Москва 24

Культура

16 сентября, 2015

Владимир Юровский пообещал 80 премьер к юбилею Госоркестра Светланова

Фото: m24.ru/ Юлия Чечикова

Через год Госоркестр отпразднует 80-летие (первое выступление состоялось 5 октября 1936 г.). Фактически до круглой даты еще больше сезона, однако инициативный худрук Владимир Юровский решил пойти на шаг не просто смелый, а, на первый взгляд, даже безрассудный, и оттого по умолчанию привлекательный – попробовать приурочить к юбилею оркестра 80 премьерных исполнений.

"Не знаю, хватит ли нам для этого концертов", – сказал дирижер. С трудом верится, что худрук ГАСО, известный не только глубиной прочтений музыки разных эпох, но и решительным характером, неизменным профессиональным азартом, взялся за столь грандиозный замысел, не имея уверенности в его реализации. Владимир Михайлович вряд ли говорит о том, что груз первых исполнений целиком ляжет на его и без того обремененные многочисленными обязательствами плечи (в Великобритании у него как всегда чрезмерно насыщенный сезон с Лондонским филармоническим оркестром; в 2017 году добавится художественное руководство фестивалем Энеску в Румынии). Сверхзадачи – синоним деятельности Юровского, и за примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить летние просветительские концерты, посвященные 70-летию окончания Второй мировой войны, для которых дирижер составил программу, музыкально охватывающую практически все страны-участницы военных действий.

Владимир Юровский. Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

Юровский, как заботливый земледелец, изыскивает слабые растения на просторах музыкальной сферы (не только в России, но и за рубежом) и собственноручно возвращает их к жизни. Эта метафора относится, например, к традиции выступать в клинском музее-заповеднике Чайковского на посвящении в студенты первокурсников "Мерзляковки". Госоркестр Светланова приезжает сюда уже четыре года подряд, дает два концерта – дневной для будущих профессиональных музыкантов, и вечерний – для местной публики (в этом году мероприятия прошли 11 сентября). Эти выезды в область – тоже результат заинтересованности Юровского, который в прошлом сам был студентом Мерзляковского училища (в настоящее время – колледжа). Причем программы клинских концертов, как правило, не дублируются, только краями задевают друг друга.

Можно было бы говорить о дифференциации программ, исходящей из уровня музыкальной осведомленности публики, но Юровский никогда не делает поблажек среднестатистическому слушателю. Это касается, в том числе, дирижерского вводного слова, в котором предельная информативность облекается в форму эмоционального философского месседжа. В этом году Владимир Михайлович уделил особое внимание партитуре концертной сюиты Рихарда Штрауса из музыки к комедии Мольера "Мещанин во дворянстве". Пригретая Юровским публика давно во время его преамбул о музыкальных стилях, искусстве оркестровки, особенностях формы, историческом бэкграунде и проч. пытается анализировать услышанное. Формат концерта для мерзляковцев проходил в обстановке, максимально приближенной к домашней – дирижер вел живой диалог с залом, приправляя его тонкой иронией.

Работники музея Чайковского тоже не остались в стороне – презентовали дирижеру недавно вышедшие тома Академического полного собрания сочинений Чайковского – партитуру и клавир двух авторских редакций Первого фортепианного концерта, подготовленные П.Е. Вайдман и А.Г.Айнбиндер.


Несколькими днями позже Госоркестр вышел с худруком к столичной публике, исполнив в Большом зале консерватории программу из сочинений Владимира Тарнопольского, Бартока и Рахманинова. Собственно, именно на этом концерте, 15 сентября, Юровский объявил о своем намерении устроить парад премьер. Сочинение Тарнопольского "Дыхание исчерпанного времени" стало первым в этом списке. Удивительный парадокс – созданное в 1994 году, оно никогда прежде не исполнялось в России.

Шаг за шагом Госоркестр будет избавлять от риска быть забытыми произведения современников. Взяв на себя такую непростую культурную миссию, коллектив выглядит как гениальный художник, с кистями и мольбертами оказавшийся на улице: у оркестра, несмотря на статус и репутацию, остается нерешенной проблема собственной репетиционной базы. Исторически сложилось, что Госоркестр с самого своего основания проводил репетиции в Большом зале консерватории. Ситуация поменялась после ремонта здания на Большой Никитской. Пойдут ли навстречу оркестрантам власти города, обычно реагирующие на громкие юбилеи, пока неизвестно.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика