Новости

Новости

27 ноября 2014, 16:09

Экономика

Почему мы покупаем: пять главных причин нашего "хочу"

Вышел шестой iPhone? Нужно срочно купить. Скоро зима? Придется обновить гардероб парой "тимберлендов". На старенький браслет Pandora уже не умещаются шармики? Ну, вы знаете, что делать…

Вечером 27 ноября в России наступает "Черная пятница" - онлайн-распродажа, во время которой десятки магазинов будут продавать свои товары с 70-процентными скидками. Заманчиво, правда?

M24.ru нашел пять причин, которые толкают нас на покупки (даже во время повышения цен), и выяснил, как не превратиться в шопоголика.

Фото: ТАСС / Александра Краснова

1. Шопинг как лекарство

Ученые утверждают, что покупки повышают в нашей крови уровень серотонина – гормона радости. Поэтому именно во время депрессии или осенней хандры светящиеся огнями торговые центры, разодетые манекены и примерочные выглядят так привлекательно. Может, новые туфли и не помогут забыть бывшего или сменить работу, зато на время заглушить неприятные эмоции у них наверняка получится.

Тут, правда, есть некоторая опасность: низкий уровень серотонина зачастую повышает импульсивность, а значит, у страдающей депрессией личности есть все шансы приобрести совсем ненужную вещь.

Согласно статистике, подведенной профессором медцентра Стэнфордского университета Лоррином Кораном, в основном поднимать себе настроение с помощью покупок склонны женщины – они составляют более 90 процентов "грустных" покупателей. Мужчин же недостаток серотонина чаще толкает на необоснованное проявление агрессии.

Хотя новое платье как средство от депрессии и правда использует чуть ли не каждая вторая девушка, специалисты предупреждают: на самом деле это – путь в никуда. Если вы постоянно тратите деньги на ненужные вещи только потому, что грустите и хотите себя утешить, то в конце концов превратитесь в шопоголика (или, по-научному, ониомана).

Ониомания – это зависимость от покупок или траты денег. Она характеризуется хроническим навязчивым стремлением совершать ненужные покупки в неконтролируемых количествах.

Согласно статистике, в России шопоголизмом страдает всего около 3 процентов населения. Однако если учесть, что порядка 90 процентов российских ониоманов сконцентрированы в мегаполисах типа Москвы и Петербурга, становится понятно, что в действительности это не такая уж и маленькая цифра.

Покупая, человек не решает проблемы, из-за которых у него возникла депрессия, он, скорее, просто создает себе еще одну. Тратит деньги непонятно на что, зачастую даже влезает в кредиты. А проблемы от этого ведь не исчезают.

Если сначала такие случаи единичны, то со временем покупки совершаются уже на любое негативное происшествие, даже незначительное, и используются как оправдание шопоголизму. Такое поведение мы наблюдаем в любом другом зависимом поведении. Причем если в начале "карьеры" у шопоголика возникают в основном положительные чувства, ему хорошо, когда он покупает, то со временем хороших эмоций становится все меньше. Человека начинают мучить чувство вины, подавленное состояние, появляются проблемы.

В шопоголизме покупка – это всегда иллюзия чего-то. Человек думает, что лечит свою депрессию, улучшает настроение, решает проблемы. На самом деле ничего этого не происходит.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

2. Шопинг ради повышения статуса

Сумка Louis Vuitton или, на худой конец, Furla, очки Vogue, ремень Calvin Klein, iPhone и главный маст-хэв – длинная шубка. В более молодежном варианте – кеды Converse, поло Fred Perry и пуховик MonCler. В нормальном московском обществе принято любить дорогие и брендовые вещи, так что их покупка – почти закон выживания.

С одной стороны, это не так уж и плохо: многие бренды действительно выпускают качественный продукт, который служит своему обладателю годами – а мы зачастую, как говорится, не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Но есть проблема: русским людям характерна склонность преувеличивать значение брендов.

В общем, одно дело – время от времени покупать качественные сумки, технику и обувь, но совсем другое – презирать при этом масс-маркет в лице Zara и H&M, обходить стороной блошиные рынки (между прочим, на них можно найти много интересного) и отвергать шампуни, выпущенные дешевой "Чистой линией" или Natura Siberica.

Шопоголики относятся к зависимым людям потому, что имеют непреодолимое влечение делать покупки - при любом негативном событии или чувстве. При этом купленные вещи не нужны им, они потом не знают, что с ними делать.

Если же покупки реально необходимы, они применяются в жизни по назначению и со временем окупаются - это нельзя назвать шопоголизмом.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

3. Шопинг ради повышения самооценки

Покупки могут обладать поистине магической силой: иногда нам кажется, что именно надев новую рубашку, удастся найти работу, именно в новом платье получится затмить подругу на вечеринке, именно новые сапожки соберут на себе взгляды всех мужчин города.

Желание повысить с помощью шопинга самооценку очень схоже с желанием поднять статус. Только в первом случае человек, самоутверждающийся за счет покупок, чуть меньше заботится о том, что о нем думают окружающие. По сути, покупки, конечно, не поднимают самооценку, но если не копать глубоко, можно признать, что небольшой самообман иногда идет на пользу - в конце концов, люди воспринимают нас так, как мы сами подаем себя. Только вот увлекаться таким шопинг-самообманом не стоит.

Причина ониомании, в принципе, всегда одна – это какие-то нереализованные желания, которые человек пытается компенсировать с помощью покупок, а также подавленные чувства, которых он не осознает.

Если это действительно перешло в стадию зависимости, то прежде всего необходимо осознать ее и начать контролировать свои импульсы. Если не получается, лучше обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту, который специализируется на поведенческих зависимостях.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

4. Шопинг как исполнение детской мечты

Итак, стремление много и часто покупать – обычно банальное следствие разных нереализованных желаний. Допустим, вы выросли во времена, когда в продуктовых не хватало колбасы, а в универмагах было всего два варианта платьев: бежевые и в горошек. Вполне естественно, что, начав зарабатывать деньги, вам захочется красиво одеться. А потом еще раз захочется. И еще.

Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы тратить деньги на свой гардероб. Однако нужно понимать, что всех вещей на свете не купишь, да и вернуться в прошлое, чтобы подарить себе-в-юности обновки тоже не выйдет.

Бывает и такой вариант: предположим, в детстве девочке хотелось одеваться хорошо, а родители не могли себе этого позволить. Из-за чего у ребенка были проблемы в школе – одноклассники обижали, потому что она была плохо одета.

В дальнейшем, как вариант, может развиться шопоголизм: она покупает одежду, чтобы с помощью нее расположить к себе людей, так как с детства не реализовала потребность быть популярной, нравиться людям. Но этим она вовсе не решает свою проблему: те, кто обижал ее, уже давно в прошлом, и для того, чтобы нравиться окружающим, не обязательно иметь много одежды.

Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Фото: ТАСС / Александра Краснова

5. Шопинг как контроль над своей жизнью

В магазине можно быть настоящим властелином своей судьбы – особенно если только что пришла зарплата или вы открыли себе кредитку. Появляется своеобразное чувство свободы – ощущение, будто, распоряжаясь деньгами и позволяя себе покупать все, что захочется, вы полностью берете под контроль свою жизнь.

Конечно, это лишь иллюзия, причем довольно опасная: рассуждая таким образом, можно необдуманно пополнить свой гардероб множеством бесполезных вещиц.

Это не столько свобода, сколько ее иллюзия. Шопоголикам кажется, что они, как властные люди, контролируют ситуацию и свой кошелек, могут позволить себе все, что хотят. Но они не видят, что лежит за подобным поведением – чувство вины, проблемы с близкими, долги, подавленное состояние и так далее. По сути, они как раз таки лишают себя реальной свободы, надевая оковы зависимости.
Дарья Травинская
психолог, специалист по зависимости от покупок

Как распознать в себе шопоголика и что с этим потом делать*

Вы - потенциальный (а может, уже и настоящий) шопоголик, если:

  • испытываете внезапные порывы что-нибудь купить, причем, как правильно, зачастую совершенно ненужное и бессмысленное,
  • часто покупаете ненужные вещи, тратите больше денег, чем можете себе позволить,
  • радуетесь вещам только в момент их приобретения, затем редко или вообще не пользуетесь купленными товарами,
  • предпочитаете ходить по магазинам в одиночестве и никогда не покидаете их без покупок,
  • ходите по магазинам значительно дольше, чем планировали, когда отправлялись за покупками.

Если большинство из пунктов вы можете отнести к себе, то вот вам советы про то, как контролировать траты:

  • составляйте список необходимых покупок и не тратьтесь на солнечные очки, если пришли в торговый центр за меховыми сапогами,
  • не покупайте новое, пока не использовали старое: поверьте, вам не нужна пятнадцатая пара джинсов,
  • если вам понравилась вещь, не покупайте ее сразу, а лучше на время отложите на кассе, чтобы отвлечься и спокойно обдумать, действительно ли она вам нужна,
  • не покупайте одинаковых вещей - когда ваш взгляд упадет на очередное платьице в стиле беби-долл, вспомните, что в вашем гардеробе таких уже целых пять,
  • заранее определите сумму, которую готовы потратить на покупки и не "вылезайте" за ее границы.

* рекомендации с сайта психолога Дарьи Травинской.

Фото: apple.com

Из ТЦ - в книжный и AppStore

Кстати, хотя для большинства шопоголиков приманкой выступают одежда, обувь и аксессуары, есть среди них и такие, которые фанатеют от приобретения, к примеру, посуды, бижутерии или фарфоровых слоников.

Что касается мужчин (они составляют не более 5 процентов от всех шопоголиков, тем не менее, их число, согласно статистике, постоянно растет), то они предпочитают тратить деньги на гаджеты, органайзеры и принадлежности для рыбалки.

Например, фронтмен Sex Pistols Джон Лайдон недавно признался в интервью The Telegraph, что за два года потратил более 10 тысяч фунтов стерлингов (около 15,5 тысяч долларов) на приложения для своего iPad. Он покупал все, что предлагали в играх Game of Thrones, Game of War, Real Racing.

Я, как идиот, совсем себя не контролировал. Теперь я стараюсь. Но во мне живет ребенок, понимаете? Часть моего детства у меня отобрали, вот я все и пытаюсь вернуть его назад.

*Лайдон в возрасте семи лет заболел менингитом спинного мозга и в течение полугода периодически впадал в кому. Из-за этого музыкант почти не помнит своего детства.

Джон Лайдон
фронтмен Sex Pistols

Еще одна страсть многих шопоголиков - это книги. Хорошо, если вы любите читать, но все же не стоит бездумно скупать издания, не задумываясь, где найти время на то, чтобы с ними ознакомиться.

Юлия

Фото: m24.ru

"Я постоянно оставляю в книжном магазине чуть ли не ползарплаты. Однажды за раз накупила себе книг на 25 тысяч рублей. Там было все - разные психологические пособия, какие-то новинки, мой любимый Терри Пратчетт в оригинале.

Я могу часами сидеть в книжном, знакомиться с только что поступившими в продажу произведениями, перелистывать классику, изучать разные издания.

Самое ужасное в том, что половину из купленных книг я даже не успеваю прочесть. Они так и остаются нетронутыми стоять на полке, а я иду за новыми".

Анна Теплицкая

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика