Москва 24

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

В 2016 году сироты получат в Москве около 700 квартир. В столичных школах могут поставить велопарковки и оборудовать их камерами видеонаблюдения. В музеях и библиотеках предлагается организовать коворкинги для учеников, где они смогут свободно проводить время после учебы. О том, насколько хорошо дети знают свои права, почему ЕГЭ должно проводиться не только в мае и нужны ли бэби-боксы электронные каталоги нянь, в интервью m24.ru рассказал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

– Евгений Абрамович, вы стали уполномоченным по правам ребенка в 2009 году. Как за эти годы изменилась проблематика обращений?

– Многие решения, исполнения которых раньше приходилось добиваться штучно, сегодня в Москве вошли в автоматический режим и я включаюсь только в случае нарушений и спорных ситуаций. Это относится к записи детей в школы, обеспечение жильем детей-сирот.

Сейчас у детей появляются новые потребности. Например, мальчик с инвалидностью из Детского совета при уполномоченном поставил вопрос на недавнем совещании в Кремле: ему и детям с инвалидностью нужна не только реабилитация в санатории, но возможность поехать на отдых в детский лагерь для обычных детей. Они не хотят все лето лечиться, они хотят быть со всеми – это и есть настоящая инклюзия. Решить эту проблему не просто. Лагеря не готовы. Департамент соцзащиты, может быть, и не против отправить детей с инвалидностью на отдых со всеми, но те лагеря, которые выигрывают аукционы, не могут принять таких детей. У них нет необходимой инфраструктуры, кадров.

– Как обстоят дела с жильем для детей-сирот?

– У нас дети-сироты получают жилье в срок. В прошлом году произошла задержка: в декабре оставалось еще несколько десятков ребят, которые не получили квартиры. Но в начале 2016-го мы решили этот вопрос. Для сравнения: в других регионах дети ждут квартиры годами.

В столице примерно 500 квартир в год город предоставляет детям-сиротам. В 2016 году запланировано до 700 квартир. Каждый случай предоставления жилья рассматривается на специальной комиссии.

– Из какой сферы к вам стало поступать больше жалоб?

– В прошлом году стало больше обращений, связанных с образованием. Дело, может, и не в том, что с образованием стало больше проблем, просто родители стали обращать больше внимания на эту сферу, на правила итоговой аттестации, например.

Система записи в первый класс отлаживалась два года


– По записи детей в первые классы есть жалобы?

– Раньше в Москве были распространены скандальные истории: когда родители, чтобы записать детей в первый класс, дежурили у школы по ночам, жгли костры, вели списки... Сейчас этого нет.

Мы тогда предложили департаменту образования проводить запись детей в школы не в мае, а за год до начала учебы. Ведь все дети, которые пойдут в первый класс на будущий год, уже известны. Может быть, кто-то приедет еще в Москву, но в основном будущие первоклассники – это жители столицы, которых мы уже знаем. Система записи отлаживалась два года, теперь количество обращений на эту тему резко упало.

– В городе много детей, которые не имеют московской прописки, но их родители работают в столице и снимают здесь жилье. Как они попадают в школы?

– Проблемы есть с ребятами, у которых нет московской регистрации. Конечно, в этом часто есть нарушения со стороны родителей, но все дети все равно должны учиться в школе. Этих детей оформляют в школы в последнюю очередь в конце августа, уже перед самым начало учебы. Семьи без регистрации не могут войти в электронную систему. Но надо все-таки раньше, не в последнюю минуту знать, сколько таких ребят планируют пойти в школу, в каких районах они живут. Это не значит, что мы им сразу дадим место в школе, но мы будем понимать масштаб проблемы. Еще есть сложность, что некоторые дети приезжают жить с родителями в Москву в середине учебного года, и их тоже надо определять в школу.

Надо помогать частным детским садам, открывать сады на первых этажах домов


– Что происходит с записью в детские сады?

– По детским садам та же история. Сейчас есть электронная регистрация, все могут видеть, как идет запись и этот вопрос решен. В Москве ребенку с трех лет гарантировано место в саду. Сейчас планируется снизить "гарантийный" возраст до 2,5 лет.
Вопросы есть по детям, у которых нет постоянной регистрации, а есть временная. Эти дети имеют право на место в саду, но они стоят в очереди. Надо наращивать места в садах.

– Могут ли дети москвичей до трех лет попасть в детский сад? Ведь не все матери могут позволить себе провести три года в декрете.

– Есть проблема с устройством в сад в возрасте от 1,5 до 3 лет. Вот и в Кремле на упомянутом заседании мы обсуждали это сейчас. Эта проблема есть во всех регионах. Конечно, некоторые говорят: "Мама должна сидеть дома с маленьким ребенком". Хорошо, когда у мамы есть такая возможность. Но многие женщины, например, воспитывают детей одни, и им нужно ходить на работу, чтобы обеспечивать себя и малыша. Эту проблему надо решать.

– Как?

– Сейчас открываются группы временного пребывания для детей, куда можно привести ребенка на несколько часов, а не на целый день. Еще надо помогать частным детским садам, больше использовать первые этажи домов. Мы должны прийти к тому, чтобы детям с полутора лет было гарантировано место в детском саду.

На ЕГЭ по иностранным языкам поставили специальные кабинки


– Сейчас школьники сдают ЕГЭ, многие из них испытывают стресс во время экзамена, бывают случаи, когда детей запугивают учителя. Скажите, к вам поступают жалобы?

– ЕГЭ действительно зачастую проходит в пугающей для детей атмосфере, которую, увы, прежде всего создают взрослые, нагнетающие страхи – родители, учителя, пресса. Немало наших предложений уже учтено на экзамене – дежурство психологов, отказ от дальних поездок в пункт приема (в прошлом году были случаи, когда дети больше часа ехали на ЕГЭ).

В этом году гораздо больше ребят с инвалидностью сдают итоговую аттестацию. Возникают сложные вопросы, связанные с их сопровождением. Например, если ребята слабослышащие, глухие. Им нужен сурдопереводчик. Если они видят впервые, то не всегда хорошо его понимают. Все-таки к каждому сурдопереводчику ребенок должен адаптироваться. В прошлом году в экзамене по иностранному языку появилась устная часть. У детей возникало много технических проблем – наушники плохо работали, мешал шум в аудитории. В этом году в московских школах для этого экзамена поставили специальные кабинки.

Пресс-конференция: правовая и социальная защита детей в Москве

– У вас есть предложения по изменению процедуры ЕГЭ?

– Я считаю, ЕГЭ ребенок не обязательно должен сдавать в конце 11 класса. Надо дать возможность проходить экзамен в течение года. Может быть, ученик может сдать математику и биологию уже в марте, а географию еще в 10 классе. Есть много вопросов по содержанию контрольных материалов.

– С 2012 года в Москве действует детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребенка. Какие инициативы дети выносят на обсуждение?

– Самые разные. Те же ГИА и ЕГЭ. Работа кружков и секций. Участие детей в управлении школой. На последнем совещании в мае неожиданно для меня возникла велосипедная тема: много проблем, мешающих ее развитию. Ребята справедливо боятся московских водителей. Еще сложность в том, что сами ребята плохо знают ПДД и правила езды на велосипеде по городу. Детский совет предложил включить в уроки по Основам безопасности жизнедеятельности изучение правил передвижения на велосипеде. Просьбу направили в департамент образования. Ведомство поддержало эту идею. Начальник ГИБДД Москвы Виктор Коваленко тоже поддержал эту идею, теперь нужно найти варианты ее реализации.

Школьники просят сделать на территории школ специальные парковки для велосипедов


– В школу ученики ездят на велосипедах? Есть для этого инфраструктура?

– Ученики хотят ездить в школу на велосипедах. Для этого они просят сделать на территории школ специальные парковки. Причем на велопарковках должно быть установлено видеонаблюдение, которое поможет от краж. Это предложение детей из совета я направлю в департамент образования Москвы.

– Столичные школьники хорошо знают права ребенка?

– Мы делали несколько лет назад исследование. Оказалось, младшие школьники знают свои права и обязанности даже лучше, чем старшие. Хотя даже педагог с большим стажем может не знать всех аспектов Конвенции о правах ребенка.

Например, легендарная школьная записка. Один ребенок бросает ее другому на уроке. Если учитель действует в этой ситуации по конвенции, то он может только изъять записку, но вот читать ее не имеет права, тем более вслух перед всем классом. Многих учителей это удивляет.

– Может быть, нужно проводить тестирование на знание прав? Например, квесты по правам ребенка?

– Никаких тестов и контрольных! Ни в коем случае! Действительно, можно проверять знания в форме игровых квестов или викторин. Например, сейчас студенты Московского городского педагогического университета вместе с школьниками придумывают игровые формы изучения прав ребенка.

Не надо принимать тотальных решений по бэби-боксам


– Депутат Госдумы Елена Мизулина хочет внести в Госдумы законопроект, запрещающий анонимное оставление новорожденных детей в бэби-боксах. По этому законопроекту предусматривается административная ответственность юрлиц за создание бэби-боксов в виде штрафов. Какая у вас позиция?

– Тема бэби-боксов уже несколько лет будоражит общество. Не надо сейчас принимать тотальных решений. Сначала надо проанализировать этот вопрос, узнать все аргументы. Например, надо понять, может ли создание бэби-боксов увеличить количество отказников или, наоборот, уменьшить количество младенцев, которых родители выбросили в мусорные баки? Конечно, с точки зрения гуманизма, можно сказать: "Бокс может спасти жизнь хотя бы одному ребенку. И слава Богу!". И этот аргумент перекрывает вообще все другие аргументы.

– Как решается проблема с обучением детей, которые находятся на продолжительном лечении в больницах?

– Когда дети продолжительное время находятся в больницах, они должны учиться. Так и происходит. Проблемы есть с ребятами из других регионов, находящихся на территории Москвы в федеральных лечебных центрах. По закону, Москва не может их учить, хотя и учит. Мы обращались в Минобрнауки и Минздрав, чтобы решить этот вопрос. Министерство образования написало рекомендации, где сказано: если ребенок находится больше 21 дня, то надо начинать его учить. Почему 21 день? И кроме того, я считаю, это должно быть официально прописано в законодательстве. Надеюсь, в течение года поправки в закон будут приняты.

Нужно создать несколько коммерческих порталов, где будут размещены каталоги нянь


– После трагедии с няней, убившей ребенка, на "Октябрьское поле", вы предложили создать сайт советов по выбору няни. Будет ли эта идея реализована?

– Сложный вопрос. Для подбора нянь нужно использовать компьютерные технологии. У каждой няни может быть досье, где будет указано ее образование, опыт работы, рекомендации семей. Это не должен быть единый городской каталог нянь, скорее, нужно создать несколько коммерческих порталов, которые будут конкурировать между собой за родителей.

– Может быть нужно сертифицировать деятельность нянь?

– Многие нанимают сиделок неофициально. Вывести эту сферу труда в официальную плоскость трудно. Пока вместо официальной сертификации родители пользуются собственной бдительностью и интуицией.

– В одной из школ Подмосковного Королева учителя возобновили практику походов по квартирам учеников. Они проверяют, в каких условиях живут дети. Если они видят, что условия плохие: у ребенка нет рабочего места, кровати для сна, то обращаются в органы соцопеки. Как вы относитесь к такой практике? Можно ли эту идею реализовать в Москве?

– Когда-то, работая учителем, я тоже ходил по квартирам. Сегодня в мегаполисе это очень трудно сделать. Все подъезды закрыты. Коды, охрана. Не менее важно другое – чтобы детям было куда пойти. Школы должны быть открыты для детей постоянно, у детей должна быть возможность там заниматься в секциях. кружках, тем более – на базе тех больших образовательных комплексов, которые созданы в Москве.

– Чем там дети будут заниматься? Не ляжет ли дневное пребывание детей в школах дополнительной финансовой нагрузкой на родительский бюджет?

– Платность – не единственная проблема, это должно быть доступно территориально, должно быть интересно. Городу посильно сделать пространство, где дети могут развиваться и общаться после уроков. Это мера просто необходима, школы, музеи, лектории, библиотеки, культурные центры должны быть открыты для детей, заинтересованы в них.

Подготовили Анастасия Мальцева и Светлана Казанцева

Сюжеты: Интервью: Город , Как работает власть

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика