Новости

Новости

13 октября 2015, 14:09

Культура

Неизменно джазовый возраст: Легендарному Алексею Козлову - 80 лет

Фото: alexeykozlov.com

Если устроить, допустим, уличный опрос, то имя Алексея Козлова будет в первой тройке имен, связанных с джазом. Это безусловный успех. Алексей Козлов – суперзвезда. Никакой иронии: нет, пожалуй, другого человека, который бы в области джазовой такую формулировку заслужил по самому высокому гамбургскому счету. Именно "заслужил" – от "служения искусству".

Второй виниловый альбом своей группы "Арсенал", вышедший на "Мелодии" в 1983-м, саксофонист Алексей Козлов назовет "Своими руками". Надо иметь в виду, что образование у Козлова архитектурное, то бишь созидательное, и он всю жизнь живет именно по этому принципу: то, чего нет и что кажется необходимым, нужно делать своими руками, самому, никто за тебя не сделает. Для нынешнего юбиляра вообще характерно сочетание нонконформизма, стремления к свободе в творчестве, со стремлением создавать. Именно поэтому он работал во ВНИИТЭ – институте технической эстетики, ставшем колыбелью советского и постсоветского дизайна, а не в каком-нибудь тоскливом НИИ, проектировавшем унылые промышленные сараи. Именно поэтому создавал джазовые клубы в памятных старой гвардии московских любителей джаза кафе "Молодежное", "Ритм", "Печора" – местах, где из молодых "штатников", ребят, увлеченных американской культурой, выковывался цвет советского джаза. Опять же – своими руками.

Фото: alexeykozlov.com

Потому же, наверное, первые послевоенные профессиональные записи советского джаза – тоже с его участием: сделаны в Варшаве, во время фестиваля Jazz Jamboree в 1962-м. Там, конечно, случай правил бал, но выбор этого случая – а точнее, Московского горкома комсомола – нельзя не признать удачным: отобранная для поездки в Польшу шестерка была из лучших. И Козлов был среди них.

Он придумывал советский фри-джаз в ту пору, когда и традиционный-то для функционеров выглядел совершенно антисоветским, предательским, запредельно чуждым. Он создавал советский джаз-рок, влюбившись в эстетику совершенно, казалось бы, неприемлемой для джазмена хипповой рок-музыки. Он сделал невозможный по тем временам шаг навстречу отечественным рокерам, пригласив в свой состав музыкантов из легендарного подпольного "Второго Дыхания" – а потом, уже с другим составом, исполнял на полуподпольных концертах рок-оперу Jesus Christ Superstar, руководствуясь исключительно творческими мотивами, находясь в поиске нового музыкального языка.

Фото: alexeykozlov.com

Первый альбом его "Арсенала", записанный в Риге тем самым Александром Гривой, позднее ответственным за успех "Зодиака" и переизданный "Мелодией" к Олимпиаде-80, был страшным дефицитом: в Москве и Ленинграде его в продаже почти не было, но его везли из Киева, Одессы, Мурманска и Ростова. Странное дело: сегодня, в эпоху полной доступности любой музыкальной информации этот диск, как и упомянутый выше "Своими Руками", слушается свежо и совершенно оригинально, словно бы и не прошло тридцать пять лет. Недаром, кстати, "Своими Руками" переиздали в США, на родине джаза как такового, и в какой компании: компания East Wind выбрала , помимо "Арсенала", трио Ганелина, Алексея Кузнецова и Вагифа Мустафу-Заде – фактически лучшее из джаза, что было издано тогда на "Мелодии".

Фото: alexeykozlov.com

И перелом 1980-х, когда музыкальный мир сразило скрипучее звучание нарождавшейся электроники, не застал Алексея Козлова врасплох: он внезапно отказывается от медитативных фьюжновых полотен и поворачивается навстречу рваным молодежным ритмам, приводя в смятение уже буквально всех, но получая новую, неожиданную аудиторию. Более того, саксофонист рвет шаблоны и дальше, включая в состав хореографа Павла Брюна, прививавшего основы брейк-данса музыкантам, в жизни и вальс не танцевавшим! И надо сказать, получалось.

После этого в жизни Козлова было много всего: несколько составов "Арсенала", годы работы с компьютером; неожиданный веселый и хулиганский альбом "пионерских и блатных песен" с Андреем Макаревичем, работа со струнным квартетом имени Шостаковича, трио Ars Nova... И, конечно же, просвещение: Козлов еще с конца 1980-х проявил себя замечательным культуртрегером, сводя воедино все свои обширные знания в цикл статей, а затем – в книгу, вторую, третью... И среди них – доскональные, самоироничные и очень серьезные мемуары, названные строкой из пьесы друга Козлова, Виктора Славкина – "Козел на саксе".

Фото: ТАСС/ Владимир Смирнов

Сегодня, когда он выступает с опять обновленным "Арсеналом", составом, в котором нет ничего лишнего, лаконичным, отточенным, четким – на фестивале ли "Усадьба Jazz", в клубе ли своего имени на Проспекте Мира, еще где-то – он все так же вдохновенен, аккуратен, стилен. "Возраст не помеха" – так назвал когда-то американский мореплаватель-одиночка Уильям Уиллис свой плот, на котором в 72 года совершил трансокеанское плавание. Те же слова хочется сказать и об Алексее Семеновиче Козлове, вот уже который десяток лет бороздящем музыкальные моря на борту "Арсенала".

Построенного, как и все, своими руками.

С юбилеем музыканта поздравляют его друзья и коллеги

Саксофонист Игорь Бутман

Поздравляю дорогого Алексея Семеновича с юбилеем! Желаю ему крепкого здоровья, продолжения его замечательной деятельности. Он с детства был моим кумиром, и я очень рад, что он еще действующий музыкант – мы с ним дружим, хорошо общаемся, мы познакомились давно, на одном из фестивалей. Я хочу от всего сердца пожелать ему всего самого лучшего, удачи и хорошего настроения!

Фото: m24.ru/ Михаил Сипко

Президент фестиваля "Усадьба Jazz" Мария Семушкина

Я хочу поздравить Алексея Семеновича с днем рождения. Мы знакомы с первого фестиваля "Усадьба Jazz", который состоялся в 2004 году. Должна сказать, что Алексей Семенович внес невероятный вклад – в свое время, в начале 70-х, он был первым музыкантом, который вышел их чисто джазовой обоймы и стал экспериментировать с более молодыми музыкантами, увлекаться джаз-роком. Сейчас он играет с музыкантами, которые моложе него на 40-50 лет – не каждый готов к таким экспериментам.

Безусловно, его огромная заслуга в том, что он своей музыкой и неустанным желанием двигаться вперед расширил джазовую аудиторию, и на фестивале он играл на той площадке, которая всегда была отдана разнообразным форматам, более энергичной музыке. И это всегда поражало меня в нем – его внутренний молодой стержень.

Мне хочется пожелать, чтобы он и дальше продолжал экспериментировать, чтобы и дальше мог охватывать новые музыкальные формы и стили, и чтобы как можно больше молодых людей приходили к нему на концерты.

Фото: Алена Бжахова

Сюжет: Персоны
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика