Новости

Новости

17 июня 2014, 12:45

Культура

Директор галереи имени братьев Люмьер – о музее как бизнесе

Наталья Григорьева. Фото: Галерея имени братьев Люмьер

Основатель и куратор Фотогалереи имени братьев Люмьер, создатель Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева рассказала о проблемах и перспективах частных музеев Москвы.

По какому принципу кураторы организуют экспозиции, кто финансирует выставки, чем частные музеи отличаются от государственных и какие предметы искусства выгоднее всего экспонировать в выставочных пространствах – об этом в нашем материале.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Наталья Эдуардовна, Центр фотографии имени братьев Люмьер создавался в те годы, когда поддержка государства частных музеев была минимальной. Насколько вы были уверены в том, что ваш проект окажется жизнеспособным?

- Центр фотографии открылся в 2010 году, и, безусловно, решение не возникло на пустом месте, мы имели все предпосылки к его созданию. С 2001 года владеем Фотогалереей имени братьев Люмьер в Москве, которая была первой в то время частной галереей на рынке арт-фотографии в России. К 2010 году удалось создать достойную коллекцию лучшей российской (советской) фотографии ХХ века, появилась необходимость в ее демонстрации. Делали мы это посредством кураторских проектов, которыми профессионально занимались.

- Существовали ли в Москве в 2000-х годах частные музеи со стабильной рентабильной позицией, опыт которых мог бы служить вам примером?

- Галереи как частный бизнес были. В основном профессиональные и серьезный галеристы работали на рынке современного искусства и на антикварном рынке. Фотография только начинала привлекать внимание, но рынка в Москве не было. Единичные дилеры и коллекционеры при всем желании не могли поднять новый рынок.

Частные музеи и сегодня настолько редки в России, что опыт черпать не у кого. Все, что мы для себя находим нового, есть в западном пространстве.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Вы сразу решили экспонировать черно-белые снимки?

- Серьезная фотография экспонируется и в специализированных Центрах фотографии, в музеях современного искусства и музеях изящных искусств по всему миру. Это признанный вид искусства, к которому обращены взгляды крупных музейных институций, таких как МОМА, Метрополитен Музей, музей д'Орсе.

Есть и музейные площадки, ориентированные только на фотографию: ICP ( Международный Центр Фотографии в Нью Йорке), Европейский Дом Фотографии в Париже. Мы бываем там регулярно и со многими тесно сотрудничаем. Это наше коммерческое партнерство по обмену выставками, предоставлению работ из коллекции сторонним музеям и одновременно изучение опыта институций.


- Какие предметы искусства (картины, скульптуры, исторические объекты) выгоднее всего выставлять в частном музее?

- Выгоднее, наверное, не иметь частный музей в России и ничего не выставлять, а просто покупать те фотографии или другие предметы российского искусства, которые недооценены из-за отсутствия растущего рынка и периодических нестабильных ситуаций. Многие серьезные коллекционеры так и поступают.

Частный музей требует постоянных серьезных инвестиций на протяжении долгих лет. В мировой практике такими музеями владеют группы людей, корпорации. Все они создают попечительские советы и привлекают сторонние капиталы.

Экспонирование произведений искусства требует не только больших площадей, определенных климатических требований, системы безопасности, но и профессионального кураторского отдела, системы хранения и архивирования фондов и, самое главное, пополнения коллекций. Даже арендные выставки, которые мы привозим из-за рубежа, имеют достаточно серьезные бюджеты, большинство из которых в Москве окупить практически нельзя.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Одна из проблем частных музеев – поиск выставочного пространства. Как вы ее решали, когда открывали галерею и центр фотографии?

- Мы начали задумываться о расширении проекта уже в 2008 году. Выставки в ЦДХ, которые мы делали от имени Галереи, арендуя дополнительные пространства, удовлетворения не приносили, так как пространство было абсолютно не приспособлено для показа фотографии. Для дальнейшего развития потребовались свои помещения, выстроенные по музейным правилам и технологиям.

Зависеть от сторонних организаций, когда ты запускаешь проект, невозможно. Любая выставка - это, прежде всего, обязательства перед авторами, наследниками, фондами. Выставка всегда должна открыться в срок и продлиться определенное количество дней по договору. Значимые проекты не сделать без привлечения коллекций других музеев и фондов, но никто из них не предоставит уникальные материалы институции без своей постоянной площадки, имеющей музейные стандарты и хорошую репутацию.

В декабре 2009 года мы узнали о планах "Красного Октября" пойти по пути культурного кластера, нам показалось это интересным. Место подходило более чем, так как галерею в ЦДХ мы решили продолжить развивать на том же месте.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Как формировали экспозиции?

- Экспозиция – это всегда кураторский проект на ту или иную тему, предполагающий изучение материалов, сбор коллекций, огромное количество переговоров и договорных отношений. Идей может быть великое множество, но качество их воплощения лежит на плечах кураторского отдела, который хорошо представляет, какой материал существует и каким образом его можно использовать.

Создавая проект, мы всегда идем от фотографии к идее, а не наоборот. Нам интересно показывать те или иные работы, о которых в большинстве случаев ничего не известно. Это и российские и советские авторские архивы, фотография конца 20 века, которая больше показывалась на Западе, чем у нас в стране. Есть уникальные материалы, на которых выстраивается российская фотография 20 века и они должны экспонироваться и исследоваться профессиональными искусствоведами, встраиваясь в российское фотоискусство.

Одна из наших задач - демонстрация работ европейских и американских авторов, работавших в 20 веке. Мы хотим показать посетителю разницу и пересечение стилей между международными школами. Искусство видеть приходит к любому человеку не сразу. Но за пять лет существования Центра я отмечаю колоссальные изменения в восприятии наших выставок.


- Обращались ли за помощью к частным инвесторам и властям. Если да, то какой процент составляют финансовые вливания в бизнес извне?

- Мы всегда были частной организацией. Активно ищем партнеров, которым интересна наша деятельность, которые готовы инвестировать в нее и работать с нами от своего имени на нашей площадке. К сожалению, это очень непростая тема для российского рынка. Часто компании не имеют представления о подобном сотрудничестве. Обычно инициаторами таких процессов выступают главы компаний , которые уже являются коллекционерами и питают интерес к нашей деятельности. Они готовы включать работы из собственной коллекции в наши экспозиции, промоутировать их в каталогах и показывать на западных площадках. Но это единичные исключения из правил, и говорить о вливаниях частного капитала извне не приходится.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- В Центре Фотографии имени братьев Люмьер есть лекторий, библиотека и кафе. Так ли важно сегодня из привычных частных музеев делать многофункциональные мини-культурные центры? Окупаются ли затраты?

- Здесь актуальна не окупаемость, а создание просветительской и комфортной среды, необходимой для музейной площадки и для ее посетителей. Мы были одни из первых , кто смог создать в московском музее такую атмосферу. Книжный магазин мы задумали как место с полным ассортиментом по фотографической литературе всех крупнейших мировых издательств, и до сих пор он держит этот статус.

У нас есть лучшие альбомы всех мировых фотографов, мы отслеживаем новинки, первыми привозим их в Москву, заказываем любые книги для желающих.

Сейчас запускаем интернет-магазин, так как получаем огромное количество заявок из других городов. К открытию Центра мы выпустили серию постеров и открыток с советскими фотографиями ХХ века, сегодня это уже и постеры авторов 80-90-х годов, американских и европейских фотографов.

Наши основные посетители - это молодежь, которая не хочет уходить из Центра с пустыми руками. Они должны иметь возможность за доступные деньги приобрести понравившуюся фотографию, а на открытиях выставок и на лекциях у них есть шанс подписать фотографию или книгу у автора.

- Частные музеи – структура динамичная. Открываются новые, закрываются менее приспособленные. Каким, на ваш взгляд, должен быть успешный частный музей?

- Успех - понятие и личное, и социальное. Для меня успехом можно назвать момент, когда мой посетитель будет стремиться к оценке и восприятию серьезных выставочных проектов. Я делаю для этого все возможное. Выставки меняются и по контенту, и по сложности восприятия.

Но нужно помнить, что музей много лет был наказанием школьнику, которого вели на скучную и непонятную экскурсию. Эти чувства не так легко убрать из сознания нескольких поколений.

- В чем основная проблема современных столичных музеев?

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Есть огромное количество задач, которое нужно было сделать вчера. Отсутствие профессионалов в музейном маркетинге и менеджменте, слабые искусствоведы, которых выпускают наши вузы, нехватка финансирования - над этим мы работаем. В каждом сегменте бизнеса есть те или иные проблемы, и есть компании, которые их решают и идут дальше, а есть такие, которые винят правительство, законодательство, сотрудников и тонут в этих проблемах.


- До 2016 года действует программа "Культура Москвы", предполагающая развитие культурного пространства, оказание помощи негосударственным музеям. Обращались ли вы за поддержкой к властям в рамках этой программы?

- Нет, не обращались, даже не знаю, почему. Всегда все делали сами, и отвечали за свой бизнес самостоятельно, не сильно рассчитывая на помощь.

- Какие частные музеи Москвы заслуживают внимания с точки зрения грамотного планирования бизнеса и удовлетворения запросов посетителей?

- Частные музеи в Москве можно пересчитать по пальцам, все они достаточно молоды. Грамотнее всех свою политику выстраивает ЦСИ "Гараж", там серьезные вложения и активная команда.

Фото: Галерея имени братьев Люмьер

- Равнозначен ли уровень ответственности частных и государственных музеев, на хранении которых находятся ценные произведения искусства?

- Уровень ответственности всегда высокий, если в коллекции собраны уникальные произведения. Получая фонды и работы в коллекцию, я гарантирую авторам и наследникам их сохранность и экспонирование по всем музейным нормам. Это лицо и репутация музея. По отношению к коллекции виден статус площадки и ее профессионализм. В государственном музее ответственность за фонды несет директор музея, поставленный правительством.

Государство контролирует его работу, а не сохранность фондов. Директора приходят и уходят, плохо себе представляю, каким образом происходит инвентаризация фондов при смене руководства и передача ответственности при этом. У любого музея на это уходил бы как минимум год.


- В чем преимущества частных музеев в сравнении с государственными?

- Сложно сравнивать, я никогда не работала в государственных музеях. Но предполагаю, что это мобильность принятия решений, независимость. У нас не очень большая команда, в Центре работает не более 30 человек. Никто из них не приходит зарабатывать себе на пенсию или с целью убежать с работы в пятницу в 17.00, как это принято в госструктурах.

Наши рабочие дни пролетают со скоростью ветра, трудимся допоздна, часто в выходные. Все проекты обсуждаются, дверь моего кабинета всегда открыта, и я готова изменить проект, переосмыслить его, если кураторы убеждают меня в этом. Еще один плюс – я не должна брать время на согласование и утверждение бюджета, могу рассчитать все в течение часа и быстро принять решение.


Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика