Москва 24

Технологии

26 сентября 2020, 00:01

Airbus представил концепцию самолетов на водороде. Далеко ли они полетят?

Авиастроительный гигант Airbus представил три концепта самолетов будущего, работающих на водороде. Это будут первые в мире серийные пассажирские лайнеры без вредных выбросов углерода, их планируют ввести в эксплуатацию в 2035 году. Как самолеты на водородном топливе изменят авиацию, разбирался наш научный обозреватель Николай Гринько.

Фото: airbus.com

Модели получили кодовое название ZEROe. Первый самолет с турбореактивным двигателем рассчитан на трансконтинентальные линии, он сможет перевозить до 200 пассажиров на расстояние 3 700 километров. Жидкий водород будет располагаться в баках в задней части самолета.

Второй самолет оборудован турбовинтовыми двигателями и рассчитан на перевозку до 100 пассажиров на расстояние около 1 800 километров. Его будут использовать на внутренних рейсах. Третья, самая футуристичная модель представлена в дизайне "комбинированного крыла" без четкого разграничения между фюзеляжем и крылом. Ее вместимость – 200 пассажиров, а дальность – все те же 3 700 километров.

Весь мир борется за декарбонизацию – снижение количества выбросов углерода в атмосферу. Именно поэтому нефть стремительно теряет лидерство в качестве источника энергии для транспорта – продукты ее горения загрязняют атмосферу. Это ведет к усилению парникового эффекта, а он в свою очередь становится причиной глобального изменения климата.

Фото: airbus.com

Альтернатив у человечества пока две – электричество и водород. Электроэнергия – потому что ее можно получать из экологически чистых источников (ветер, солнце, приливы и при должной осторожности ядерные реакции), а водород – поскольку единственный продукт его сгорания – это водяной пар.

Казалось бы, вот она, транспортная панацея, но не все так просто. Оба метода имеют недостатки.

Электротранспорт сильно зависим от аккумуляторов, а они теряют заряд на морозе и выходят из строя через 3–5 лет эксплуатации. С водородными двигателями все обстоит еще хуже. Самое главное: водород – это невероятно горючий и очень летучий газ без цвета и запаха. Он воспламеняется в воздухе почти при любой концентрации, а обнаружить его утечку крайне сложно.

Фото: airbus.com

Хранить сжиженный водород в баке автомобиля опасно, и, хотя инженеры предлагают использовать для этого многослойные карбоновые емкости, при аварии риск утечки и взрыва все равно высок. Да и сам водород пока обходится дороже бензина. Его можно добывать из природного газа (что, понятно, не решает проблему вредных выбросов и расходования природных ресурсов), а можно с помощью электролиза обычной воды, но для этого нужны дорогие платиновые катализаторы.

Однако есть еще один способ, совмещающий обе альтернативные технологии в одну, – водородные топливные ячейки. Грубо говоря, это химические батареи, вырабатывающие электроэнергию. Но, в отличие от привычных аккумуляторов, ячейки можно многократно заправлять водородом, и химические реакции, протекающие в них, будут вырабатывать ток.

КПД такого элемента намного выше, чем у двигателя внутреннего сгорания, он абсолютно экологичен и довольно компактен. Берем электромобиль, оснащаем его топливными ячейками и получаем идеальный транспорт будущего!..

Фото: airbus.com

На самом деле нет, поскольку водород по-прежнему нужно из чего-то производить и как-то хранить, а две этих проблемы до сих пор не решены. Есть и третья – отсутствие инфраструктуры. И водородный двигатель, и водородную ячейку необходимо где-то пополнять топливом, причем это нельзя сделать самостоятельно, "из баночки", нужно специальное оборудование. Уехать далеко и взять с собой канистру водорода не получится, необходимо, чтобы заправочные станции были на всем маршруте.

И все же нам кажется, что у водородного топлива есть будущее. Технологии подтянут, инфраструктуру организуют. Выбора у нас особенно нет: либо срочно осваивать доступные альтернативы ископаемому топливу, либо страдать от глобального потепления. Думаем, что правильный вариант вполне понятен. Хотя…

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать