Москва 24

Экономика

27 ноября 2018, 16:01

Как не спутать звонок из банка с мошеннической схемой?

Фото: depositphotos/tatsianama

Банки стали требовать от клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы. Несколько клиентов банков столкнулись с блокировкой карт из-за переводов, не превышающих тысячу рублей, сообщает газета "Известия".

Руководитель аналитического центра компании, занимающейся информационной безопасностью Zecurion Владимир Ульянов пояснил в беседе с порталом Москва 24, что подобные схемы могут использовать мошенники для получения доступа к персональным данным банковских клиентов.

"Часть этих случаев, когда транзакция приостанавливается и запрашиваются документы, – это запрос не от банка, а от мошенников. При этом самые характерные показатели, что это происходит не мгновенно, не в момент осуществления операции, а спустя какое-то время. Сначала операция прошла, а затем приходит SMS или звонок, разные схемы используются", – сказал эксперт.

Он подчеркнул, что когда есть сомнения в том, действительно ли информация пришла из банка, нужно связаться с представителями кредитной организации по официальному номеру и уточнить, на каком основании необходимо предоставить информацию.

В запрашиваемой информации содержатся сведения, которые могут быть полезны злоумышленникам. Это не логин и пароль, а номера счетов, номера карт, персональные данные: часто требуют назвать кодовое слово, номер паспорта, адрес регистрации, то есть что-то, что поможет оператору подтвердить, что абонент на той стороне действительно является тем, за кого он себя выдает. "Злоумышленники тоже эти вещи знают и пытаются информацию выведать", – пояснил Ульянов.

Несоразмерно затратам


Фото: depositphotos/Wavebreakmedia

По мнению эксперта, маловероятно, что банки будут заниматься "расследованием" операций в тысячу рублей, поскольку это несоразмерно затратам на их обработку. Банки – клиентоориентированные организации, поэтому абсолютно не в их интересах беспокоить клиентов по таким мелким поводам, считает эксперт.

Другое дело, если банк зафиксирует подозрительную для клиента активность. Например, человек пользуется банковскими услугами дважды в месяц, чтобы снять деньги в банкомате, и вдруг начинает переводить деньги на разные счета. В таком случае сотрудники могут связаться с абонентом и выяснить, действительно ли он совершил транзакцию или нет.

Обоснование смысла перевода банк может запрашивать, если речь идет о крупных транзакциях – более 600 тысяч рублей. По закону, кредитные организации должны проводить подобные процедуры, чтобы убедиться, что это не транзакция с целью отмывания денег или финансирования террористических организаций. В случае с 1 тысячей рублей такой серьезности нет, полагает эксперт.

"Надо в каждом конкретном случае смотреть, откуда был звонок, с какого номера пришло SMS. Всегда можно найти концы и цепочку распутать: может, какие-то банки тестируют систему выявления потенциальных опасностей и несанкционированных транзакций. Но я не думаю, что банки будут эту систему масштабировать", – резюмировал Ульянов.

Сбербанк, Бинбанк и Тинькофф-банк заявили, что не сталкивались с массовыми блокировками переводов клиентов на небольшие суммы. Во всех трех банках рассказали, что обращаются к каждому клиенту индивидуально, если есть подозрения в мошенничестве.

Евгения Маркова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать