Новости

Новости

23 марта 2015, 12:00

Наука

Биохудожник Михал Бжезинский: "Созданное людьми искусство теряет ценность"

Биохудожник и футуролог Михаил Бжезинский общается с растениями и на основе этого создает собственные видеопроекты. Не так давно поляк провел в Москве мастерскую для молодых ученых и художников, посвященную биосемиотике. Мы пообщались с ученым и художником о том, как говорить с цветами, почему дельфинов можно считать личностями и как биосемиотика помогает людям.

– Давайте начнем с понятия биосемиотики. Я думаю, большинство людей не слышали об этой науке. Не могли бы вы простыми словами объяснить, что это?

– Биосемиотика занимается тем, что рассматривает биологические шумы, звуки, которые издают растения, как символ и пытается выяснить, что они означают, перевести их на человеческий язык. Если совсем просто: мы, биосемиотики, общаемся с растениями и животными.

Если говорить языком научной терминологии, биосемиотика – это расширенная форма семиотики (наука, которая изучает свойства знаков. – М24.ru). Мы стараемся рассмотреть биологические явления, реакции как знак, информацию, которую можно расшифровать и понять. Одна из главных реакций, которую мы исследуем, – звук, издаваемый растениями или более простыми жизненными формами вроде бактерий. Мы считываем информацию, переводим ее на наш язык и пытаемся ее понять.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

– Как происходит перевод с языка растений?

– Я разработал собственную методологию, с помощью которой пытаюсь считать с растений электромагнитную информацию, поместить ее в базу и написать ее на языке людей. Я говорю растению любую фразу, к примеру, мне нравится, и выясняю, как оно реагирует на эти слова. Можно наблюдать, какую реакцию у растения вызовут газеты, философские книги или поэтические сборники. Осталось только понять, что делать с этой информацией, как ее правильно проанализировать.

– Я знаю, вы увлекаетесь поэзией цветов. Что это?

– Если честно, этот проект пока что находится в процессе. Потому что пока еще невозможно перевести "слова" цветов на человеческий язык со стопроцентной точностью. Так, чтобы с цветами можно было бы говорить как с другими людьми. Но мы над этим работаем.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

– Как и почему вы решили заняться биосемиотикой?

– Как то я участвовал в конференции о свойствах мозга, организованной моим другом. Все, что там происходило, заставило меня задуматься о том, что существуют инструменты, которые мы используем, чтобы контролировать собственный мозг. И тут я подумал о тех вещах, которые контролируют нас, даже если мы об этом не подозреваем. Мне сразу пришли в голову растения. Как, к примеру, растения или животные вроде кошек могут влиять на нас? Это был тот момент, когда я начал задавать вопросы, затем началась практика и первые опыты: я начал изучать язык живых организмов.

Забавно, что в этот момент друг поинтересовался, знаю ли я что-то о биосемиотике? Он дал мне пару книг, я пролистал их и понял, что то, чем я сейчас занимаюсь, называется биосемиотика. Я уже работал в этой области, хотя понятия не имел о том, что существует целая наука.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

– В какой-то момент вы стали не только ученым, но и художником. Когда вы поняли, что ваши научные знания пора трансформировать в искусство?

– Это всегда было внутри моей работы. Я понял, что все люди принимают растение как данность. При этом оно живет, работает. Постоянно. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Причем это относится не только к растениям, но и к любому живому организму, любой форме жизни, нашей коже, например. Я понял, что можно за этим наблюдать и трансформировать в искусство – делать видеоарт, инсталляции.

Теперь подумайте, какую ценность в этом контексте обретает искусство, созданное человеком? Я думаю, все, что создают своими руками люди, перестает цениться. В каждом растении скрыто намного больше: оно может создавать изображения. Полностью мы это поймем, когда научимся точно расшифровывать информацию, которую они производят.

– Когда я готовилась к интервью, у меня возник вопрос: для чего вообще нужна семиотика? Может ли она быть полезной для человечества в целом?

– Я задам ответный вопрос. Может быть, время от времени у вас возникает желание узнать, что чувствуют части вашего тела, ваши органы?

Фото: M24.ru/Александр Авилов

– Конечно.

– Вот именно! Людям это необходимо. Хорошо бы знать, что чувствует наше тело. Эта информация необходима для того, чтобы защищать наши тела, в конце концов жить дольше. И конечно, учиться взаимодействовать с другими формами жизни.

И давайте подумаем о будущем. Мы движемся к тому, что личностями могут быть не только люди, но и другие живые существа. Например, в Индии уже есть закон, согласно которому дельфинов и обезьян следует называть личностями. Они еще не люди, но уже личности!

А теперь представьте растение, которое умеет ходить. К примеру, оно находится внутри робота, которым управляет и, соответственно, двигается. Представьте, если бы мир был наполнен такими сущностями. Мир, в котором людям нужно ладить с такими нечеловеческими личностями.

Екатерина Кадушкина

Сюжет: Персоны
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика