Новости

Новости

04 апреля 2016, 18:01

Культура

10 неизвестных: Библия, Ленин и монстры Гелия Коржева

Гелий Коржев "Беседа", 1989

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева, последнего великого русского реалиста XX века. Коржев – одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился в Москве 7 июля 1925 года в семье архитектора садово-парковых ландшафтов. Главным учителем его стал Сергей Васильевич Герасимов, профессор Суриковского института, русский импрессионист и один из основоположников соцрелизма в советском искусстве. Эта встреча на долгие годы предопределила как тематику произведений Коржева, так и его живописную манеру. Но история искусства соцреализма и всей страны сложилась так, что будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался неактуальным и почти неизвестным автором для нескольких поколений зрителей и профессионалов.

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Триптих Коржева "Коммунисты", посвященный Великой Октябрьской революции и состоящий из картин "Интернационал", "Гомер" и "Поднимающий знамя", стал важным явлением в истории советской живописи. На последней из них изображен безымянный боец революции, поднимающий красное знамя с булыжника мостовой. Примечательно, что Коржев в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей. Все его герои – обобщенные персонажи, в определенном смысле олицетворяющие весь народ целиком и воспроизводящие типичные сцены из повседневной жизни.

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Искусствоведы называют Гелия Коржева "художником русской беды" и считают его представителем сурового стиля, но сам он по этому поводу говорил: "Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!" Связано это, конечно же, с тематикой его картин: бедность быта, тяготы войны, мужицкая грубость, которые он изображал с невероятной прямолинейностью. Персонажи его картин не становятся героями. Даже тему Великой Отечественной войны он представляет не через подвиги и победы, а через портреты безымянных военных, которые представлены с безжалостной прямотой: изувеченными и грубыми.

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов: по договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал не вождей, а картины на различные темы, что стало возможно только в период оттепели 1960-х. "В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода – это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу," – говорил Коржев. Портреты простых людей стали для него живописным и социальным экспериментом.

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

"Облака 1945" – программное произведение Коржева. На картине изображены пожилые женщина и мужчина, который на войне потерял ногу. Но главное в картине – это социальный подтекст и та тишина, которая стоит в воздухе весенним или летним жарким полднем и так поражает людей, привыкших к постоянным обстрелам и бомбежкам.

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам
Он долго писал свой "Библейский цикл", оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. "Тут есть враги, есть друзья, но нет политики", – говорил он о сюжетах своих полотен. Картину "Благовещение" Коржев писал десять лет. И хотя вроде бы шел в ногу со временем и идеями так и остался не понят зрителем: впервые этот цикл был представлен не в России, а в США в 2007 году.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

Гелий Коржев "Беседа", 1989

"Беседа" – одно из немногих произведений, где мастер работал с портретом Ленина. В данном случае он использовал этот образ в метафорическом и символическом плане: Ленин изображен вместе с изможденным слепым стариком, который, с одной стороны, олицетворяет собой голодающий народ, а с другой, оказывается какой-то бесплотной силой, определяющей трагическую судьбу всего, или юродивым, предрекающим скорую гибель.

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 1990-х годов – все это нашло отражение в серии "Тюрлики", посвященной выдуманным чудовищам, вдохновленной полотнами Франциско Гойи и Иеронима Босха. Таким Гелий Коржев видел свое время. Его "Тюрлики" вызывают тошноту и отторжение, порой – еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, актуального подтекста. Еще при жизни художника цикл был представлен в московской галерее "Риджина".

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны отечественного искусства, очень узко понимающего реализм. Но его поздние сюрреалистические работы были однозначно более смелыми, нежели работы советского периода.

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

В середине 1980 годов художник возобновляет активную работу над философским библейским циклом картин, начатым еще в конце 1960-х. Эта работа продолжалась вплоть до смерти Гелия Михайловича 27 августа 2012 года. Посмертная выставка библейского цикла, которую при жизни начал готовить сам автор, прошла в Институте Русского Реалистического Искусства в 2012 году.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика