Новости

10 июля 2013, 14:56

Экономика

Один век и двадцать сотых: главный универмаг России отмечает 120-летие

Фото: ИТАР-ТАСС

Главный универмаг России в этом году отмечает 120-летие со дня основания. И хотя официальной датой открытия считается 2 декабря, юбилейные акции начались еще весной. Посетителям ГУМа независимо от возраста, достатка и эстетических предпочтений предлагают вспомнить самые яркие моменты его истории.

В ближайшие дни, 11 и 12 июля, в гумовском салоне красоты Dior Institut гости смогут воспользоваться дополнительными скидками на косметические процедуры и все продукты марки Dior. Подобрать средства для безупречного макияжа поможет ведущий визажист Вячеслав Сасин.

Третьего июля в главном магазине России устроили, пожалуй, беспрецедентную для Москвы раздачу фирменного гумовского мороженого. Чтобы избежать очередей, помимо традиционных киосков были открыты дополнительные точки. Кроме того, по первому этажу ГУМа курсировали велосипеды с мороженым. В честь юбилея приготовили 120 тысяч порций бесплатного мороженого в стаканчиках и 60 тысяч эскимо.

В честь юбилея в ГУМе бесплатно раздают мороженое

В апреле на одной из линий ГУМа демонстрировали выставку "ГУМ - фото 120-летия" - совместный проект универмага и журнала "Русский пионер". В экспозиции представлены архивные кадры старого ГУМа и современные снимки, сделанные известным российским фотографом Максимом Мармуром и напечатанные в рубрике "Фотоувеличитель" апрельского номера "Русского пионера". Советские женщины 1959 года смотрят на моделей Dior на Красной площади, а москвички XXI века любуются знаменитой стеклянной крышей и угоняют модные велосипеды.

Расположенный на Красной площади в самом центре Москвы, торговый комплекс ГУМ занимает целый квартал Китай-города. Здание ГУМа является памятником федерального значения. В настоящее время торговый комплекс принадлежит компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши.

Днем рождения ГУМа принято считать 2 декабря 1893 года, когда было открыто здание Верхних торговых рядов на Красной площади. Автором проекта выступил архитектор Александр Померанцев с участием инженеров Владимира Шухова и Артура Лолейта. Здание воздвигнуто в псевдорусском стиле, элементы декора позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны аналогичным архитектурным формам здания Исторического музея. В огромном трехэтажном сооружении размещается более тысячи магазинов.

В середине 30-х годов 20-го века здание готовилось к сносу, на его месте планировалось поставить огромное здание наркомата тяжелой промышленности. Во время Великой Отечественной войны в помещениях теперешнего ГУМа располагались некоторые госучреждения, а 9 мая 1945 года именно отсюда диктор всесоюзного радио Юрий Левитан передал в эфир сообщение о капитуляции гитлеровской Германии.

В 1953 году, после смерти Сталина, в здании Верхних торговых рядов был открыт самый большой в стране универмаг. Торговый зал делился на 11 отделов - текстиль, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые и посудо-хозяйственные товары, мебель и ковры, меха и головные уборы, канцелярские товары и игрушки, культтовары. Представленный в ГУМе ассортимент насчитывал более 30 тысяч наименований. Поначалу магазин собирал гигантские очереди, которые регулировала милиция.

Во времена Брежнева ГУМ во второй раз чуть не снесли, посчитав, что "торжищу" не место рядом с мавзолеем и Кремлем. Однако здание и магазин спас анекдотический случай: супруга одного из высших партийных руководителей, придя на примерку в одно из гумовских ателье, узнала о грядущем сносе и рассказала мужу. Так или иначе, в Минторг СССР позвонили и распорядились не исполнять направленное туда ранее решение под грифом "совершенно секретно". В 1970-е годы ГУМ становится самым большим торговым центром Советского Союза и одним из крупнейших универмагов в мире.

В декабре 1990 года ГУМ был преобразован из государственного учреждения в акционерное общество, однако традиционное советское название используется и сейчас. В начале XXI века ГУМ позиционирует себя как "торгово-развлекательный комплекс для людей, готовых жить в обществе потребления с человеческим лицом".

Сергей Новиков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика