Москва 24

Город

21 июня 2016, 19:51

Индивидуальный подход: как сделать городские улицы удобными

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В центре столицы идут масштабные строительные работы по программе "Моя улица". Какой будет Москва по завершении благоустройства – читайте в материале m24.ru

Приводить в порядок улицы в Москве начали уже давно. Еще в 2012 году пешеходными стали Столешников переулок, Рождественка, Камергерский переулок, Кузнецкий Мост. Длина маршрута составила 1,9 километра. В 2013 году благоустроили уже 41 объект протяженностью 41,8 километра.

– Когда город столкнулся с тем, что необходимо модернизировать улицы массово, поняли что необходим документ, который облегчит архитекторам и заказчику жизнь. Документ, который задаст одинаково высокий стандарт качества для всех улиц и ускорит сроки разработки проектов. Если же делать индивидуальный проект на каждую улицу – потребуется гораздо больше времени, – говорит руководитель проекта разработки Стандарта благоустройства для Москвы, архитектор КБ "Стрелка" Екатерина Малеева.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

По стандартам

Так появился стандарт благоустройства. Стандарт предлагает общие подходы к благоустройству, не ограничивая при этом возможности для разнообразных дизайнерских решений.

– Стандарт – это руководство, как проектировать улицы в Москве, – говорит Екатерина. – У города есть глобальная цель – перейти от среды, которая приспособлена для проезда на внедорожниках к среде, где можно ходить пешком.

Стандарт рассчитан на то про то, чтобы люди проводили больше времени на улице, и там было чем заняться. Это один из основных критериев качества жизни в городе. За последние десять лет многие крупные мегаполисы обзавелись своими стандартами благоустройства улиц. Самый известный у Нью-Йорка, но Москва отличается от Нью-Йорка и просто так взять и перенести его стандарт на нашу почву не получится.

– КБ "Стрелка" работало над стандартом в течение года, и мы выпустили его в этом марте. После того, как мы передали стандарт заказчику, мы получили около 300 замечаний от департаментов правительства Москвы, так или иначе связанных с благоустройством улиц: транспорта, торговли и других. Мы все их учли. Сейчас стандарт находится на утверждении в правительстве Москвы. В ближайшее время его могут принять как обязательный к исполнению при проектах благоустройства всех улиц города. Сейчас обсуждается в каком объеме, в какой мере и какие его части станут обязательными.

Благоустройство городских улиц в официальную программу оформили в 2014 году. Программа "Моя улица" рассчитана на 2015–2018 годы. В 2016 году работы проводятся на 52-х улицах в историческом центре Москвы, а также семи въездных магистралях.


– Все проекты этого года уже разрабатывались с учетом тех рекомендаций, которые предлагал наш стандарт, – отмечает Екатерина. – При этом 38 улиц реконструируются по проектам, разработанным при КБ "Стрелка" при участии зарубежных и российских архитекторов.

Что из себя представляет стандарт

"Стандарт состоит из четверых книг. Первая – "Пространственный кодекс" – о том, какие бывают типы улиц и какие у них проблемы. Сотрудники КБ "Стрелка" собрали данные о более чем трех тысячах московских улицах в пределах МКАД. Мы выделили десять наиболее часто встречающихся типов. Но есть и уникальные улицы – порядка 50 адресов, которые не поддаются стандартизации. В этом году большинство проектов как раз уникальные – Тверская, Новый Арбат, Садовое и Бульварное кольца.

Садовое кольцо – это совершенно уникальный объект. Мало в каких городах мира есть такие вещи, как транспортная магистраль в центре города, которая режет городскую ткань, делая из города бублик. При этом на Садовом много пешеходов, которым там находится совершенно не комфортно. Создать одинаково комфортные условия для большого пешеходного и транспортного потока на Садовом – задача нестандартная.

Тверская улица тоже уникальный объект, где нужен специальный проект. До тех пор, пока ее не расширили в 1930-е годы, она была типичной радиальной улицей центра Москвы, такой, как, к примеру, Покровка. Затем из нее сделали огромный коридор. И сейчас у улицы узкие тротуары до пяти метров. И 34 метра ширина проезжей части, по которой несутся машины. Это совершенно инородный элемент для той городской среды, поэтому ее благоустройство требует особого подхода.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В интервью mos.ru директор проекта "Моя улица" бюро "Стрелка" Александра Сытникова рассказала, что для разработки проектов благоустройства приглашалиcь ведущие зарубежные архитекторы. Так вот, концепцию благоустройства Тверской улицы разработала голландская компания West 8. Это известное бюро с большим количеством знаковых проектов, например Madrid Rio (набережная Мансанарес в Мадриде). Руководитель West 8 Адриан Гезе неоднократно приезжал в Москву и лично изучал Тверскую улицу, готовил проект.


Вторая книга – это каталог типовых планировочных решений для улиц. Как организуются парковки, где следует размещать озеленение, остановки общественного транспорта, как и где должны быть организованы пешеходные переходы, островки безопасности, как выделить пространство для уличных террас, кафе и так далее. Все вещи, которые касаются пребывания человека на улице.

Третья книжка – это каталог типовых элементов благоустройства: скамеек, урн, ограждений, приствольных решеток и пр. Но в нем содержатся не конкретные скамейки, а технические требования к ним. Эти требования задают стандарт качества элементов благоустройства с точки зрения комфорта использования, долговечности. Любой производитель или дизайнер может взять этот каталог и на основе требований сделать свою скамейку.

В четвертой книге мы описываем, как сделать проект благоустройства самым эффективным способом. Мы делаем акцент на предпроектном анализе, потому что это дает возможность придумать долговечные и жизнеспособные решения, ведь благоустройство делается на 30 лет, если оно качественное.

Обычно техническое задание на проектирование выглядит как три листочка, где написаны технико-экономически показатели. Например, "Положить 200 квадратных метров гранитной плитки". Стандарт рекомендует разрабатывать детальные технические задания. Там прописано все, начиная от того, где размещены какие объекты исторического наследия. Как к ним правильно подойти с благоустройством. Вплоть до того, чтобы хотели жители прилегающих улиц и кварталов, чего им не хватает на этой улице

100 садов на Садовом

Садовая-Триумфальная улица. Фото: www.strelka.com

На Садовое кольцо вернутся сады XIX века. Здесь появится около 100 новых садов и площадей, а также высадят около 1,5 тысячи деревьев девяти разных видов. На Садовой-Триумфальной и Земляном Валу будут благоухать липы, на Смоленской площади и Валовой улице – груши уссурийские. Садовую-Спасскую и Зубовский бульвар украсят вязы, Садовую-Черногрязскую и Зацепский Вал – рябина, а Садовую-Кудринскую и Нижнюю Краснохолмскую – ольха. Ясени высадят на Крымском Валу в районе Парка Горького и Смоленском бульваре, лещину – на Садовой-Сухаревской, клены – на Новинском бульваре. Крымский Вал вблизи Калужской площади засадят яблонями.

Стандарт не только учитывает мнение людей, но и предусматривает исследование исторической ценности среды. Например, так появился проект "100 садов на Садовом".

По истории, Садовое кольцо названо так, потому что в царские времена был издан указ, что каждое домовладение, которое выходит на улицу, должно иметь палисадник, выходящий на улицу. У кого-то черешня росла, а у кого-то яблоня. Получилось разнообразие. Дальше город развивался, местность превратилась в бульвар, палисадники отрезали от застройки. А в 1930-е годы все вырубили.

Таким образом, на основе исторического исследования при благоустройстве улиц учитывается их исторический облик.

Фото: facebook.com/irina.irbitskaya

Архитектор, урбанист, директор центра градостроительных компетенций РАНХИГС при президенте РФ Ирина Ирбитская в целом положительно оценила программу "Моя улица", отметив, что при благоустройстве нужно не забывать и об удалённых от центра районах.

– Программа "Моя улица" – это очень маленький сегмент в жизни города. Безусловно, хорошо что такая программа есть и это делать надо. В городе появились новые пешеходные улицы, такие как Рождественка. Я так привыкла к ним, что уже не помню, когда они возникли. Однако, как специалист могу сказать, что начинать нужно было не только с фешенебельных районов центральной Москвы, но такие же усилия нужно было вкладывать в преобразование периферийных районов. Тех спальных районов, в которых живет большая часть населения города.

– Как из огромной и довольно разрозненной Москвы организовать единое городское пространство?

– При развитии города необходимо следовать недавно принятым Стандартам благоустройства. А также, скорее всего, нужно диверсифицировать Москву, а не создавать один Генплан на весь город. Речь не идет о том, чтобы поделить ее на части. Но организовать в каждом районе Москвы свой проектный офис, в котором жители будут встречаться с профессионалами. Дети с самого малого возраста, подключатся к преобразованию своего района. Тем самым возникнет необходимая укорененность жителей, которая делает города своими. Сейчас нет рабочего инструмента и механизма, через который жители могут грамотно сформулировать свои потребности.

– В Москве наблюдается тенденция отдавать преимущество не личному транспорту, а общественному. При этом активно закупаются новые автобусы. В состоянии ли общественный транспорт заменить личный и целесообразно ли это?

– Нужно понимать и к этому пришли абсолютно все развитые страны, что автомобиль не является городским транспортом. Городским является общественный транспорт. Как правило, автомобили используются исключительно для дальних перевозок. Поехать на дачу, на пикник, на уикенд. И лишь незначительная часть населения мировых городов может себе позволить пользоваться автомобилем в ежедневном режиме. Самый яркий пример – Япония. Там надо быть достаточно богатым человеком, чтобы иметь личный автомобиль. Очень дорогой паркинг, обслуживание, стоянки и так далее.

Это нормальная история – дестимуляция пользования личным автомобилем и стимуляция пользования общественным транспортом. Мы к этому идем, за что большое спасибо департаменту транспорта. У них не все гладко получается и может быть они, где-то ошибаются, но общий курс верный. У них есть центральная политика развития.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать