02 марта 2017, 11:48

Ученые узнали, какие животные мало спят и не страдают от недосыпа

Фото: ТАСС/BarcroftMedia/Ronesh Parbhoo

Исследователи выяснили, что в диких условиях слоны спят два часа в день и при этом не страдают от недосыпа. Статью опубликовали в журнале PLOS One.

Это самый малый показатель для млекопитающих. Кроме того, слоны видят сны только раз в три–четыре дня.

Полноценный сон с фазами быстрого и медленного сна раньше считался особенностью млекопитающих и птиц. Недавно выяснилось, что этой чертой обладают и рептилии. В связи с этим биологи начали сомневаться в том, что быстрый сон – признак более высокого интеллекта млекопитающих и птиц.

Ученые также обнаружили зависимость сна от размеров животного: чем оно меньше, тем больше спит, и наоборот. Есть и исключения – постоянно спящие ленивцы и вечно бодрствующие альбатросы, но большая часть млекопитающих и птиц подтверждает этот закон.

По этой причине сон слонов вызвал споры: в неволе животные спали неожиданно много – четыре–шесть часов. Но оказалось, что показатели в дикой природе могут сильно отличаться.

Для проверки этой гипотезы исследователи отправились на экспедицию в заповедник Ботсваны, нашли несколько слонов и прикрепили к ним датчики движения и приемник GPS. Через несколько недель датчики собрали, и зоологи обнаружили несколько интересных фактов.

Слоны действительно спали по два часа в день, причем нередко могли проводить без сна около двух суток, если их беспокоили хищники или браконьеры.

Спать слоны могут и стоя, и опускаясь на землю. При этом засыпали они в определенное время – в предрассветные часы, задолго до восхода солнца.

Короткий сон и предположительное отсутствие фазы быстрого сна у слонов вызывает интерес у ученых. Им любопытно, как животные справляются с негативными последствия недосыпа. Возможно, некоторые выводы помогут найти корни бессонницы и способы борьбы с ней.