Москва 24

10 марта, 2016

"Столько лет я спорил с судьбой": музыкальная галактика Александра Зацепина

культура

10 марта, 2016

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Сергей Микляев

Десятого марта исполнилось 90 лет Александру Зацепину – автору множества песен, которые помнят поколения, идеальному кинокомпозитору, человеку, умеющему работать в любом жанре и подбирать исполнителей, точно попадающих в материал. Чем Зацепин отличается, почему он особенный? Разобраться нам помогает одна из главных исполнительниц хитов Александра Сергеевича – певица Татьяна Анциферова.

Трубадур из консерватории

Талант Зацепина всегда был вне сомнений. Будущий композитор, отслужив в армии, отправился на учебу в алма-атинское музыкальное училище. Там его прослушали и посоветовали сразу подавать документы в консерваторию. Он работал в Казахстане, и руководитель Московского симфоджаза Виктор Кнушевицкий предложил Александру перебраться в Москву.

Неправда, что дух эпохи 1970-х выражает только волосатый – солнечный или недобрый, но хиппи – эдакий трубадур с гитарой из "Бременских музыкантов". Не меньше духу времени соответствовал квалифицированный и информированный музыкант.

Видео: YouTube/ Пользователь: ComradeSovok56

Два Леонида

Зацепину повезло на людей, с которыми он работал. У него были два главных вектора сотрудничества, два Леонида – поэт Дербенев и кинорежиссер Гайдай. На их пересечении он и создал многие свои лучшие работы. Гайдай нашел в Зацепине полное понимание идей и настроений. Первой у них была комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Затем народ держался за животы от смеха, смотря в кинотеатрах фильмы "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев", "Иван Васильевич меняет профессию". Были у Зацепина и серьезные киноработы – "Земля Санникова", "31 июня", "Женщина, которая поет". Все они полны блестящих песен. Дербенев с 1965 года становится автором многих текстов песен Зацепина, они близки миллионам, их было нескучно слушать. Наверняка и исполнять тоже.

Видео: YouTube/ Пользователь: Andrey Quoc

Шутить надо уметь

Особая тема – шуточные песни, которые становились безусловными народными хитами, жанр, казавшийся у Зацепина абсолютно естественным, но почему-то начисто утерянный, растворившийся в наше время. Не удержимся и назовем многие, у большинства только при прочтении названия в душе зазвучит песня: "Песня про зайцев" ("Бриллиантовая рука", Юрий Никулин), "Волшебник-недоучка" ("Отважный Ширак", Алла Пугачева), "Где среди пампасов" или "Танго" ("12 стульев", Валерий Золотухин), "Песенка о медведях" ("Кавказская пленница", Аида Ведищева), "Помоги мне" ("Бриллиантовая рука", Аида Ведищева), "Постой, паровоз" ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика", Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов), "Разговор со счастьем" ("Иван Васильевич меняет профессию", Валерий Золотухин), "Кап-кап-кап" или "Маруся" ("Иван Васильевич меняет профессию", Л. Полосин и Б. Кузнецов, хор МВО), "Остров невезения" ("Бриллиантовая рука", Андрей Миронов).

Видео: YouTube/ Пользователь: Александр Шлыков
Хитами становились и вовсе не шуточные песни, но во многих из них была улыбка, иногда неявная, иногда невеселая, но всегда понятная – "С любовью встретиться" или "Январская вьюга" ("Иван Васильевич меняет профессию", Нина Бродская), "Этот мир" ("Женщина, которая поет", Алла Пугачева). Была и чистая лирика – например, "До свиданья, лето" ("Центровой из поднебесья", Алла Пугачева).

Недавно стал доступен малоизвестный шуточный фильм, который пролежал долгие годы в хранилищах – в нем гайдаевских персонажей радостно пародировали тогда еще полные сил и энергии популярнейшие артисты.

Видео: YouTube/ Пользователь: nedjmamailru
Фильм показывает именно иронию того, что делал композитор, она позволяла раскрыться разным исполнителям – от Аллы Пугачевой до Юрия Никулина. Музыка Зацепина – источник позитива.

Студия на дому

В те годы меломаны нередко обсуждали вопрос, кто "номер один" – Александр Зацепин или Давид Тухманов. Спор, к счастью, не имеет окончания – это было самое интересное противостояние эпохи, но два оригинальных композитора, блестящих мелодиста и аранжировщика, сами вряд ли думали о конкуренции – они работали в разных направлениях. Концептуальные альбомы Тухманова и киносюиты Зацепина остаются украшением эпохи и отечественной культуры.

Зацепин еще в 1970-х оборудовал дома профессиональную студию, его записи и сейчас звучат эталонно – и по разнообразию нюансов, и по качеству. Тут создавались ранние хиты Аллы Пугачевой, альбом "Зеркало души". Желание и умение Аллы Борисовны работать в разных жанрах, формировать, менять музыку под идею песни соответствовали манере композитора.

Видео: YouTube/ Пользователь: andreikin
Зацепин знакомится с приехавшей из Ужгорода певицей Татьяной Анциферовой. Она становится в конце 1970-х популярной благодаря песням Александра Сергеевича.

Татьяна Анциферова: "Я не знала, кто такой Зацепин. А он всегда интересовался новостями, знал, где кто что нового поет. 7 января 1978 года мы с мужем приехали на его студию, попили чай, познакомились. Это была большая домашняя студия, в одной комнате был микрофон, в другой аппаратура. Сообщения между комнатами не было, связь – только через микрофон и наушники. И в этот же день сразу он предложил мне записаться".

Немного волшебства

И вершиной, и проблемой стал фэнтазийный фильм "31 июня". Анциферова записала для него несколько песен, в том числе чувственный вариант "Ищу тебя". Эта вещь стала мегахитом и эстрадной тайной. Для альбома-саундтрека был выбран атакующий дискотечный вариант Ксении Георгиади – тоже хороший, но ситуация сложилась необычная: в фильме-то песня звучала по-другому.

Видео: YouTube/ Пользователь: Ярина Волхова

Видео: YouTube/ Пользователь: sanadrimar
Татьяна Анциферова: "Пластинки с "Ищу тебя" у меня не было. Пришел человек, попросил автограф, а потом обратил внимание на фамилию исполнителя одной из песен – это была Ксения Георгиади. Я была удивлена.

Когда я ее озвучивала, еще не была известна героиня, все песни были пробами. Я записалась и уехала на гастроли от Закарпатской филармонии. Пока гастролировала, эти песни пробовали петь восемь (!) исполнительниц. Потом, как я узнала, Зацепин собрал маститых композиторов: Лундстрема, Саульского, еще кого-то и давал им слушать разные варианты, не называя исполнителя. Как он мне говорит, все выбирали именно меня, и Зацепин принял решение оставить мой вокал. Ксения же сказала, что худсовет фирмы захотел заменить трек на альбоме".

Последовавшей затем "производственной" комедии "Узнай меня" было трудно конкурировать с волшебной романтикой "31 июня" – успех был меньший, но Зацепин и тут был на высоте.

Видео: YouTube/ Пользователь: ВИА

Стиль эпохи

Композитор свободно и легко совмещает привычную поп-мелодику, удивительные голоса, буфф-приемы и блестящий рок. Песни с рок-звучанием, кстати, были просто знаком времени. Тут было место и шутке, как в фееричном номере из мультика "Фильм, фильм, фильм!" (ВИА "Сокол"). Вспомним серьезные "Бубен шамана" (к/ф "Центровой из поднебесья", Алла Пугачева), "Уходишь ты" (к/ф "Между небом и землей", ВИА "Ариэль"). Музыканты рок-жанра, такие, как группа "Аракс", работали с композитором, соответствуя, кстати, требованиям к качеству.

Видео: YouTube/ Пользователь: Сергей
В начале 1980-х Зацепин начинает новый альбом. Первый опыт – песня Татьяны Анциферовой "Опустевший дом" – анонсом появляется в журнале "Кругозор". Композиция демонстрирует удивительное сочетание чувства и энергии.

Татьяна Анциферова: "Это было начало 1981 года. Александр Сергеевич действительно планировал делать альбом, но у него умерла жена, и уже через год он уехал во Францию. Мы хотели сделать большую пластинку, в которую также должны были войти песни "Забывать нелегко", "Живу надеждой", "Мы родом из детства", "Дни летят" на стихи Роберта Рождественского. Их издали вместе только в 2003-м уже на CD".

Видео: YouTube/ Пользователь: Сергей
Казалось бы, финал истории получился резким, но это на самом деле вовсе не финал. Вспомним, что примерно в это же время и Давид Тухманов тоже перестал делать арт-рок, также словно споткнулись многие звезды предыдущего десятилетия. "Ответственные" работники пытались критиковать Зацепина, но народ этого как-то не заметил. Композитор не менял гражданства, вернулся из Франции и продолжил работу. Уже в 2000-х годах к маэстро приходили брать интервью представители "другой реальности" – журнала "КонтрКультУра", ведущего андеграундного издания страны. Они были отлично информированы, одинаково далеки и от тоски официальной прессы, и от зарождавшейся гидры "сенсационной" лжежурналистики. Это были не акулы пера, а гораздо более серьезные звери. Опытный композитор, хотя и выглядел, по воспоминаниям интервьюеров, "несколько растерянным", не поддался, игру не поддержал, на провокационные вопросы не ответил. Не выдержав напряжения, сломался диктофон, и потенциально самое сенсационное интервью в истории отечественных музыкальных СМИ не состоялось.

Решение вопросов

Жизнь продолжается. В 2000-е появляется, например, песня Magic Eyes, на которой поет Анциферова и играет знаменитый гитарист Эл Ди Меола.

Видео: YouTube/ Пользователь: AnTatiana
Когда начинаешь детально знакомиться с творчеством Зацепина, количество всеми любимых песен ошеломляет. Он отлично знает, что хочет слышать народ и делает свое дело так, что люди становятся лучше. Вряд ли есть музыкант, с большим правом носящий звание народного артиста Российской Федерации.

Рок, диско, кабаре – все, что угодно, получается у Зацепина в соответствии с запросами и трендами времени. Он соединяет качество, талант эстрадного мелодиста и актуальность аранжировок. Сложно представить, что это искусство может устареть.

Александр В. Волков

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика