют.

О том, как восстанавливали памятники, рассказал руководитель реставрационных работ, заместитель генерального директора по работе на объектах реставрационной мастерской "Наследие" Дмитрий Стадник.

Он объяснил, что перед тем, как начать восстановление памятника, реставраторы обращаются к проектам, по которым такие объекты устанавливались изначально. Вторым этапом является взятие проб материала – это помогает специалистам принять решение о том, какие действия и в каком порядке необходимо предпринять для того, чтобы придать объекту его первозданный вид. После этого план действий согласуется с департаментом культурного наследия, где по результатам оценки проведенных подготовительных работ выдают разрешение на начало реставрации.

Мемориал Шехтеля

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В первую очередь, он проводил нас к захоронению выдающегося русского архитектора и живописца Федора Осиповича Шехтеля. По словам Стадника, особая сложность в реставрации памятника Шехтеля заключалась в том, что он целиком состоит из песчаника.

"Песчаник со временем вбирает в себя большое количество влаги и перед тем, как начинать его реставрацию, материал памятника необходимо как следует просушить", - делится реставратор. По его словам, для просушки памятника, вокруг него был построен специальный "тепляк", в котором был создан определенный микроклимат.

После того, как надгробие просушили, поверхность камня начали расчищать от атмосферных и биологических элементов – грибка, плесени и прочего. После этого реставраторы произвели докомпоновку памятника, в частности – восстановили крест и описанную вокруг него окружность, которые изначально красовались на мемориале.


"Мы также произвели биоцидную обработку поверхности памятника, что позволит надолго защитить его от грибка, плесени и прочих повреждений", - добавил он.

Кстати, в этом году 7 июля исполнилось 90 лет со дня смерти великого деятеля русского зодчества. В этот день к его могиле возлагались венки и проводились поминальные мероприятия. По словам замруководителя реставрационной мастерской, к этому моменту все реставрационные работы были полностью завершены.

Могила Федора Петровича Скоморошенко

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мемориал Скоморошенко – также известного русского зодчего, оказался более сложным в плане его восстановления. В первую очередь, проблема заключалась в том, что за почти полтора столетия памятник просел в грунт и покосился. Кроме того, были утеряны многие его элементы.

Реставраторы произвели раскопки вокруг мемориала и обнаружили некоторые из недостающих элементов. К сожалению, им не удалось обнаружить кресты, присутствовавшие на мемориале, так что их пришлось изготовить заново.После этого специалисты выровняли грунт и установили памятник на его законное место.

Кроме того, были произведены работы по расчистке мрамора от грибка и плесени аналогично памятнику Шехтеля. После этого мрамор объекта был восстановлен и укреплен для того, чтобы предотвратить его дальнейшее осыпание. Пока Дмитрий рассказывал нам о проведенных работах, мы обратили внимание на то, что рядом с памятником стоит небольшой камень зеленого цвета, который явно выбивался из общей картины захоронения.


Реставратор рассказал нам, что часто возле подобных памятников находят инородные элементы. Тем не менее, их не убирают, а оставляют на месте.

"Мы делаем это с заделом на будущее – возможно, в процессе восстановления другого памятника мы обнаружим, что в его композиции недостает какой-либо части, и если окажется, что это именно она – мы вернем ее туда, где она и должна стоять", - пояснил Дмитрий.

Мемориал Филиппа Григорьевича Левенсона

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мемориал Левенсона в плане реставрации оказался, наверное, самым сложным из всех. По словам реставратора, одним из признаков аварийного состояния памятника является отсутствие или сильное разрушение его фундамента. Именно это и произошло с памятником.

Первым делом реставраторы изготовили для него новый мраморный фундамент – точно такой же, который был у него изначально, и только потом приступили к реставрации скульптуры плакальщицы, сидящей на этом фундаменте. К счастью, среди подобных скульптур на Ваганьковском кладбище, она оказалась самой целой, поэтому ее расчистили от загрязнений, после чего ей вернули нос и пальцы ног.

Впоследствии ее использовали в качестве исходной модели для восстановления других плакальщиц на кладбище, докомпоновка которых оказалась куда более серьезной.

"После того, как мы разобрались с самим мемориалом, пришлось восстанавливать сени, которые его окружали", - поделился Дмитрий, объяснив, что металлические прутья, из которых были выполнены сени, были сильно повреждены ржавчиной, так что их пришлось разобрать и очистить.


"В процессе раскопки мы обнаружили бордюр из песчаника, который окружал памятник – мы просушили его, восстановили и после того, как закончили реставрировать прутья сеней, собрали все в единую конструкцию", - рассказал специалист.

Но, к сожалению, на этом работа реставраторов не закончилась – в то время, когда в столице бушевали ураганы, ветер повалил одно из деревьев, которое упало на левую часть сеней. Так что после падения сени снова пришлось восстанавливать.

На Ваганьковском кладбище расположены могилы и надгробья многих известных людей. Здесь покоятся Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, художники Василий Тропинин, Алексей Саврасов и Василий Суриков, литераторы Владимир Даль, Юрий Тынянов, Сергей Есенин, актеры Павел Мочалов, Андрей Миронов и многие другие.

По словам реставраторов, все работы по реставрации памятников на Ваганьковском кладбище должны быть завершены в ближайшие два года.

Александр Лесных

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать