18 февраля, 2015

Улыбки пессимиста: к 80-летию композитора Геннадия Гладкова

Поделиться в социальных сетях:

Геннадий Гладков. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Удивительно, как они совпали во времени – американское "Лето любви" и советский мультфильм "Бременские музыканты". Да, Трубадура придумал автор сценария и режиссер Василий Ливанов, да, великую фразу "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы" (позже перефразированную московскими хиппи, а значит – принятую ими) сочинил Юрий Энтин – но музыку, легкую, сочную, необыкновенно актуальную, без которой никаких "Бременских" не было бы – музыку написал Геннадий Гладков.

Сегодня ему исполняется 80 лет.


Внук аккомпаниатора Лидии Руслановой, сын солиста оркестра Александра Цфасмана, он, судя по всему, не сомневался, выбирая профессию. Закончил музыкальную школу, затем училище при консерватории, затем – саму консерваторию. Много лет преподавал. И писал, писал, писал музыку. Для театра, для кино – сперва научно-популярного, потом для мультфильмов, спасибо другу детства, тому самому Ливанову. Тут-то все и вздрогнули.

Почему? Да потому что до Гладкова, пожалуй, не было в мульфильмах музыки такой, какую принес он; была хорошая, была разная, такой – не было. С одной стороны, она была вполне традиционна, легко ложилась на слух, мелодически своя, понятная, с другой – удивительно современна даже не на отечественном – на мировом уровне.

Геннадий Гладков. Фото: ТАСС/Юрий Машков

Вот как те же "Бременские", натуральный мюзикл класса "Волос": биг-бит, лирические баллады, немножко дворово-уголовной романтики ("Нам лижут пятки языки костра"), но не подкопаешься: вполне себе сказочный репертуар, ну, немножко осовремененный. Хотя подкапывались, и уверенно: обвиняли в непрофессионализме и в "тлетворном влиянии Запада", как положено. А при этом – 28 миллионов проданных пластинок с аудиосказкой – это не шутки. Зритель и слушатель голосовал кошельком. И прежде всего – за музыку Гладкова. Потому, наверное, и появился на свет спустя четыре года сиквел: "По следам бременских музыкантов".


Но не "Бременскими" едиными: анимационных работ Геннадия Гладкова не перечесть, как и кинематографических. Мы не всегда помним, что "Джентльмены удачи", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Собака на сене" – это тоже его работы. А о невероятном творческом слиянии с режиссерским гением Марка Захарова вообще, кажется, стоит написать серьезную монографию: шесть картин, которые они сделали вместе, от "Двенадцати стульев" до "Убить Дракона", не могли бы стать такими, какими мы их знаем, без гладковских мелодий.


И ведь что удивительно: никакой внешней фронды, само благообразие, ни одного скандала, ни политического, ни какого еще – а если внимательно присмотреться, то музыка Гладкова самим своим существованием рождала в гражданах огромной тоталитарной страны непреодолимую тягу к какому-то иному образу существования. Обаятельные мелодии казались легкомысленными, никак не подходящими для строительства социализма, а оказались просто веселыми и умными.


И сам автор, едва ли не первым прививший дичок мюзикла благообразной советской эстраде, вполне любил повеселиться – так было на гастролях Ленкома в Польше в 1977-м, когда Гладкову пришлось сменить заболевшего клавишника театральной рок-группы "Аракс" Сергея Рудницкого в мюзикле "Тиль" по Шарлю де Костеру. Кроме него, полностью партитуры никто не знал, и Гладков азартно выжимал из электрооргана импровизации и вариации что твой Кен Хенсли из Uriah Heep – жаль, что никто этого не снял и не записал.


А ведь были еще оперы, балеты, музыкальные комедии, камерная, хоровая музыка – то, что мало знакомо широкому кругу слушателей, но высоко оценено профессионалами и искренними почитателями таланта композитора из академического круга. Были и другие, не менее значимые занятия: Гладков, всегда бравший самое интересное отовсюду, недаром несколько лет возглавлял лабораторию "Третье направление" при Союзе композиторов Москвы, занимавшуюся поисками синтетического жанра, в котором эстрадные и рок-элементы не отменяли бы серьезную академическую компоненту.


Он никогда не водил автомобиль и не летал на самолете. Он пессимист и фаталист: уверен, что человечество рано или поздно закончится и считает, что не так уж важно, когда приходит успех. И при этом по сию пору пишет солнечную, легкую, веселую музыку, а если в ней есть печаль, то она непременно по-пушкински светла.

Так, наверное, и стоит жить.

Артисты, поэты, режиссеры - о Геннадии Гладкове

Юлий Ким

советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард

"Я знаком с Геннадием Игоревичем Гладковым с 1971 года - то есть уже почти полвека. И эти годы были очень плодотворными.

Понятно, что я работал не только с ним, а он не только со мной. Но наше сотрудничество всегда удавалось очень успешным, особенно когда мы работали над фильмами Марка Захарова.

Работать с композитором Гладковым – одно удовольствие. Тем более, он сам любит время от времени сочинять стихи, а потому хорошо разбирается в метрике, ритмике и стихосложении вообще.

Я, в свою очередь, хотя никогда не обращался к Геннадию Игоревичу с советом о том, как писать музыку, все же тоже подал ему за время нашего сотрудничества пару идей.

Всегда с наслаждением жду всегда того момента, когда Гладков покажет мне музыку, которую он сочинил на мои стихи: как правило, всегда сначала работаю я, а уже потом он сочиняет мелодию. Наоборот, по-моему, ни разу не было.

На нашем пути случались замечательные открытия. Во-первых, это песня Остапа Бендера "Белеет мой парус", которую я сочинял как танго, а Гладков решил в темпе фокстрота (в итоге получилось даже лучше, чем я думал). Во-вторых, прощальная песня в фильме "Обыкновенное чудо". Я сочинял ее как вальс в миноре, а он написал на четыре четверти в мажоре – и вышло гораздо выразительнее.

Я уж не говорю о таких музыкальных шедеврах Гладкова, как музыка к фильму "Дом, который построил Свифт". Там дело не только в песнях, но и в фоновой музыке. Это музыка XXI века. Я рад, что маэстро до сих пор не теряет форму".

Олег Анофриев

советский и российский актер театра и кино, режиссер, автор песен

"Мы не сотрудничаем с Геннадием Гладковым со времен "Бременских музыкантов". Вот, что я могу о нем сказать:

Скажу вам, (правды ради)

Буквально пару слов:

Велик Гладков Геннадий!

Талантлив Г. Гладков!"

Марк Захаров

советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, педагог

"Когда я работал в Театре Сатиры, мы вместе с Александром Ширвиндтом поставили веселый спектакль "Проснись и пой". Это была вольная сценическая интерпретация одной венгерской пьесы с более прозаическим названием. В этом спектакле играла Пельтцер (Татьяна Пельтцер, советская актриса - примечание M24.ru), была задействована молодежь. Он долгие годы шел с большим успехом.

Когда мы замышляли постановку, встал вопрос о музыкальном начале. А в то время как раз появился, по-моему, лучший анимационный фильм всех времен и народов – "Бременские музыканты" с музыкой Геннадия Гладкова. И мы пригласили Гладкова к сотрудничеству.

Он был очень молодой, дерзкий, легкий на подъем. Гладков сочинил для нас несколько шлягерных мелодий на слова Юрия Энтина. Потом наше с ним сотрудничество продолжилось - в театре, в кинематографе. Гладков написал, по-моему, замечательную музыку к "Обыкновенному чуду", к "Убить дракона". Этой музыке была присуждена премия "Ника".

Я считаю Гладкова выдающимся мелодистом, замечательным композитором, который создал также музыку к "12 стульям", где играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Композиции эти до сих пор живы, они исполняются, а также прокручиваются на телевидении. Я думаю, Гладков внес очень весомый вклад в нашу музыкальную культуру.

Кстати, поначалу, когда Гладков сочинял музыку к "Бременским музыкантам" и моим первым спектаклям, в его сторону сыпалось много критики со стороны ведущих композиторов страны. Эту ситуацию очень хорошо объяснил, по-моему, Хренников (Тихон Хренников, советский и российский композитор – примечание M24.ru), который сказал, что внуки музыку своих дедов недолюбливали, а вот композиции Гладкова их завораживали - что и вызывало прения в Союзе композиторов. Но прошло время, и теперь Гладков – признанный всеми мастер.

Хочу пожелать ему вдохновения и новых свершений. Я думаю, у него впереди - долгий творческий путь".

Михаил Боярский

советский и российский актер театра и кино, певец, телеведущий

"Геннадий Гладков - один из лидеров российского музыкального поля, композиторского искусства. Это живой классик, прикосновение которого к любому произведению является животворным: будь то спектакль, фильм или анимационная лента.

Большинство тех, кто сочиняет музыку, ориентируется на слушателей, а у Гладкова музыка - это то, что живет в нем самом. Его произведения ни на что не похожи. Его почерк фантастически красивый, добрый, талантливый.

На произведениях Гладкова выросло не одно поколение слушателей. У него очень добрая музыка, он христианин. Он очень скромный, но настолько могучий своим талантом, что, сколько бы он ни скрывался, все равно его музыка в сердцах у всех - от детей до взрослых.

Гладков для России - и не только - сделал столько, что переоценить его вклад в музку невозможно. Он поистине великий композитор".

Вечер в честь 80-летия композитора Геннадия Гладкова

19 февраля в Концертном зале Чайковского на Триумфальной площади состоится вечер "Перелистывая страницы...", приуроченный к 80-летию Геннадия Гладкова.

В концерте примут участие Михаил Боярский, Григорий Сиятвинда, Вячеслав Войнаровский и другие гости, которые поздравят мастера с праздником. Композиции Гладкова прозвучат в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки.

В программе - музыка и песни из кинофильмов, мультфильмов и телефильмов "Формула любви", "Джентльмены удачи", "Убить дракона", "Собака на сене", "12 стульев", "Дом, который построил Свифт", "Обыкновенное чудо", "Малыш и Карлсон", "Бременские музыканты" и других.


Артем Липатов

Сюжеты: Колонки , Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика