Движение ограничат на ряде улиц в Москве с 16:30

Новости

Новости

28 октября 2014, 16:00

Культура

"Квартет И" - о мужской дружбе, кризисе среднего возраста и новом спектакле

Леонид Барац, Ростислав Хаит (слева направо). Фото: m24.ru

Почему фильм "День выборов" нравится зрителям больше, чем "День радио", как мужчинам пережить кризис среднего возраста и как написать веселую современную пьесу. Об этом корреспонденту M24.ru рассказали участники "Квартета И" - Леонид Барац и Ростислав Хаит.

Пьеса о "среднем" человеке и спектакль с Челентано

Фото: m24.ru

- В ноябре в "Крокус Сити Холле" вы покажете спектакль "Письма и песни мужчин среднего возраста". Зрителям ждать сюрпризов?

Слава: Премьера состоялась в октябре 2012 года. В "Крокус Сити Холле" 22 и 23 ноября будет специальный выпуск спектакля. Его отличие от постановки в стенах нашего театра в том, что помимо группы "Несчастный случай" во главе с Алексеем Кортневым на сцену выйдут группа "Чайф", Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. Мы, скорее всего, разыграем пару новых писем.

- Артисты, которые участвуют в проектах "Квартета И", - ваши друзья?

Слава: В основном, да. Но, например, Бориса Гребенщикова нельзя назвать нашим близким другом, но его музыка подходит под концепцию этого проекта.

- Есть "звезды", с которыми хотелось поработать?

Слава: Челентано, Элтон Джон…

Леша: Нет, Элтон Джон нам не подходит.

Слава: Очень хотели пригласить Джона Леннона, но не договорились с ним в плане денег (шутка).

Фото: m24.ru

- Вы сейчас пишете новую пьесу. О чем она, уже можно сказать?

Слава: Точно не будет похоже ни на "День радио" и "День выборов", ни на дилогию "Разговоры мужчин" и "Письма и песни мужчин". Это будет что-то абсолютно новое.

Леша: В центре действия герой (его, скорее всего, сыграет Максим Виторган), который разочаровался в себе и пытается начать жизнь заново. Он думал о своих возможностях одно, а в итоге оказалось, что они "средние", и он сам "средний".

Слава: Герой разочаровывается, осознавая, какой он на самом деле. Кстати, он кинорежиссер, пытается снять кино.

Леша: В пьесе много сюжетных линий, пьеса получается многофигурная, поэтому мы ее пишем четыре года. Почему выбрали такой сюжет? Дело в том, что в последние восемь лет мы занимаемся кино и ощущаем на себе последствия мужского кризиса среднего возраста, то есть мы знаем, о чем говорим.

- Когда планируете закончить пьесу?

Слава: Может быть, конец 2015 – 2016 года.

- Это спектакль с последующей трансформацией в фильм?

Слава: Пока не знаем. Сначала нужно спектакль поставить.

Чехов как эталон мастерства

Леонид Барац. Фото: m24.ru

- Насколько ваши пьесы и сценарии кинофильмов автобиографичны?

Леша: Автобиографичных сюжетных линий нет. Есть фразы, ситуации, напоминающие о том, что с нами происходило или происходит. Персонажи максимально приближены к реальным прототипам. Но все-таки это лишь персонажи.

Слава: Как говорят, лирические герои.

- Пьесы писать легко?

Леша: Белый лист – это самое неприятное. Потом текст начинает складываться по кирпичикам: вот сценку написали, вот персонажи появились, вот - сквозная идея.

Слава: Любая фраза, которая неожиданно приходит в голову каждому из нас, может пригодиться. Но вот сюжеты – самое сложное, их мы придумываем хуже всего.

Леша: И в этой пьесе сюжет еще не до конца ясен. То, что мы рассказали, это идея. Что касается рецепта хорошей пьесы, то его нет.

- Когда "Квартет И" только появился, вы играли спектакли по классическим произведениям. Почему появилась необходимость писать пьесы самостоятельно?

Леша: Мы ставили Лабиша, Мольера. Тогда еще совсем не умели писать сами, не набили руку. А потом поняли, что можем писать пьесы про себя. Чехов, например, хорош тем, что его пьесы были о его современниках. То же и у нас. Люди приходят на спектакли "Квартета И", узнают в героях себя, свою жизнь.

Ростислав Хаит. Фото: m24.ru

- В интернете много отзывов зрителей по поводу вашей работы. Вам интересно их мнение, читаете?

Слава: Что касается меня, то я совершенно этим не занимаюсь. Леша – иногда.

Леша: Для того, чтобы понимать реакцию, знать, что дальше делать.

- Не было желания взять за основу спектакля или сценария к фильму историю человека со стороны, зрителя?

Леша: Историй много, но это какие-то отдельные вещи, частные моменты. А так, чтобы взять историю целиком – нет.

Слава: Один зритель – Лешин папа – в свое время предложил: "А давайте в "Дне выборов" победу одержат в Саратове, а не в Самаре". И мы использовали эту идею. Хотя поначалу она показалась абсурдной.

Кадр из фильма "День радио". Фото: kvartet-i.ru

- Как решили экранизировать спектакли?

Слава: В 2005 году к нам пришел человек, сказал, что хочет снимать "День выборов" и дал на это деньги.

Леша: Идея делать помимо спектаклей кино давно витала в воздухе.

Слава: А потом мы поняли, что не хотим, чтобы продюсером нашего кино был кто-то со стороны. Это наш продукт, мы потратили столько времени на его создание, и хочется заниматься им от и до.

- Не было страха, что сюжет спектакля потускнеет в телевизоре?

Леша: Страхи, конечно, были.

- А что в итоге? Вы сами как-то сказали, что первый блин комом. Почему?

Слава: Смотря с какой позиции оценивать фильм. Если с финансовой точки зрения, то мы никак не были заинтересованы в успешности проката "Дня выборов", потому что не участвовали в распределении прибыли. Из всех наших фильмов "День выборов" собрал наименьшее количество денег. Кроме того, у нас еще есть претензии к тому, как он сделан. При этом многим фильм нравится.

Леша: Люди не вдаются в подробности. Просто говорят, что "День выборов" лучше, чем "День радио". Наверное, так и есть.

Нам кажется, что фильм можно было сделать лучше. И "День выборов", и "День радио" сильно уступают по ощущения и по восприятию спектаклям. А вот фильм "О чем говорят мужчины" нравится кому-то больше, чем спектакль "Разговоры мужчин среднего возраста".

Фото: m24.ru

О критике, шутке и драме

- Гришковец нелестно отзывается о творчестве "Квартета И". Как вы относитесь к критике: болезненно или с юмором?

Леша: Что касается Гришковца, то это не критика была, а тотальное обвинение. К сожалению, Жене вообще сейчас ничего не нравится. Он в таком расположении духа, когда все его злит, и все ему неприятны. Жалко, потому что я очень люблю то, что Женя делает, особенно ранние работы. И отчасти "Квартет" учился на его произведениях. Плохо, что как драматург он сейчас меньше фигурирует, чем как человек, ругающий все на свете.

Слава: Это все история трех-четырех летней давности. Она уже не актуальна. Может, нужно с кем-то новым поссориться?

- Вопрос скорее не про Гришковца и "Квартет И", а про критику в общем.

Леша: Мы примерно понимаем, что мы умеем, а что нет. Гришковец в этом потоке хулы подметил вещи абсолютно точные. Например, он сказал, что у нас диалоги – это монолог, расписанный на роли. Действительно, за нами есть такая слабость. Кстати, за Женей тоже.

К конструктивной критике мы прислушиваемся. Но, как и все авторы, с трудом расстаемся с какими-то своими текстами и иллюзиями по поводу себя. Вот вбили мы себе в голову, что лучше всех пишем веселые диалоги.
Слава: И попробуй доказать нам обратное.

- Вы наверняка всеми руками за импровизацию?

Слава: Здесь нужно соблюдать грань. Есть и импровизация, которая абсолютно "в жилу". А есть отсебятина, которая загрязняет спектакль. Ситуации, когда тебе из зала что-то крикнули, и ты сумел ответить – это хорошо. Мы за дисциплинированную импровизацию.

- Шутить легко? Или это труд?

Слава: Когда есть четкая ситуация, четкие персонажи, то диалог пишется легко. Когда приходится вымучивать, выдумывать, то и диалоги "не катят".

Кадр из фильма "День выборов". Фото: kvartet-i.ru

- У участников "Квартета" единое представление о том, что смешно?


Леша: Мы ежедневно бьемся за каждое слово.

Слава: Если бы не было Сережи Петрейкова, который все записывает, то мы бы никогда ничего не создали. Именно он принимает конечное решение. Какой вариант ему понравится, такой и остается, просто потому, что он отвечает за записывание наших фраз.

- Не думали, что будет, если вам вдруг наскучить шутить?

Леша: Пока кажется, что это никогда не произойдет.

Слава: Если наскучит шутить, примемся грустить. Начнем писать драму, наши герои будут умирать.

Леша: А в зале по-прежнему будут смеяться. Понимаете, юмор – это способ осмысления каких-то ситуаций. Раньше ситуации были совсем легкими, комедийными. "Разговоры мужчин" уже посложнее: о семье, о женщинах, о себе. Но способ подачи – обшучивание, парадоксальные примеры горя, они делают все более выпуклым. Наш способ познания жизни – ирония и юмор.

Слава: И самоирония. С одной стороны это реализации себя и зарабатывание денег, с другой – перманентный юмор, как защита от окружающего мира.

Леша: Защита и осмысление. Как-то Бродского спросили, почему он пишет именно стихи. На что он ответил, что так ему легче понимать происходящее. У нас с юмором что-то похожее.

Леша: При этом в драматургии нельзя десять раз подряд шутить без смысла. К примеру, вот неудачный диалог:

- Положи мне деньги на телефон.

- На телефон? Скажи еще, чтобы я их на телевизор положил.

- Так ты положишь или нет деньги?

- Какие деньги? Денег нет – у нас коммунизм.

Кадр из фильма "О чем говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru

- Есть темы, на которые вы никогда не будете шутить?

Слава: Нет.

Леша: Важна уместность.

- Друг над другом шутите?

Леша: Конечно. Но на шутки не обижаемся.

- То есть любую шутку можно понять и принять?

Слава: Если она в рамках приличия. Если я говорю Леше, что он маленького роста, это смешно. Но он обижается. А когда он мне говорит, что я лысый, я не обижаюсь. Хотя это вообще не смешно.

- В одном из интервью вы сказали, что литературные источники вдохновения для вас – это Довлатов и Аверченко. Можете дополнить этот список?

Леша: Аверченко – не в первом ряду любимых писателей. Там Зощенко.

Слава: Не верченко тому, кто сказал про Аверченко.

Леша: Еще нравятся Ильф и Петров. А если открыть книгу Довлатова на любой странице, то создается ощущение, что ты дома.

Слава: Довлатов - это четко прогнозируемое удовольствие. Я года полтора специально не брал его в руки, чтобы забыть и с удовольствием вспомнить.

- А юмор коллег по цеху вам близок? Над чьими шутками смеетесь?

Слава: Ваня Ургант замечательно шутит. Тот же Гришковец. Я видел все его спектакли. И каждый трогает, задевает.

Леша: Чувствуешь созвучность. Мы с Женей работаем в похожих жанрах. Еще Слепаков пишет прекрасные песни. Блестящую пьесу написали Пресняковы. А потом по ней поставил спектакль Серебренников, спектакль "Изображая жертву".

Иногда невероятно смешные скетчи есть в программе "Шесть кадров".

Кадр из фильма "О чем говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru

Мужская дружба и имбирная настойка

- Все участники "Квартета И" - выпускники ГИТИСа. Вы ведь учились на одном курсе? Помните первые впечатления от знакомства друг с другом?

Слава: Первое общение стерлось из памяти. Помню, что Саша Демидов сказал, что "Горе от ума" написал Тургенев.

Но вот целостного впечатления после первой встречи ни о Саше, ни о Камиле, ни о Сереже у меня не сложилось.

Потом на первом курсе мы поехали на две недели на практику в какой-то колхоз. Там и познакомились уже основательно: Саша, Камиль, Слава, Леша и имбирная настойка.

- Что вас так долго держит вместе?

Слава: Имбирная настойка.

Леша: Во-первых, мы полезны друг другу. Поодиночке представляем меньший интерес.

- Ссоры возникают?

Слава: если бы они были крупные, мы бы уже не работали вместе.

Кадр из фильма "О чем еще говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru

- А в мужскую дружбу верите?

Леша: В общем, наверное, верим. Но некая идеализация этой дружбы а-ля поскакали все вместе за подвесками королевы - в прошлом. Сегодня дружба – это совпадение графиков, статусов и интересов.

Идеальная дружба, она не про жизнь. Она заканчивается либо предательством, либо смертью одного из друзей. А дружба обычная не требует сверхусилий и героизма. Героизмом оказывается ежедневное общение. Это сложнее, чем один раз вынести друга из пожара.

Слава: Хотя, меня попробуй вынеси.

- Кризис мужчин среднего возраста, о котором вы говорили в начале, вы все еще переживаете? Или это в прошлом?

Слава: У меня кризис среднего возраста выражается в том, что все время хочется спать.

Леша: Я его еще не прошел, не знаю, преодолею ли. Может быть, просто свыкнусь с тем, что положение вещей теперь таково. Кризис - это переоценка ценностей, претензий к себе и к жизни. Поняв, что все по-другому, и полюбить жизнь вновь – это и есть преодоление кризиса. Как говорил Сергей Довлатов: "Мужество – это любить жизнь, зная о ней всю правду".

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика