05 марта 2014, 12:06

Неземные пейзажи: закаты на Марсе и вулканы на Ио

Юпитер, снятый "Вояджером-1" в 1979 году. Фото: nasa.gov

25 лет назад, 5 марта 1979 года, самый известный зонд-исследователь Солнечной системы "Вояджер-1" достиг Юпитера. Впервые были получены снимки планеты и ее спутников в высоком разрешении. С тех пор и с Земли, и из космоса сделаны тысячи фотографий других планет. Большинство из них выложены в интернете в открытом доступе, благодаря чему каждый может совершить самостоятельное путешествие по Вселенной, не отходя от компьютера. О том, что посмотреть на Марсе, Ио, Меркурии и что искать на Луне, – в небольшом путеводителе от M24.ru.

Если вы любите компанию, то рекомендуем отправиться на Марс. Там вы точно не почувствуете себя одиноко: красная планета – одна из наиболее "заселенных". На ее поверхности работают "Оппортьюнити", отметивший 25 января десятилетний юбилей пребывания на марсианской земле, и "Кьюриосити". Кроме того, на поверхности планеты много старых, закончивших работу или вышедших из строя марсоходов, большинство из которых не найдены. Но стоит отметить, что благодаря энтузиазму российских блогеров был обнаружен советский аппарат "Марс-3".

Осмотр Марса можно начать с одного из самых популярных мест – Кидонии, где находится так называемое "Марсианское лицо". Впервые фотография огромного каменного изваяния, похожего на человеческое лицо, была сделана в 1976 году станцией "Викинг-1". Несмотря на заявления ученых о том, что подобный эффект вызван игрой теней на поверхности планеты, кадр породил громадное количество слухов и конспирологических теорий, а также часто обыгрывался в научной фантастике и массовой культуре.

Снимок 2001 года и знаменитое "Марсинаское лицо" 1976 года. Фото: nasa.gov

Миф окончательно был развеян при помощи снимков, сделанных станцией Mars Global Surveyor. На фотографиях видно, что это обычное плато, хотя и имеющее черты, отдаленно напоминающие человеческие. Ведущий специалист НАСА по исследованию Марса Джим Гарвин даже нарисовал маршрутную карту для желающих исследовать эту местность. "Возьмите с собой побольше воды и кислорода", – отметил он.

Романтикам стоит посетить кратер Гусева. Оттуда можно посмотреть, как Солнце скрывается за марсианским горизонтом. Закат на красной планете заснял аппарат "Спирит" в июне 2005 года. Несмотря на то что цвета на фотографии немного усилены, человек, находящийся на поверхности планеты, увидел бы похожую картину. Кстати, в 2010 году "Оппортьюнити" снял закат на видео.

Марсианский закат. Фото: marsrovers.jpl.nasa.gov

Если вы любите экстремальные перепады температур, вас ждет самая маленькая планета Солнечной системы Меркурий. Днем температура здесь поднимается в среднем до 350 градусов по Цельсию, а ночью падает до минус 170. В 2009 году ученые при помощи снимков, сделанных аппаратами "Маринер-10" и "Мессенджер", составили полную карту планеты. Из-за большого обилия кратеров поверхность Меркурия сильно напоминает лунную. Однако, в отличие от Луны, у которой одно полушарие сильно отличается от другого, поверхность Меркурия достаточно однородна.

В 2013 году специалисты НАСА представили цветной глобус Меркурия, сложенный из тысяч фотоснимков, сделанных камерами межпланетного зонда "Мессенджер". Оранжевые участки глобуса показывают равнины, залитые старой вулканической лавой, синие указывают на содержание в грунте пока неизвестного темного минерала, светло-голубые лучи ‒ это следы свежих извержений.

Фото: messenger.jhuapl.edu

Внеземными вулканами можно полюбоваться на многих планетах, но лучше всего делать это на спутнике Юпитера Ио. Вулканическая деятельность на нем наиболее активна. В отличие от земных, вулканы Ио "работают" практически постоянно, меняя интенсивность извержения. В 1979 году "Вояджер-1" обнаружил там 8 активных извержений. Всего же по оценкам специалистов на спутнике расположено более 400 вулканов, и около 150 из них – действующие.

Все вулканы, согласно астрономической традиции, названы в честь богов и персонажей мифологий стран мира. Так, на Ио есть скандинавские "Тор", "Локи", греческий "Прометей", грузинский "Амирани", вавилонский "Замазама", гавайский "Пеле" и другие.

Вулкан "Тор". Фото: photojournal.jpl.nasa.gov

А те, кто не хочет далеко удаляться от дома, могут заглянуть на Луну. У нашего спутника есть своеобразный путеводитель, составленный НАСА. На 3D-модели Луны отмечены наиболее интересные точки – географические объекты, места посадки кораблей серии "Аполлон" и советских модулей. С помощью сервиса Google Moon можно найти следы астронавтов на панорамных фотографиях, просмотреть редкие съемки, выполненные миссиями "Аполлон".

На Луне порядочно наследили: земляне высаживались на ее поверхность шесть раз, последняя высадка состоялась в декабре 1972 года. А из-за отсутствия атмосферы и, соответственно, ветра, все следы сохраняются.

Космические "селфи"

Фото: photojournal.jpl.nasa.gov

Кстати, работающие в космосе аппараты снимают не только пейзажи. В 2012 году "Кьюриосити" своей камерой Mars Hand Lens Imager (MAHLI) сделал автопортрет. На снимке марсоход стоит в кратере Гейла, возраст которого составляет от 3,5 до 3,8 миллиардов лет.

Благодаря подобным портретам ученые могут наблюдать за такими изменением, как накапливание пыли и износ колес ровера.

Этот снимок можно назвать одним из самых популярных "селфи", сделанных на другой планете. Возможно, когда-нибудь каждый сможет выложить в свой Instagram подобный кадр.

Марьяна Пискарева